Как они работают

Бросить работу ради рейва. Как устроен фестиваль электронной музыки Brave! Factory

Дарья Чернина 17 августа 2021, 08:30

Раз в год жизнь завода «Киевметробуд» играет новыми красками. Из пустовавших до этого цехов доносится электронная музыка, а ее любители собираются на территории вместо рабочих. Уже четвертый год в этой промзоне проходит музыкальный фестиваль Brave! Factory.

В этом году он состоится 21–22 августа. Незадолго до события сооснователь Сергей Яценко и PR-директор Алиса Маллен рассказали Vector об истории создания Brave! Factory и объяснили особенности его работы.

Как запускали фестиваль

Рейв-культура в Украине стремительно развивается последние шесть лет. Международная пресса связывает это с нестабильной политической ситуацией в стране, но тусовщики с этим не согласны. По их мнению, танцы под электронную музыку — элементарное желание свободы и самореализации.

Brave! Factory — один из самых масштабных танцполов в Украине. В 2019 году на территории «Киевметробуда» в течение двух дней 80 артистов из 11 стран мира выступили для более чем 8000 человек.

Впервые музыкальный фестиваль прошел в 2017 году. Он родился из одноименных вечеринок в столичном арт-центре Closer, которые происходили практически ежемесячно с конца 2015 года. В отличие от обычных мероприятий в клубе, они не ограничивались одной сценой с танцполом и выделялись визуально.

По словам Сергея Яценко, такие вечеринки пользовались большим спросом — танцполы Closer были переполнены. Вскоре возникла идея масштабного выездного фестиваля электронной музыки. Его создателями стали сооснователи Closer:

PR-директор Алиса Маллен стала частью команды Closer в 2015 году. По ее словам, любовь к клубу у нее зародилась с момента знакомства.

«Это был 2013 год. Клоузер еще только строился. На Нижнеюрковской, 31 был только «Лесной причал». Я работала PR-менеджером в «Яндекс», получала очень высокую зарплату, все было хорошо. Но работа перестала меня вдохновлять, когда главный офис сократил все молодежные программы, которыми я занималась в Киеве. Первое время я ходила в Closer одна просто слушать музыку. Потом стала читать биографии артистов, лейблов, истории клубов. Уже в 2015-м я точно для себя решила, что буду работать в Closer. Пускай даже мойщицей посуды», — рассказывает Алиса Маллен.

Алиса Маллен/Сергей Яценко

Через две недели Сергей Яценко предложил ей стать пиар-менеджером «Стрічки» — первого фестиваля электронной музыки, организованного Closer совместно с DJ Nastia. Тогда же намекнул и на скорый запуск более масштабного фестиваля.

Первый выездной фестиваль создатели Closer решили запускать за свои деньги. Для этого требовалось несколько сотен тысяч евро. «Одну часть мы собрали со своих сбережений, вторую — взяли из оборота билетов в Closer», — рассказывает Сергей Яценко. На середине подготовки первого фестиваля создатели поняли, что сами не справляются, и подключили инвесторов. Ими стали братья Александр и Вячеслав Константиновские (сеть ресторанов «Пузата хата», Carte Blanche, холдинг «Киев-Донбасс»).

Где проходит Brave! Factory

Одной из первых проблем стал выбор локации. Организаторам хотелось провести фестиваль в черте города, но они искали место как можно дальше от спальных районов. К поиску привлекли location-менеджеров, которые ранее работали в кино.

«У нас было несколько требований — один большой ангар для техно, а также несколько закрытых площадок, чтобы спрятаться в случае дождя. Найти такое в столице непросто. Бывало, что мы сами садились в машину и катались по промзонам», — улыбается Яценко.

Вскоре location-менеджер предложил территорию «Метробуда» — завода в промзоне на Отрадном с территорией около 50 000 кв. м. «Мы провели несколько встреч с представителями завода, показали, кто мы и что умеем. Они настороженно согласились и дали нам в аренду часть территории на июль и август. Точную сумму аренды назвать не могу, но это сотни тысяч гривен», — уточнил Яценко.

Сцены Brave! Factory

В первый год на территории «Метробуда» расположили пять сцен. В 2019-м к ним добавилась еще одна. По мнению создателей, такого количества пока достаточно, чтобы показать разнообразие электронной музыки:

  1. Cement — главная концертная сцена;
  2. Angar — техно-сцена в большом цеху;
  3. Topka — площадка с большими окнами на втором этаже старой котельной;
  4. Tokar — площадка для дневных выступлений;
  5. Garden — лаунж-площадка;
  6. Depo — хаус-площадка.

К слову, большая часть локаций живет своей жизнью после окончания фестиваля.

«Например, сцена Tokar примыкает к действующему токарному цеху. В 2021 году этот цех будет использоваться как часть декорации — через него будут работать световые приборы. Сразу после фестиваля цех продолжит свою работу. В Topka давным-давно ничего нет, кроме угольной станции. Она все время все покрывается пылью, а мы раз в год ее вычищаем. В Angar хранятся все формы бетонных изделий. Мы их при помощи кранов перемещаем, сортируем, чтобы освободить места для танцпола. Depo вне фестиваля сдают небольшим частным бизнесам. В Cement, ясное дело, складируют цемент», — рассказывает о жизни локаций вне фестиваля Сергей Яценко.

По его воспоминаниям, первый Brave! получился далеко не таким, как его задумывали.

«Мы многое не знали об организации фестивалей такого масштаба, поэтому многое не учли. Некоторые вещи зачем-то оставляли на потом, хотя с них нужно было начинать. Например, освещение территории, гостевая группа. Жуткие проблемы были с навигацией. Из-за этого далеко не все посетители, я думаю, смогли найти все сцены на территории», — улыбается Сергей.

Лайн-ап Brave! Factory

Если говорить о музыке, то организаторы Brave! Factory стараются не заполнять лайн-апы известными артистами. «Куда важнее рассказать слушателям о чем-то новом», — считает Яценко. По его мнению, немногие исполнители электронной музыки заслуженно обрели популярность. Значительная часть — продукт маркетинга и ситуативного хайпа. Часть лайн-апа этого года удалось сохранить с 2020. Артисты без проблем перенесли свои выступления.

«Со всеми артистами мы пытаемся торговаться и некоторым даже отказываем. Например, сбиваешь с гонорара 5000 евро и за эту сумму можешь привести двух нетоповых артистов», — делится Яценко.

Также Brave! Factory развивает украинскую электронную сцену. Организаторы самостоятельно ищут таланты.

«Лайн-апы выстраиваем так, чтобы все смогли найти что-то на свой вкус. Артистов выбираем сами. Многие из нас ездят на вечеринки, выбирают там понравившихся исполнителей. Из украинских артистов нас интересуют даже больше не DJ, а какие-то группы. Например, первый концерт нового проекта продюсера Юрия Бардаша YOURA прошел у нас на Brave! в 2019 году. Также после фестиваля диджея Bejenec стали звать на различные мероприятия. В этом году собираемся удивить группой “Князь Володимир”», — делится Сергей Яценко.

Сейчас билеты на два дня фестиваля стоят 1950 грн. Цена билета на второй день (22 августа) — 1350 грн. Количество билетов не ограничено.

Бюджет Brave! Factory

Сегодня бюджет двухдневного фестиваля — 500 000 евро. Если разделять его по статьям затрат, дороже всего обходится:

Через два года после запуска, в 2019-м, прибыль от фестиваля стала покрывать затраты. Затем случился карантин. Из-за него все вечеринки Closer, фестивали «Стрічка» и Brave! Factory перенесли на 2021 год.

По словам Сергея Яценко, на Brave! 2020 продали свыше 1500 билетов. «Мы даже успели снять первый рекламный ролик, проплатить часть артистов — 40 000 евро, запустить полным ходом рекламную кампанию, подписать договоры. На съемки роликов ушло 10 000–15 000 евро. Плюс зарплаты сотрудникам Closer», — подсчитывает затраты Яценко.

Убытки Closer за время карантина составили около 5 млн грн. Большая часть команды уволилась — денег на зарплаты не было. Так образовалась задолженность за арендную плату в Closer. В декабре 2020 года клуб запустил краудфандинг. Так, до 20 декабря требовалось собрать 600 000 грн, до конца зимы — еще 600 000 грн. Уже 18 декабря 2020 года в социальных сетях остановили сбор средств. Организаторам удалось собрать 34 000 евро (свыше 1 млн грн) меньше чем за месяц.

Ближе к весне команда Closer стала возвращаться — готовился запуск «Курені» (ресторан украинской кухни, где проходят концерты украинских и мировых исполнителей электронной музыки, — ред.). Затем команда переключилась на Brave! Factory.

Команда и волонтеры Brave! Factory

Локацию к мероприятию готовят около 1000 человек. Костяк команды Brave! Factory — сотрудники Closer. Также организацией фестиваля занимаются:

Строительство сцен Brave! Factory

Ежегодно за пару месяцев до начала фестиваля Brave! Factory набирает 100–150 волонтеров для постройки локаций. Они получают за работу билет на Brave! Factory. По словам Иванны Гавлюк, стоимость одного билета — 50 часов работы.

«Многие берут себе отпуск летом на месяц и работают у нас на фестивале. Те, кто хорошо справляются, могут стать кураторами небольших волонтерских групп волонтеров. Они получают больше бонусов, например, фишки для бесплатных коктейлей в баре», — рассказывает Иванна Гавлюк.

Ежегодно Brave! Factory привлекает украинских художников для работы над инсталляциями. В среднем за год поступает около 200 заявок. Из них выбирают только 15 лучших идей. Бюджет арт-части фестиваля — 15 000 евро.

По словам Сергея Яценко, чтобы присоединиться к команде Closer или Brave! Factory, достаточно просто желания. «Никаких особых собеседований у нас нет. Критериев для выбора сотрудников тоже. Главное, чтобы нам было удобно работать вместе. Каждый член команды приносит лучшее в работу, и потом мы это транслируем на фестивале», — делится основатель клуба.

Работа с брендом фестиваля

Ежегодно команда Brave! Factory привлекает различные агентства, студии и художников для работы над айдентикой фестиваля. Среди них:

В первый год, по словам Алисы Маллен, Brave! Factory сотрудничали с британским пиар-агентством Hustle. Его услуги обошлись в 3500 евро. «Мы остались недовольны сотрудничеством. В текстах были ошибки, мы просили их оперативно исправить, они реагировали медленно. Поэтому в последующие годы я закрывала иностранный пиар своими силами. Также с нами работала фрилансерка из Берлина», — рассказывает Маллен.

По ее словам, креативное агентство Vertigo разрабатывало для фестиваля афиши, видеоролики и SMM-контент. Например, в прошлом году появился ролик про охранника, у которого неизвестные фамилии вызывают желание узнать новое. Его срежиссировали Петр Стороженко и Сергей Шевцов.

Помимо этого, команда Vertigo создала немало графического хендмейда. К примеру, вручную сделали аватарки для социальных сетей, обложки и создали дизайн для маски в Instagram.

В этом году вышло второе и третье промо к фестивалю. В нем креативщики из Vertigo продолжили тему мистического хоррора в стиле Дэвида Линча.

Аудитория фестиваля

За четыре года аудитория Brave! Factory увеличилась с 3000 до более чем 8000 человек. В первый год это были преимущественно посетители Closer и «Стрічки». Ко второму фестивалю аудиторию нужно было расширить. По словам Алисы Маллен, в этом Brave! Factory помогло агентство Banda. Они сформировали портрет представителя ЦА и создали нужный tone of voice для маркетинга и рекламы.

«Мы остановились на образе девочки Жени. Ей якобы 27 лет. Она не ходит в Closer. Может, однажды она была в Клоузере с друзьями, но это событие не оставило какого-то сильного отпечатка. Женя работает в креативной индустрии. Например, офис-менеджером в продакшне. Слушает Луну, читает “Нож”», — рассказывает Алиса.

По ее словам, Женю проиллюстрировали в проморолике, который Brave! Factory снял вместе с Banda.

Также, по словам Маллен, люди, на которых ориентируется Brave!, как правило, не знают ни одного имени в лайн-апе. «Мы решили привлекать людей не именами и названиями групп, как это делают остальные фестивали, а своей особой атмосферой», — делится Маллен.

Кейс Banda сработал. После 2018 года аудитория фестиваля заметно расширилась. Появились люди, которые ранее не посещали рейвы и даже не следили за этой культурой. В дальнейшем акцент сместился на иностранную аудиторию.

«Для иностранных посетителей первый фестиваль был шоком. Неужели такое происходит в Восточной Европе? Сегодня Brave! на уровне с самыми известными европейскими фестивалями электронной музыки», — суммирует Алиса Маллен.

Brave! Factory: after party

Спустя пару недель после окончания фестиваля «Метробуд» возвращается к жизни. Все рисунки на стенах остаются, как и инсталляции, которые не мешают работе завода.

«Был смешной случай с картиной с обнаженными борцами. Рабочие два года просили закрасить это «безобразие», а на третий смирились», — улыбается Сергей Яценко.

Все перемещенные конструкции возвращаются на место. То, что докупили организаторы (например, лавочки), остается на территории, ими пользуются рабочие. В выходные после фестиваля Closer проводит афтепати для посетителей Brave! Factory. Попасть на нее можно, сохранив ленточку фестиваля или билет.

Организаторы думают над сменой локации в следующем году. А пока, по словам Сергея Яценко, у фестиваля одна цель — стать одним из лучших событий в мире электронной музыки.

Фото: Даниил Шулипа

Читайте также

Что (не)так с Black Friday. Откуда пошла традиция и почему не стоит бояться больших скидок

Открыть бизнес за границей. Как получить средства на новое дело в ЕС

Как купить USDT через обменник. Подробная инструкция

TemplateMonster — 20 лет. История компании от маленькой вебстудии до маркетплейса из 175 000 продуктов

Международная IT-компания Astound Commerce набирает людей в команду. Кого именно ищут и почему вы захотите там работать

Сохранение позиций на рынке, йога онлайн, покупка Starlink. Как Govitall работает во время войны

Еще один «Дон Кихот». Как беларус создал приложение для высмеивания путинской пропаганды и почему это вызывает дежавю

Новые услуги и поддержка Украины. Как в FAVBET адаптировали работу и продукт военные реалии

30 докладов об IT и сбор средств на ВСУ. Что будет на международной IТ-конференции NIX MultiConf

Калиновый венок и символы войны. Morphy.vision создала AR-фильтр в рамках open call от Banda и Brave.ua