Кто эти люди

Евангелист сквозного шифрования. История основателя Signal Мокси Марлинспайка

Катерина Богуславська 21 июля 2021, 10:00

Основатель и СЕО мессенджера Signal Мокси Марлинспайк — не из тех, кому трудно сформулировать свою жизненную миссию. Он — талантливый программист, который мог бы занять топовую позицию в любой технологической компании. Однако, как анархист и бессребреник, он выбрал совершенно другую карьеру. 

Пока корпорации собирают данные пользователей и зарабатывают на них, Марлинспайк считает конфиденциальность одной из базовых человеческих потребностей. Это определило вектор его главного продукта — конфиденциального мессенджера Signal. Мы разобрались в биографии загадочного создателя Signal и узнали, почему его мессенджер считают самым безопасным в мире.

Что известно о создателе Signal Мокси Марлинспайке

Журналистка The New Yorker Анна Винер рассказывает, что основатель Signal согласился общаться с ней для написания статьи без обсуждения его личной жизни. Ее устроил этот вариант, но вскоре оказалось, что адепт приватности Марлинспайк относит к личной жизни даже базовые факты биографии вроде возраста и настоящего имени.

Известно, что Марлинспайк родился в начале 1980-х в Джорджии (США). С юности он увлекался анархистской литературой и остается приверженцем анархистских идей по сей день. Марлинспайку не нравилась школа, но нравились компьютеры. Поэтому после уроков он работал программистом в местной технологической компании. Тогда же он увлекся криптографией.

Мокси Марлинспайк в Гуляйполе. Скрин его поста из Instagram

В 1995 году он посмотрел фильм «Хакеры» Йена Софтли о подростках-хакерах из Нью-Йорка. Картина произвела на него впечатление: он пересматривал ее 20 раз. Вскоре Марлинспайк и сам отправился в Нью-Йорк, где с друзьями из Internet Relay Chat (сервиса обмена сообщениями, популярного среди первых пользователей интернета, особенно хакеров, — ред.) взломал платежную систему игрового зала и часть компьютерной сети Metropolitan Transportation Authority. Почти как в фильме.

В конце 1990-х Мокси окончил школу и переехал в Сан-Франциско. Там он устроился в компанию WebLogic, разрабатывавшую ПО. На тот момент в Кремниевой долине подпольная хакерская субкультура трансформировалась в индустрию безопасности и защиты крупных компаний от хакерских атак.

Корпоративный мир и самодовольство Кремниевой долины были идейно далеки от бунтаря Мокси. Другое дело — панк-сцена, антикапиталистическая повестка и критика общества потребления.

В итоге Марлинспайк оставил работу и начал путешествовать автостопом и трейнхоппингом по стране, ведя очень скромный образ жизни. Например, ночевал в заброшенных домах. Он участвовал в нескольких общественных проектах, близких его ценностям. Так, Марлинспайк запустил веб-сайт Distributed Library Project, где люди могли каталогизировать домашние библиотеки и обмениваться книгами. Также он помог создать коллективное анархистское пространство Station 40 в Сан-Франциско. Там в разное время жили сотни людей, проходили мероприятия и социальные инициативы. 

В начале 2000-х Марлинспайк увлекся мореплаванием. Он побывал в Мексике, на Багамах и в Доминиканской Республике, а также издавал журналы о своих путешествиях. Между приключениями Марлинспайк успевал работать и над сложными техническими проектами. В 2002 году он обнаружил серьезную уязвимость в Microsoft Internet Explorer и опубликовал на своем веб-сайте программу, воспроизводящую потенциальную атаку. Так на него обратили внимание хакерские сообщества и специалисты по безопасности. Свою работу он монетизировал только с помощью донатов.

Мокси Марлинспайк. Фото Michael Friberg

В конце 2000-х Марлинспайк жил в Питтсбурге в заброшенном трехэтажном особняке. Он занимался криптографией в Университете Карнеги-Меллона и вместе с друзьями организовал исследовательскую лабораторию «Институт подрывных исследований». 

Он обнаружил уязвимость, которая затрагивала почти все популярные браузеры. В 2009 году он представил ее на ежегодной конференции по безопасности Black Hat в Вашингтоне. Также он показал новый инструмент SSLstrip, который автоматически запускал атаку посредника с помощью этой уязвимости. Напомним, что при атаке посредника злоумышленник тайно ретранслирует и изменяет связь между двумя сторонами, которые считают, что они общаются непосредственно друг с другом. SSLstrip возвел Марлинспайка в ранг экспертов.

Мокси говорит, что больше всего опасается рутины. Именно поэтому в его жизни есть место стольким непохожим ипостасям. Истории о его приключениях можно почитать в блоге.

Как создавался Signal

В 2010 году Марлинспайк и Стюарт Андерсон переехали из Питтсбурга в Сан-Франциско. Вместе они создали небольшой стартап в области мобильной безопасности Whisper Systems. Также партнеры запустили RedPhone и TextSecure — два Android-приложения для зашифрованной связи. RedPhone предназначался для зашифрованных голосовых сообщений, а TextSecure — текстовых. В 2011 году, в разгар «арабской весны», они в спешке создали международные версии RedPhone и TextSecure для египетских протестующих. С помощью своих приложений они доказали, что зашифрованная коммуникация может быть удобной даже для неискушенного пользователя.

Менее чем через год Марлинспайк и Андерсон продали Whisper Systems соцсети Twitter за неразглашаемую сумму.  Марлинспайк присоединился к Twitter на посту руководителя по безопасности продуктов. Он собирался сделать общение в соцсети зашифрованным, но это, судя по всему, противоречило приоритетам руководителей. 

Согласно контракту, Марлинспайк должен был проработать в Twitter четыре года, чтобы обналичить акции, полученные за стартап. Однако, чуть не утонув во время одного из плаваний, он решил не тратить время и покинул компанию, отказавшись от акций на сумму более $1 млн. Личные сообщения в Twitter так и остались без сквозного шифрования.

После ухода из Twitter в начале 2013 года он основал некоммерческую организацию Open Whisper Systems и вернулся к работе над версиями RedPhone и TextSecure с открытым исходным кодом. Open Whisper Systems была не особо богатой. Офис арендовали под тренажерным залом, поэтому в нем постоянно сотрясался потолок. По словам Марлинспайка, в первые 5 лет работы в организации было в среднем «2,3 разработчика ПО на полную ставку». Организация существовала за счет грантов Фонда свободы прессы, Фонда Шаттлворта, Фонда Найта и Фонда открытых технологий.

Марлинспайк работал над протоколом TextSecure вместе с криптографом Тревором Перрином. Он стремился создать простую технологию, чтобы другие платформы-мессенджеры тоже захотели ее использовать. В то время популярные протоколы шифрования существовали для приложений, где оба коммуниканта были онлайн одновременно. TextSecure приспособил протоколы для мобильного чата, где разговоры асинхронны и непредсказуемы — люди то входят, то выходят из сети.

Позже TextSecure переименовали в протокол Signal. В 2014 году Open Whisper Systems объединила RedPhone и TextSecure в единый коммуникационный инструмент для Android и iOS с тем же названием — Signal. А уже в следующем году Марлинспайк работал в тесном сотрудничестве с основателем WhatsApp Брайаном Эктоном, чтобы внедрить протокол в WhatsApp (с 2014 года принадлежит Facebook). 

Брайан Эктон

Философия приватности

Есть две вещи, которые сформировали Signal репутацию самого надежного мессенджера. Во-первых, это использование криптографического протокола Signal для сквозного шифрования текстовых, голосовых и видеосообщений. Благодаря ему, сообщение доступно только отправителю и получателю, но не третьим лицам. Signal тоже не может читать сообщения. Сервис не собирает пользовательские метаданные, не хранит журналы вызовов или резервные копии данных. Марлинспайка и Перрина в 2017 году даже наградили за протокол Signal премией сооснователя PayPal Макса Левчина за прикладное использование криптографии. 

В Signal утверждают, что у мессенджера нет так называемых «бэкдоров» — встроенных методов обхода для предоставления доступа к зашифрованному контенту. В случае запроса от, например, правоохранителей Signal просто нечего рассказать о своих пользователях. Все, что может предоставить сервис, — это дату создания учетной записи, номер телефона и время последнего подключения к серверам Signal. Когда в 2016 году суд потребовал изъять переписки двух пользователей, Signal с гордостью предоставил правоохранителям эту краткую выписку.

Марлинспайк говорит, что пользователи соцсетей и мессенджеров хотят делиться информацией со своими друзьями, а не с Facebook, Google, рекламодателями или дарквебом. Поэтому он стремится сделать сквозное шифрование настолько распространенным, насколько это возможно. Приложение имеет открытый исходный код, доступный для скачивания.

«Миссия Signal всегда заключалась в том, чтобы распространить сквозное шифрование, а не добиться коммерческого успеха», — объясняет Марлинспайк.

Из этого вытекает следующее принципиальное отличие Signal от других мессенджеров. Его разрабатывают две некоммерческие организации — Signal Technology Foundation и Signal Messenger LLC. Signal Foundation — родительская компания Signal Messenger LLC. Ее в начале 2018 года создали Марлинспайк и Брайан Эктон, который годом ранее покинул Facebook. Эктон как председатель и единственный член фонда предоставил Марлинспайку беспроцентную ссуду в размере $50 млн. Эктон и Марлинспайк стремились показать, что можно создавать популярные технологии без зависимости венчурного капитала и рынка. 

Статус некоммерческой организации защищает Signal от приобретения коммерческими компаниями и позволяет не думать о рыночной успешности продукта. За применение протокола Signal организация получает донаты от разных компаний. Так, Skype использовал этот протокол в своих «Частных беседах», а Facebook Messenger — в «Секретных разговорах». Суммы пожертвований неизвестны.

На сайте указано, что в совет директоров сейчас входят сооснователь WhatsApp Брайан Эктон, Мокси Марлинспайк и основательница AI Now Institute Мередит Уиттакер. Все трое работали в крупных технологических компаниях и покинули их. Эктон ушел из Facebook из-за разногласий насчет политики конфиденциальности. Уиттакер работала в Google и возглавляла забастовки сотрудников из-за неоднозначного отношения компании к жалобам на харассмент и разработки ИИ для военных целей.

Мередит Уиттейкер. Фото Mike Cohen

На конец 2020 года в Signal работали всего 36 сотрудников. Марлинспайк как СЕО получает шестизначную зарплату, которая считается очень скромной для технологической индустрии. Например, она меньше средней зарплаты в Facebook.

Кто пользуется Signal

Signal используют люди, которым по-настоящему нужна приватность. Как подметили в The New Yorker, активисты используют Signal для координации протестов, любовники — для романов на стороне, рабочие — для объединения в профсоюзы, наркодилеры — для связи с клиентами, журналисты — для общения с источниками. Signal используют в Национальном комитете Демократической партии, Сенате США и Европейской комиссии.

Сторонником Signal и другом Марлинспайка является Эдвард Сноуден, который раскрыл секретную информацию о программах наблюдения АНБ. На сайте приведена его цитата: «Я пользуюсь Signal каждый день». Марлинспайк навещал Сноудена в Москве. 

Эдвард Сноуден про Signal

Даже основатель Facebook Марк Цукерберг пользуется Signal, а не WhatsApp. Об этом стало известно, когда на хакерском форуме опубликовали личные данные более 533 млн пользователей Facebook. Среди них был и номер Цукерберга. Исследователь Дэйв Уокер выяснил, что его утекший номер привязан к аккаунту Signal. Так мессенджер получил рекламу и повод для шуток.

«По мере приближения 15 мая — дедлайна по принятию условий пользования WhatsApp — Марк подает пример», — говорится в ироничном твите Signal.

Здесь имеется в виду то, что 6 января пользователи WhatsApp получили уведомления о новых условиях использования и политике конфиденциальности приложения. Им предлагали согласиться с тем, что Facebook и его дочерние компании будут собирать данные WhatsApp. Нововведение вызвало шквал критики в адрес мессенджера и спровоцировало рост загрузок у конкурентов. Из-за этого в WhatsApp отложили внедрение новых правил на 3 месяца — до 15 мая. Впрочем, в мае компания сообщила, что после консультаций с правительствами и экспертами по приватности она пока не будет ограничивать функции мессенджера, если пользователь не примет новую политику. Однако ему время от времени будут напоминать об обновлении.

Проблемы роста

Вся ситуация с WhatsApp обеспечила Signal стремительный рост пользовательской базы. Даже Илон Маск призвал свою многомиллионную аудиторию в Twitter «Используйте Signal». 

Внезапно Signal превратился из нишевого сервиса в один из самых популярных мессенджеров. Брайан Эктон назвал рост загрузок «беспрецедентным». Согласно данным аналитической компании Sensor Tower, количество установок Signal в январе выросло на 5001% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (с 992 000 в январе 2020 года до 50,6 млн в январе 2021-го). За первые четыре месяца 2021 года количество установок Signal увеличилось на 1192%, составив 64,6 млн.

Количество загрузок приложений Telegram и Signal

Bloomberg пишет, что сейчас команде Signal приходится нелегко — 30 с небольшим человек пытаются справиться с огромным ростом пользовательской базы. Кроме стандартных проблем масштабирования, проблемы приносит и стиль управления Марлинспайка. 

Нынешние и бывшие сотрудники описывают его как технического гения, но упрямого босса, который сопротивляется росту небольшой команды. Также он жестко контролирует инфраструктуру компании. Впрочем, они также отметили, что в последнее время он ослабил хватку: другие руководители и сотрудники могут получать доступ к строго охраняемым серверам Signal.

Марлинспайк же не считает, что технологические компании обязательно нуждаются в сотнях сотрудников.

«Я бы предпочел работать в гильдии преданных своему делу мастеров, чем в чудовищной организации, где люди чувствуют отчуждение или бесправие», — говорит он.

Между свободой и безопасностью

Марлинспайк не приписывает себе заслугу в создании Signal. Он смотрит на развитие технологий так, как марксисты смотрят на развитие истории. По его мнению, увеличение интереса к зашифрованной коммуникации объясняется больше объективными причинами, чем его субъективной ролью в процессе. Среди таких причин — распространение мобильных устройств и чат-приложений, а также ситуация вокруг Эдварда Сноудена.

Немецкий философ Эрих Фромм полагал, что трудности человеческого существования возникают из-за постоянного балансирования между свободой и безопасностью. По этой же причине трудности возникают и у Signal. Критики сервиса указывают, что сквозное шифрование может защитить коммуникацию о преступлениях, вроде террористических актов и сексуальной эксплуатации. Bloomberg пишет, что использование приложения экстремистскими группами волнует даже самих сотрудников Signal.

Марлинспайк непреклонен: он говорит, что у террористов и так всегда был доступ к сложным инструментам шифрования, в отличие от простых людей, которым именно Signal дает возможность приватного общения.

Читайте также

Что (не)так с Black Friday. Откуда пошла традиция и почему не стоит бояться больших скидок

Открыть бизнес за границей. Как получить средства на новое дело в ЕС

Как купить USDT через обменник. Подробная инструкция

TemplateMonster — 20 лет. История компании от маленькой вебстудии до маркетплейса из 175 000 продуктов

Международная IT-компания Astound Commerce набирает людей в команду. Кого именно ищут и почему вы захотите там работать

Сохранение позиций на рынке, йога онлайн, покупка Starlink. Как Govitall работает во время войны

Еще один «Дон Кихот». Как беларус создал приложение для высмеивания путинской пропаганды и почему это вызывает дежавю

Новые услуги и поддержка Украины. Как в FAVBET адаптировали работу и продукт военные реалии

30 докладов об IT и сбор средств на ВСУ. Что будет на международной IТ-конференции NIX MultiConf

Калиновый венок и символы войны. Morphy.vision создала AR-фильтр в рамках open call от Banda и Brave.ua