ТЕХНОЛОГИИ

15 вопросов о «Дія City». Условия вступления, налоги, гиг-контракты вместо договоров с ФЛП

15 July 2021, 17:15
16 мин чтения
Добавить в закладки

Любую статью можно сохранить в закладки на сайте, чтобы прочесть ее позже.

Дарья Чернина
Дарья Чернина Открываю у предпринимателей сверхспособности, показываю потустороннюю силу компаний.
Режим чтения увеличивает текст, убирает всё лишнее со страницы и даёт возможность сосредоточиться на материале. Здесь вы можете отключить его в любой момент.
Режим чтения

Режим чтения увеличивает текст, убирает всё лишнее со страницы и даёт возможность сосредоточиться на материале. Здесь вы можете отключить его в любой момент.

«Дія City» в Украине — быть. Верховная Рада Украины приняла во втором чтении и в целом законопроект № 4303. За специальный правовой режим для IT-компаний в Украине проголосовало 262 народных депутата. В законопроект добавили запрет на участие в «Дія City» компаний по организации азартных игр. Также упростили условия вступления для стартапов.

По мнению чиновников, «Дія City» создаст в Украине прогрессивный IT-кластер. С этим не согласны представители IT-отрасли. Уже несколько дней они разбивают свои лэптопы об асфальт у стен парламента, уверяя: IT и так работает исправно. Редакция Vector разобралась, как будет работать спецрежим и почему айтишники не рады.

Что такое «Дія City»?

Осенью прошлого года Министерство цифровой трансформации представило новый проект «Дія City» — специальный правовой режим для украинских IT-компаний, а также иностранных IT-компаний, которые зарегистрированы на территории страны.

В действие его вводят два законопроекта — № 4303 «О стимулировании развития цифровой экономики» и № 5376 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно стимулирования развития цифровой экономики в Украине».

Чиновники выделяют такие цели «Дія City»:

  • объединить в виртуальный хаб украинские IT-компании;
  • снизить налогообложение для резидентов проекта;
  • обеспечить безопасное ведение бизнеса;
  • создать дополнительные рабочие места (с 200 000 до 450 000 к 2025 году);
  • увеличить доходы от IT-отрасли с $6 млрд до более чем $16,5 млрд к 2025-му;
  • прозрачность документации перед иностранными инвесторами;
  • помощь в привлечении инвестиций.

Как итог, подобные меры должны увеличить долю IT-сектора в ВВП страны до 10%. Сейчас этот показатель колеблется между 3–4%.

Зачем разработали «Дія City»?

В первую очередь, для защиты бизнеса. Украинская IT-индустрия стала активно развиваться в 1990-х годах с выходом на рынок аутсорс-компаний — ELEKS, SoftServe, Miratech. Украинские IT-специалисты хорошо зарекомендовали себя на рынке, и иностранные компании начали активно с ними сотрудничать.

Вместе с аутсорсингом на украинский рынок вышли иностранные консалтинговые компании (PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young), появились продуктовые компании и стартапы. По состоянию на 2012 год вклад в ВВП от IT составлял 0,8%, в 2015 — до 3%. В том же году количество украинских IT-специалистов достигло 74 000. Рос экспорт IT-услуг: с $1,9 млрд в 2016 году до $5 млрд в 2020. К этому году количество IT-специалистов возросло практически в три раза — до 200 000.

Чем стремительнее развивалась отрасль, тем больше ею интересовались правоохранители. Первые обыски в IT-компаниях начались еще до Евромайдана и активно продолжились после. По подсчетам журналистов, в период с 2012 по 2016 годы от рук полиции и СБУ пострадало более 70 IT-компаний.

Среди них: Zfort Group, GlobalLogic, Nic UA, Steep Host, Luxoft, Intego, Lucky Labs, KM Core. Среди поводов для обысков — подозрение в неуплате налогов, нарушение авторских прав, отмывание денег.

В 2017 году, после обещаний правительства решить вопрос с неправомерными обысками и вымогательством, в СБУ начали проводить обыски под новым предлогом — в рамках «противодействия киберагрессии РФ». Таким образом, софт с российским кодом позволил киберполиции блокировать работу любой компании в Украине.

Среди пострадавших оказались YouControl, SоftMap, Wnet и одна из крупнейших инвестиционных компаний Dragon Capital. Это повлекло за собой массовое негодование: пострадавшие созывали пресс-конференции, создавали петиции президенту и даже выходили на улицы, скандируя: «Прочь рейдеров от бизнеса». В большинстве случаев суд становился на сторону украинских компаний.

Обязательно ли всем IT-компаниям Украины вступать в «Дія City»?

Нет, членство в «Дія City» добровольное. Введение специального правового режима никак не повлияет на работу компаний, которые не захотят вступать в «Дія City». При этом в статье 2 народные депутаты добавили запрет на прямое или опосредованное принуждение к вступлению в спецрежим.

Какая компания может войти в «Дія City»?

Это может быть аутсорсинговая компания, R&D, продуктовая компания или стартап. Они смогут получить членство, если соответствуют следующим критериям:

  1. Компания осуществляет один или несколько видов деятельности, о чем указано в ее уставе и/или сведениях о ней, содержащихся в Едином государственном реестре. Ко второму чтению законопроекта народные депутаты расширили виды деятельности, включив робототехнику и кибербезопасность. Ознакомиться с видами деятельности можно тут.
  2. Штат от девяти сотрудников.
  3. Размер зарплаты (или вознаграждения) для работников должен быть не меньше 1200 евро по официальному курсу НБУ (примерно 38 679 грн на момент публикации текста).
  4. 90% доходов компании — от ее специализированных видов деятельности.

Запрет действует для компаний по организации азартных игр. Также компания, утратившая резидентство, не сможет в течении года повторно подать заявление о вступлении.

Какие стартапы могут войти в «Дія City»?

Для стартапов действуют те же правила, кроме второго пункта. Зарплата на момент вступления может быть ниже указанной планки. Для стартапов предусмотрен переходный период от одного года до двух, в течении которых компании обязуются выйти на «минималку».

Также из условий — годовой оборот компании не должен превышать 7 млн грн, а стартап должен быть создан не ранее, чем за 24 месяца до момента вступления.

Нужно ли платить обязательные членские взносы после вступления?

Такая мысль у Минцифры была. В первом варианте законопроекта все компании-резиденты были обязаны вступать в Организацию «Дія City». Ее цель — развивать IT-образование в стране, а также популяризировать украинский хаб в мире. Для этого в ходе собраний члены Организации должны были устанавливать регистрационные и членские взносы. О конкретных суммах речь не шла. За неуплату резиденту грозило исключение.

Подобную «обязаловку» не поддержали в IT-сообществе. Поэтому в ходе редактирования законопроекта обязательное вступление в Организацию заменили добровольным. Соответственно, это отменяет обязательные взносы для всех компаний, но не исключает их вовсе.

Ранее в Европейской бизнес-ассоциации подчеркивали: согласно КЗоТу, компании и так могут создать саморегулируемую организацию резидентов. То, что запуск этой организации прописан в законе, может грозить дополнительной непрямой налоговой нагрузкой и чрезмерным регулированием. Также есть вероятность, что со временем участие в ней снова станет обязательным.

Из дополнительных растрат: ВРУ утвердила обязательный независимый аудит. Первый отчет компания должна будет подать за первые шесть месяцев со дня вступления. В дальнейшем — раз в год до 31 декабря. Обязательный аудит за первые месяцы в «Дія City» не распространяется на стартапы.

В чем выгода «Дія City» для компаний?

«Дія City» устанавливает специальный правовой режим для ее членов

Это подразумевает:

  • компании могут выбрать удобный способ налогообложения — налог на выведенный капитал (ННВК) (9%) или налог на прибыль (18%).
  • неизменные налоговые ставки сроком на 25 лет.

Для стимулирования инвестиций:

  • 0% налога на доход от продажи физическим лицом доли в компании-резидента, если он владел ею более года.
  • 0% на доход физлиц в качестве дивидендов, начисленных компанией-резидентом при условии их выплаты не чаще, чем раз в два года.
  • Налоговая скидка (по НДФЛ) на сумму инвестиций в украинские стартапы. Размер скидки будет зависеть от суммы сделки.

Спецрежим создает особенные условия труда

Работодатель сможет на выбор заключать с сотрудником либо трудовой или гражданско-правовой договор, либо гиг-контракт. Последний подразумевает прописанные нормы для работника: отпуск до 17 рабочих дней в год, ограничение рабочей недели до 40 часов, больничный.

Имплементация привычных для венчурных инвесторов механизмов инвестирования и управления

Речь идет о:

  • конвертируемых облигациях (Convertible Loan);
  • договорах между акционерами компаний (Shareholders’ Agreement);
  • ликвидационных привилегиях (Liquidation Preferences);
  • акционерной собственности работников (Option & ESOP);
  • поручительстве и убытках (Warranties & Indemnities);
  • возмещении убытков (Liquidated Damages).

Сможет ли член «Дія City» продолжать сотрудничество с ФЛП?

Да. В финальной версии закона депутаты оставили возможность для компаний продолжать сотрудничество с ФЛП. Ранее шла речь о том, что гиг-контракты должны заменить гражданско-правовые договора с ФЛП. По мнению чиновников, налог на доход ФЛП значительно меньше, чем для трудоустроенного лица. Таким образом компании оптимизируют налогообложение, а государство недополучает деньги в бюджет.

Что дает «Дія City» сотруднику IT-компании?

Для персонала компаний, работающего по трудовому или гражданско-правовому договору, ничего не изменится.

Для гиг-специалистов устанавливаются следующие правила:

  • налог на доход физических лиц (НДФЛ) по ставке 5%;
  • ЕСВ в размере 22% от минимальной заработной платы;
  • 1,5% военного сбора.

При этом, если у человека открыт ФЛП и он работает по гиг-контракту, ЕСВ не суммируется.

Какие еще нюансы есть у гиг-контрактов?

Гиг-работник может работать в офисе или удаленно. Если работник выбирает дистанционный формат, доказать факт переработки будет практически невозможно. Согласно закону, такая работа «не поддается точному временному отсчету», а специалист «планирует свой день самостоятельно».

Из нюансов подобной формы труда в законе «Про стимулирование развития цифровой экономики» можно выделить следующие:

  1. Работодатель может уволить гиг-работника в первые три месяца работы и предупредить его за три дня (ст. 29).
  2. Работодатель может без причины разорвать договор с работником, предупредив его за 30 дней (ст.29). Эта норма противоречит Конвенции Международной организации труда № 158, где указано, что нельзя без причины уволить работника.
  3. Также можно будет уволить человека, если он пребывает в режиме «недееспособности» более месяца. Например, находится на больничном (ст. 34).
  4. Работодатель сможет контролировать работу гиг-сотрудника с помощью цифровых средств, например, видеонаблюдения. При условии, что это не затронет личную жизнь персонала (ст.30).

Защитит ли «Дія City» мою компанию от обысков?

Момент спорный. Де-факто, чиновники обещают, что членство в «Дія City» действительно защитит компанию от несанкционированных обысков. Де-юре, это обещание пока никак не оформлено.

Для регулирования неправомерных действий полиции в Верховной Раде вместе с законопроектом № 4303 был зарегистрирован № 4305 «О внесении изменений в уголовное законодательство, что касается особого порядка осуществления расследования уголовных правонарушений с целью обеспечения надлежащих условий для развития цифровой экономики».

В феврале 2021 года законопроект сняли с рассмотрения из-за решения Комитета ВР по вопросам бюджета. По мнению экспертной комиссии, утверждение законопроекта «может привести к увеличению расходов из госбюджета на содержание в учреждениях исполнения наказаний осужденных к лишению свободы лиц». Другими словами, сажать виновных в обысках экономически невыгодно для страны.

Ранее советник министра цифровой информации Денис Алейников предлагал внести членов «Дія City» в список людей, к которым применяется особый порядок расследования (ст. 480 УПК). В этом списке находятся народные депутаты, члены НАБУ, судьи, адвокаты.

Почему IT-сообщество протестует против «Дія City»?

Первыми против введения особого правового режима выступили IT-специалисты. Согласно данным DOU, в апреле этого года 79% опрошенных айтишников выступило против введения «Дія City».

Две самые популярные причины — недоверие к государственным проектам и нежелание перемен.

21 мая петиция на сайте Президента Украины против введения режима собрала 25 654 подписей. Ее автор, бывший Solutions Architect в EPAM Егор Чумаков подчеркнул: нет никаких гарантий, что следующее правительство не будет использовать подобные режимы как инструмент давления на бизнес. Это, в свою очередь, может привести к коррупционным рискам.

Ко второму чтению народные депутаты убрали ряд пунктов, против которых ранее высказывалась Гильдия IT-специалистов. Из главного — убрали статью о непереманивании, которая запрещала специалисту переходить к конкурентам. Пункт о неконкурентности ослабили — работодатель все еще может прописывать в договоре условия неконкурентности с аналогичными компаниями. Они будут действовать на протяжении года после прекращения трудовых отношений. При этом работодатель обязан указать четкий перечень видов деятельности, которыми занимается его бизнес. Сотрудник может отказаться подписывать такой договор. Это не должно никак повлиять на его работу в компании-резиденте.

Несмотря на это, IT-специалисты все равно не поддержали закон. 13 и 15 июля у стен Верховной Рады работники отрасли организовали акции протеста против принятия спецрежима. По мнению активистов, закон лоббируют большие компании в ущерб малым.

В итоге на сайте Президента Украины появилась вторая петиция с просьбой ветировать закон, а также отправить в отставку министра цифровой трансформации Михаила Федорова и его заместителя Александра Борнякова. На момент написания статьи петиция собрала 1104 подписей.

Что о «Дія City» думают юристы?

Мы попросили прочитать законопроекты кандидата юридических наук, правозащитника Виталия Дудина. По его словам, законопроект является довольно смелой попыткой разрушения системы трудового права. И именно поэтому его резко раскритиковали как профсоюзы и отдельные работники, так и эксперты.

«Особо ценным представляется заключение Главного научно-экспертного управления ВР от 09.04.2021, которое указывает на массу недоработок и противоречий в законопроекте № 4303. Фактически вместо единого правового поля вводится «особый правовой режим» для отдельных компаний, которые являются резидентами “Дія City”», — рассказал Vector Дудин.

По его мнению, подобная инициатива может привести к тому, что компании будут вынуждены вступать в «Дія City».

«Выгоды для собственников бизнеса очевидны, и они будут нанимать работников только на условиях гиг-контрактов и прочих «прекарных» соглашений. Принятие законопроекта станет шагом к «виртуализации» трудовых прав, то есть к их отмиранию в привычном значении этого слова», — говорит юрист.

Не поддержали законопроект № 4303 в Главном юридическом управлении Аппарата Верховной Рады Украины. По мнению экспертов, документ перечит Конституции Украины, а также не совместим с другими законами. Среди нарушений:

  • в законопроекте нет четкого определения понятия «цифровой экономики»;
  • положения о конкуренции противоречат Конституции;
  • законопроект содержит ряд спорных положений, которые не несут «нормативной нагрузки», но содержат лозунги и описательные выражения;
  • гарантия неизменных налоговых ставок сроком на 25 лет противоречит Налоговому кодексу и статье 92 Конституции Украины.

Экспертная комиссия подготовила вывод 12 июля этого года. Он носит рекомендательных характер. В Минцифре его посчитали «спорным».

Правда ли, что проект скопировали с белорусского Парка высоких технологий?

Нет, но многое позаимствовали. Для разработки и внедрения проекта в сентябре в Украину из Беларуси прибыл вышеупомянутый Денис Алейников. Он адвокат и один из идеологов белорусского Декрета № 8 «О цифровой экономике». Декрет и закон № 4303 во многом пересекаются. Они оба вводят в действие специальный правовой режим, а также устанавливают пониженные налоги для их членов. Из отличий — у ПВТ свой адрес в Минске. В Украине объединение будет лишь номинальным.

Когда запустится «Дія City»?

Для того, чтобы режим заработал полноценно, закон № 4303 должен будет подписать президент. Также ВРУ должна утвердить во втором чтении законопроект о налогах № 5376. Когда это случится — пока неизвестно.

Согласно дорожной карте проекта, «Дія City»должны запустить во втором квартале 2021 года. Компании смогут вступать в правовой режим уже с января 2022 года.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...