Опыт и мнения

Отбирать жестко, отрезать лишнее. Чему венчурная студия Pawa научилась в поездке в Долину

Vector 20 октября 2021, 10:30

Партнеры по Reface Кирилл Сыгыда, Сергей Токарев и Ден Дмитренко основали венчурную студию Machine Learning-стартапов (далее — ML) Pawa. Собрав в ходе развития Reface сообщество разработчиков, они увидели большой рынок с ML-задачи. Этим летом они поехали в Кремниевую Долину, чтобы понять, как работают американские компании с похожей моделью.

В своей колонке для Vector Кирилл Сыгыда рассказывает, как поездка в США повлияла на их видение будущего ML-продуктов и понимание специфики работы венчурных студий.

When Content is King, Data is Queen

Венчурная студия Pawa — это контейнер для генерации ML-стартапов. Мы превращаем идею, связанную с машинным обучением, в конечный продукт или решение для крупных корпораций. Pawa работает с гипотезами, которые представлены в виде математической задачи. Они появляются только из доступа к данным, которые мы можем обработать. 

На конференциях говорят о технологических ограничениях ML-алгоритмов. Но правда в том, что алгоритмы ограничены не производительностью процессоров, а наличием или отсутствием данных. Это одновременно и узкое горлышко индустрии, и главный драйвер для новых идей. 

Зачем мы поехали в Долину

Мы делали Reface удаленно, без поездок в другие страны. На тот момент это было правильным решением, потому что большое количество умных людей отговаривало бы нас делать еще один социальный продукт. Если у вас есть четкое видение, лучше никуда не ехать, а сфокусированно работать на месте. 

В этот раз мы хотели протестировать гипотезы о работе Pawa, найти новые и поучиться на опыте американских венчурных студий. СЕО Pawa Анна Шувалова не так давно закончила обучение в Стэнфорде. Это открыло нам доступ к большому количеству людей в Кремниевой Долине. 

Сооснователи и CEO венчурной студии Pawa в Кремниевой Долине

Время на незнакомцев

Один из мифов о Долине — она объединяет людей. Вопреки заблуждениям, это не коммуна, соседи там часто не знают друг друга, тем более во время пандемии. Но Долина уникальна подходом местных жителей к своей экспертизе: они не держат ее в сейфе под замком. 

Стэнфорд приучил людей делиться опытом. У них записано, сколько часов в неделю они должны посвятить малознакомым людям. Некоторые наши собеседники приходили на встречи с желанием «отстреляться побыстрее», но в процессе им становилось интересно вести диалог. 

В этой поездке мы приезжали к управляющим фондами на $200–300 млн, они встречали нас с двухмесячным ребенком на руках в домашней одежде и готовы были говорить. 

Многие едут в Долину за деньгами, но мы приехали с капиталом, и это повышало нас в глазах собеседников. Мы уже собрали в Украине $20 млн инвестиций на работу студии, нас интересовал только опыт. 

Венчурная студия — не венчурный фонд

Согласно закону Парето, 20% вашего инвестиционного портфеля принесет 80% прибыли. К сожалению, в нашем случае это не работает, так как Pawa должна не только провалидировать гипотезы и запустить продукты, но и заработать деньги для своих инвесторов. Наша минимальная цель — получить минимум 40% успешных гипотез, а лучше 60%. Как добиться такой конверсии?

Предварительный отбор

Мы приехали в Корнельский университет в Нью-Йорке. Он набирает только тех студентов, которые планируют запускать свой бизнес. В этом университете одним обучением не отделаешься — ты обязан создать продукт. Среди студенческих проектов — 60% успешных и 40% провалов. 

По словам представителей университета, секрет в предварительном отборе обучающихся. Кандидат проходит 10 собеседований, чтобы интервьюеры могли убедиться в его умении строить компании, а не просто работать с теорией. Чем жестче отбор, тем больше вероятность успеха. Мы хотим перенести этот опыт на все команды нашей студии.

С жестким отбором должны сталкиваться не только сотрудники, но и идеи.

Один из наших собеседников в Долине был фанатом баскетбольной лиги NBA и в следующем своем продукте планирует считать математику всех событий на игровой площадке. Нам такая гипотеза не подходит, так как в ней нет заработка и соответственно пользы для наших инвесторов. 

Для Pawa больше подходит идея, о которой нам рассказали братья Либерманы. В одном американском городе власти передали венчурной студии данные локальной электросети. ML-инженеры построили модель, которая позволила городу сэкономить $300 млн. Разработчики получили 5% от этой суммы. Из этого нельзя построить продукт, но у этой идеи есть применение в реальном секторе экономики.

Отличия в структуре

Следующая сложность венчурных студий — структурирование сделок. Венчурная студия отличается от фондов структурой владения капиталом. Типичный фонд участвует в развитии компании деньгами и помогает с ее стратегическим развитием через совет директоров.

В отличие от такого подхода, студия активно участвует в каждом этапе развития компании — от начального поиска и тестирования идеи до построения команды и выведения продукта на рынок. Поэтому студия обычно забирает почти половину доли в стартапе. 

Появляется вопрос — какую долю нужно оставлять команде стартапа, чтобы не потерять ее мотивацию, при этом сохранив прибыльность для инвесторов всей студии. Этот параметр очень сложно оценить. Мы верим в то, что мы можем сделать его плавающим, и менять в зависимости от проекта и вовлечения команды. 

Отрезать лишнее

Срок отказа от идеи — следующая проблема, за решением которой мы поехали в США. Из опыта других студий мы поняли, что на валидацию одной гипотезы нужно три месяца, а средний чек на такую проверку составляет $300 000. При этом работать над одной проблемой должны три-четыре человека, ведь толпа математиков в одной комнате — не самая эффективная модель. 

Отрезать неработающие гипотезы больно, но в этом и заключается наша работа.

Когда мы выбираем математическую гипотезу, над которой будем работать, мы оцениваем три фактора: 

  1. Есть ли у нас доступ к данным, которые можно использовать для ее тестирования?
  2. Можем ли мы построить модель на этих данных?
  3. Будет ли эта модель применима на практике в коммерческом секторе?

Как поездка повлияла на планы

Амбициозная цель Pawa — найти 10 проектов, которые дадут результат в течение трех лет. Такой короткий срок обусловлен тем, что мир становится быстрее и жестче. После Долины я понимаю, что выполнить нашу цель в такие сроки можно только в Украине. 

Мы боремся с фразой: «Как вы себя видите через пять лет?». Я честно отвечу, что не знаю, и в этом нет ничего плохого, ведь индустрия меняется слишком быстро, чтобы прогнозировать на пять лет вперед.

В Pawa мы делаем ставку на то, что ML станет обязательной частью любого бизнеса. Мы выбрали сферы, из которых мы хотим взять гипотезы и сделать их своей доменной экспертизой. 

  1. Гейминг. У нас есть доступ к большому количеству игроков и платформ, поэтому мы можем быстро тестировать много гипотез. Здесь также присутствует применимость, о которой я говорил раньше. Игры должны быть умными: игрок чувствует, когда они ведут себя как человек, и заводится, когда его обыгрывают.
  2. Здравоохранение. Эта сфера растет каждый год, но это зависит именно от открытия доступа к данным от врачей. 
  3. Умный личный помощник, ведь службы поддержки каждой компании стремятся стать более индивидуальными. В далекой перспективе можно представить и персонального ассистента, который вместе с тобой идет по твоему карьерному пути. 

Читайте также

Что (не)так с Black Friday. Откуда пошла традиция и почему не стоит бояться больших скидок

Открыть бизнес за границей. Как получить средства на новое дело в ЕС

Как купить USDT через обменник. Подробная инструкция

TemplateMonster — 20 лет. История компании от маленькой вебстудии до маркетплейса из 175 000 продуктов

Международная IT-компания Astound Commerce набирает людей в команду. Кого именно ищут и почему вы захотите там работать

Сохранение позиций на рынке, йога онлайн, покупка Starlink. Как Govitall работает во время войны

Еще один «Дон Кихот». Как беларус создал приложение для высмеивания путинской пропаганды и почему это вызывает дежавю

Новые услуги и поддержка Украины. Как в FAVBET адаптировали работу и продукт военные реалии

30 докладов об IT и сбор средств на ВСУ. Что будет на международной IТ-конференции NIX MultiConf

Калиновый венок и символы войны. Morphy.vision создала AR-фильтр в рамках open call от Banda и Brave.ua