Как они работают

«Делать не масштабнее, а чтобы цепляло». Как работает арт-центр Closer

10 февраля 2020, 09:51
15 мин чтения
Материал успешно добавлен в закладки Достигнуто максимальное количество закладок
Добавить в закладки

Любую статью можно сохранить в закладки на сайте, чтобы прочесть ее позже.

Режим чтения увеличивает текст, убирает всё лишнее со страницы и даёт возможность сосредоточиться на материале. Здесь вы можете отключить его в любой момент.
Режим чтения

Режим чтения увеличивает текст, убирает всё лишнее со страницы и даёт возможность сосредоточиться на материале. Здесь вы можете отключить его в любой момент.

Шесть лет назад сложно было представить, что из ста квадратных метров в промзоне Подола вырастет полноценный арт-центр с вечеринками, джазовыми концертами, образовательной программой, магазином дизайнерской мебели, вегетарианским кафе, тату-салоном. И уж тем более нереальной тогда казалась мысль о проведении в Украине мероприятий уровня и содержания «Стрічки», Brave! Factory Festival и Am I Jazz.
На любви к хорошей музыке команда арт-центра на Нижнеюрковской, 31 построила успешную и, что немаловажно, по сей день независимую ни от инвесторов, ни от конъюнктуры культурную институцию. Которая при этом зарабатывает деньги, чтобы постоянно поднимать планки масштаба и качества.
О проектах и истории Closer написано достаточно. Мы же хотим рассказать о том, кто их создает.

Команда

Мы пришли в Closer на традиционное собрание по вторникам. Каждую неделю команда обсуждает нюансы обустройства арт-центра и организации мероприятий — от строительных работ до букинга артистов и будущих афиш. На носу был Black! Factory, поэтому много времени в этот раз уделяли вопросам предстоящего фестиваля — аренда локации, спонсорство, PR.

Фото: Юрий Грушаник


В разговоре участвовали все присутствующие, но основные направления задавали трое — Сергей Яценко, Сергей Вэл и Тимур Баша. Именно они шесть лет назад рискнули и инвестировали свои сбережения в обустройство «Лесного причала» на Нижнеюрковской, 31. Всё делали собственноручно — строили, красили, вывозили мусор — и каждый, кто был задействован в процессе, брал на себя сразу несколько совершенно разных ролей.
Сегодня Closer, как говорит Сергей Вэл, уже уверенно «встал на рельсы» и может привлекать дополнительные силы для реализации своих смелых идей. Кроме того, основной состав арт-центра вырос до 80 человек (включая барменов), но строго прописанных должностных инструкций здесь по-прежнему не существует, принцип «ты можешь попробовать себя в любом направлении» остается неизменным.
«Closer — многогранный процесс. Я, например, могу себе позволить пойти в «Саваж» (прим.: ресторан Savage Food на территории арт-центра) и попытаться стать поваром на какое-то время. Либо на фестивале построить главную сцену из опалубка станции метро Осокорки», — рассказывает Сергей Вэл.

Сергей Вэл


Люди вливаются в команду органично, её формирование никогда не останавливается. Многие, будучи заинтересованными в успехе Closer, «просто приходят и начинают что-то делать». Так в арт-центре стало развиваться волонтерское движение. Иванка, отвечающая за направление, сама проявила инициативу и взяла на себя организацию волонтеров — в итоге сформировалась немаленькая база помощников, порядка 700 человек, и даже появился специальный бот в телеграме. Он сообщает, когда и где нужны дополнительные руки.
Больше всего добровольцев вовлечено в Brave! Factory Festival. В ходе подготовки к последнему фестивалю в один только день было задействовано 148 волонтеров в разных направлениях — от производства декора до встреч артистов.
В Closer не действуют традиционные механизмы управления персоналом. Многое построено на доверии, однако никто не станет держаться за сотрудника, который злоупотребляет человеческим отношением и подводит остальных.
На совещании команды трудно не заметить, что несмотря на общую свободу, лидер тут один — Сергей Яценко. Он не любит общаться с медиа, а в команде говорят, что хоть он и может быть резок, его замечания всегда направлены не на конкретного человека, а на улучшение результата.

Сергей Яценко


Со временем для новых членов команды все же выкристаллизовываются определенные роли. Люди понимают, что им ближе, где они приносят больше пользы, и фокусируются на своем направлении: барный сектор, подразделение декора, технический отдел, работа со спонсорами, маркетинг.
В основном костяке команды всё давно устоялось. Тимур Баша — арт-директор, он отвечает за любые исходящие материалы, будь то визуальный контент или тексты. Сергей Вэл специализируется на технических вопросах и стройке, которая для Closer не заканчивается никогда. Сергей Яценко курирует процессы от финансов до управления командой.

Алиса Маллен, PR-менеджер Closer и Тимур Баша


Также с первого дня проекта в нём активно участвовали Карина Саркисян, сейчас она занимается букингом артистов, Андрей Шаколин — резидент и основатель Closer Record Store, Евгений Матковский/Джек (в данный момент отошел от дел) и Андрей Bambu — резидент.

Ресторан, тату-салон, магазин пластинок, шоу-рум и другие субпроекты

На территории лентоткацкой фабрики под эгидой арт-центра сформировался настоящий творческий кластер. Помимо клуба здесь можно найти шоу-рум «24:00», летник с чайной «Лада сад», дизайн-пространство и магазин Sofa Store, Closer Record Store, веганский ресторан Savage food, а недавно открылся ещё и тату-салон группировки Euthanasia Sport.
Каждый из проектов был запущен не без поддержки и участия Closer, но все они существуют автономно — везде свои сотрудники, регламенты и правила. Команда не боится реинвестировать прибыль в новые близкие ей по духу направления, даже если подобные вложения долгое время не окупаются. Обо всей экосистеме Нижнеюрковской, 31 можно прочитать в материале DTF Magazine.

«Например, мы сделали Savage Food под влиянием общемирового тренда на вегетарианские рестораны, — объясняет Сергей Вэл. — Сами наслаждаемся и туда ходим, но как проект он финансово невыгоден. Я не знаю, для кого Closer — бизнес-проект. Для меня это дело, которым я хотел заниматься с определенного возраста, когда впервые попал на подобные мероприятия».

Фестивали

Если работа в самом арт-центре уже организована и поставлена на поток, то фестивали — по-прежнему новое для Closer направление, требующее больших сил и средств.
Когда приближается очередной масштабный ивент, команда распределяет своё время между проектами. По четвергам обсуждают работу арт-центра, по вторникам — фестивали. Ключевая составляющая подготовки к любому из них — будь то Brave! Factory, Black! Factory, «Стрічка» или Am I Jazz — букинг артистов. На него обычно уходит не меньше полугода, а полный лайнап никогда не объявляется сразу. Решения по музыкальным вопросам остаются за Тимуром, Кариной и Сергеем Яценко, но идеи подают и резиденты.
Сегодня именитые продюсеры и диджеи охотно приезжают в Closer, репутация здесь играет решающую роль. Что касается гонорара приглашенного музыканта, то на его размер влияют и другие факторы.
«Многое зависит от удовольствия, которое получил артист, играя у нас, а потом поведал друзьям. Как он нас впоследствии рекомендовал. Иногда помогают чьи-то дружеские отношения. Я уверен, что по итогу своих личных впечатлений артисты меняют свою точку зрения и не поднимают цену. Однако, часто сумма зависит не только от музыканта, но и от агента, у которого тоже своё видение, где лучше зарабатывать. Агенты-то сюда не приезжают», — рассказывает Сергей Вэл.

Параллельно с букингом идет поиск новой или согласование уже освоенной локации под фестиваль. Зачастую именно этот этап вносит непредсказуемые коррективы в сроки и процесс организации мероприятия, а следовательно, и в их финальную стоимость. По словам Яценко, в 2018 году бюджет Brave! Factory составил около 330 000 евро, убытки — около 60 000 евро. В команде говорят, что в 2019 году фестиваль все же вышел в прибыль, даже несмотря на увеличение бюджета.
В Киеве не так просто арендовать подходящие промышленные территории — иногда попадаются сложные арендодатели, а где-то поблизости расположены жилые дома. Когда вопросы по аренде остаются позади и приходит время стройки, Сергей Вэл отстраняется от дел арт-центра на Нижнеюрковской и все своё время старается проводить на фестивальной локации, где руководит работой технического отдела.
Описывая свой подход, один из собеседников вспоминает историю с контейнером на фестивале Brave! — не найдя способа удобно его разместить, команда решила просто его перевернуть. Слово «просто» тут вряд ли уместно, учитывая длину контейнера — 12 метров. Чтобы безопасно реализовать эту идею, пришлось заливать фундамент и устанавливать сваи.
Пока с масштабными мероприятиями Closer справляется своими силами. Люди в команде меняют свои профили, расширяют зону ответственности.
«На втором Brave! Factory мне вообще показалось, что человек обладает суперсилами, — рассказывает Сергей Вэл. — Ты устаешь и как следует не отдыхаешь, времени на сон не остается, но понимаешь, к чему все идет, и продолжаешь. Но уже ближе к концу первого дня фестиваля, замученный, намотав 1000 км, начинаешь думать — скорее бы пришел следующий год. Потому что все эти отзывы и улыбки [мотивируют]! Лично для меня основная идея — перенести атмосферу Closer на фестиваль. Сейчас это получается».

Фестивали стали не только новым вызовом для команды, но и важным шагом развития Closer. Сегодня танцами под электронную музыку и громкими привозами в Киеве мало кого удивишь — Resident Advisor выкатывает мероприятия на несколько выходных вперед, появляются новые клубы. Люди готовы платить деньги за действительно интересный опыт. Команда Closer предпочитает двигаться органически — интересуется происходящим вокруг, сама часто ходит на сторонние вечеринки, но не пытается ни за кем угнаться.

«Наша основная цель — не создавать мероприятия масштабнее, но делать их качественнее, так чтобы цепляло. Это можно делать постоянно, пока у нас хватает сил», — подчеркивает Сергей Вэл.

Монетизация фестивалей и работа со спонсорами

«Closer был построен за наши деньги — мои, Серёжи, Тимура. Мы принесли все, что у нас было. Я еще и грузовик пригнал, которым мы до сих пор пользуемся. Конечно, есть люди, готовые помочь, но мы понимаем, что лучше за своё платить самим. В вопросах работы со спонсорами внутри команды случаются противоборства, вплоть до обид: спонсорские проявления не всегда вписываются в наше видение. Но если эта работа построена на креативе, тогда нам становится интересно, а людям нравится получившийся результат», — рассказывает Сергей Вэл.

Спонсорские проекты пусть и не основной, но все же один из путей покрытия расходов Closer по ежедневной работе (еженедельные вечеринки, стройка, обновление звука), а также по фестивалям. Здесь существует два направления — годовые контракты с постоянными партнерами, которые обычно касаются баров, и маркетинговые проявления. Раньше спонсорами в Closer занималась Ольга Бекенштейн, а прошлым летом, прямо перед вторым фестивалем Brave! Factory, на её место пришла Мария Уварова.
Она вспоминает, как должна была буквально за полтора месяца найти бренды, готовые поддержать фестиваль, и реализовать установленные с ними договоренности. При этом локация не должна была превратиться в пеструю ярмарку. У Closer строгие установки по работе с партнерами — никакого «спама» или рекламы в лоб, недопустимы проявления возле сцены или диджея. Если речь идет о вечеринках на Нижнеюрковской, то тут также исключаются игры со светом, поскольку световая политика заведения давно устоялась и помогает поддерживать его атмосферу.

Ещё одно табу — несовпадение с ценностями бренда. «Это наш имидж и наше лицо. Да, всегда есть большой соблазн взять и договориться. Но какими бы баснословными не были деньги, нужно помнить про репутационные риски, — объясняет Маша. — Я не просто настоятельно рекомендую партнерам ходить к нам хотя бы время от времени, это чуть ли не условие. Это залог того, что мы сможем говорить с ними на одном языке».
В рамках одного фестиваля Closer может вместить до десяти партнеров, но только если они не из одной сферы. Когда в этом году готовился Brave! Factory, предполагали, что спонсорские проекты покроют порядка тридцати процентов затрат. Однако мероприятие прошло, а расходы по нему продолжались.
Маша вспоминает, что демонтаж затянулся, но больше всего дестабилизировала стройка: «Мы начали ее позже, чем нужно. Когда ты строишь по ночам и сверхурочно, то получается втридорога. Зато все были ошеломлены такой скоростью и результатом. Никто не верил, что за две недели можно построить такое».
В итоге спонсорством закрыли лишь двадцать процентов бюджета фестиваля, что, как говорит Маша, не так уж и много.
«Это некоммерческий фестиваль. Когда мы не подчиняем наш лайнап задачам по маркетингу, а руководствуемся другими принципами выбора артистов, это невозможно продать. Билеты на тот же Brave! Factory стоят недешево, ты не будешь покупать их, чтобы просто попробовать и понять — твое или нет. Фестиваль либо полюбят — найдутся единомышленники, которые придут и заплатят, либо нет».

Обычно креативные идеи для спонсоров придумывает команда арт-центра. Специально коллективных брейнштормов не устраивают, всё происходит в рамках тех же еженедельных собраний, где каждый может что-то подсказать или подвергнуть критике. В этом году Closer постепенно начал реализовывать свою давнюю задумку о предоставлении брендам-партнёрам аутсорс-услуг на сторонних ивентах. Работают, как говорится, под ключ — от разработки концепции до реализации. Маша делится, что отчасти запуск такого продакшена, получившего название POLZA agency, стал возможен благодаря появлению в команде арт-центра креатора Дарьи Мельник.
Продакшн-команда Closer будет фокусироваться на музыкальных мероприятиях. Для реализации придуманных для партнеров идей также станут привлекать волонтеров арт-центра, но уже на проектных условиях с вознаграждением.

Веселье без привязки к конкретным задачам

В Closer давно есть собственная музыкальная студия, идея запустить лейбл, на котором могла бы выходить музыка её резидентов и друзей, витала в воздухе не первый год. В октябре задумка наконец обрела форму — команда арт-центра официально объявила о старте проекта. Ключевое в работе Clommunity, как и в остальных начинаниях клоузеровцев, — не быть слишком серьезными, а получать удовольствие от процесса и уметь развлекаться. «Веселье в студии без привязки к конкретным задачам и звуковым формам. Никакой идентификации звука и жанровых ограничений — немного того и немного этого, плюс все, что артист посчитает нужным добавить», — говорится на саундклауде лейбла.
В этом году вечеринка Black! Factory ушла из стен лентоткацкой фабрики и из вечеринки превратилась в полноценный фестиваль — это также в некотором смысле новый этап для Closer.

«Мы многое понимаем в звуке, свете, в этих тонкостях. Closer — это организм, который уже может практически всё, потому что каждый член команды подкован в разных областях. Иногда я даже в шутку говорю людям на вечеринках — не приходите каждый раз, отдохните, у нас большие планы на жизнь», — подытоживает наш разговор Сергей Вэл.


Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

#Ad #Brave #Center #Cto #Enter #Factory #Fest #Foo #Food #IT #PR #Telegram #Tor #Unity #Аренда #Атом #Аутсорс #Бар #Бизнес #Боты #Бюджет #Визуал #Вложения #Вознаграждение #Деньги #Джек #Дизайнер #Директ #Договор #Евро #Единомышленники #Запуск #Звук #Здесь #Игра #Идеи #Идея #Имидж #Инвестор #Интересно #Истории #Как это работает #Кафе #Киев #Клуб #Колл #Команда #Контент #Контракт #Концерт #Лид #Лидер #Люди #Магазин #Маркет #Масштаб #Менеджер #Мероприятие #Мероприятия #Мерч #Месяц #Метро #Мир #Музыка #Название #Обновление #Опрос #Опыт #ОС #Отдых #Отзыв #Отзывы #Отношения #Партнер #Персонал #Поиск #Политика #Поток #Правила #Прибыль #Продать #Продюсер #Проекты #Процесс #Работа #Расход #Расходы #Результат #Реклама #Ресторан #Рестораны #Риски #Сила #Скорость #Смысл #Сотрудник #Сотрудники #Спам #Спонсор #Способ #Сроки #Старт #Стоимость #Строитель #Стройка #Студия #Табу #Текст #Тз #Тм #Тренд #Убытки #Услуг #Успех #Устройства #Уход #Фестивали #Фестиваль #Центр #Шоу #Штаб #Яценко
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
БИЗНЕС
Целеустремленность. Как PeopleForce работает во время войны?
Материал успешно добавлен в закладки Достигнуто максимальное количество закладок
25 апреля 2022, 14:00 7 мин чтения
Как они работают
Скачок. Как Bickerstaff.284 работает во время войны
Материал успешно добавлен в закладки Достигнуто максимальное количество закладок
23 апреля 2022, 15:00 7 мин чтения
Как они работают
«Добрый вечер, мы — финтех из Украины!». Solidgate о нон-стоп рекрутинге и росте бизнеса.
Материал успешно добавлен в закладки Достигнуто максимальное количество закладок
21 апреля 2022, 14:00 12 мин чтения
Как они работают
Люди. Как SLOVA Tech PR работают во время войны
Материал успешно добавлен в закладки Достигнуто максимальное количество закладок
09 апреля 2022, 10:00 7 мин чтения
Загрузка...