Режим чтения увеличивает текст, убирает всё лишнее со страницы и даёт возможность сосредоточиться на материале. Здесь вы можете отключить его в любой момент.
Режим чтения
Режим чтения увеличивает текст, убирает всё лишнее со страницы и даёт возможность сосредоточиться на материале. Здесь вы можете отключить его в любой момент.
Завершить
16–17 декабря в Inveria Event Space прошла образовательная IT-конференция — Synergy 2021 IT Business & IT Education. Спикеры обсудили основные направления реформы IT-образования, моду на свитчерство и его влияние на индустрию, неспособность выпускников университета работать над реальными проектами и угрозу отечественному рынку труда со стороны Китая. Поскольку в декабре не у всех есть время сходить на конференцию за инсайдами, мы решили это сделать за вас. Вот краткое изложение основных мнений спикеров первого дня Synergy 2021.
Как планируют реформировать IT-образование
В начале конференции министр цифровой трансформации Михаил Фёдоров представил план и дорожную карту реформирования системы IT-образования.
Согласно плану (RoadMap for IT Education Reform), к 2024 году государство ожидает увеличения поступлений в госбюджет от IT-компаний до $17 млрд. В то же время доля IT в ВВП страны должна составлять 10%, а количество рабочих мест — более 450 000. Сегодня доля IT в экспорте государства составляет всего 38%.
Среди основных направлений реформирования системы:
развитие неформального образования (в краткосрочной перспективе);
повышение конкурентоспособности и автономности университетов и колледжей (в среднесрочной перспективе);
более качественное преподавание математики и информатики в школах (в долгосрочной перспективе).
Что о реформах думают спикеры
Перед началом дискуссионной панели модератор Андрей Сусленко (основатель импакт-стартапа COGNICOO) предложил участникам оценить по 10-балльной шкале вероятность успешных реформ:
Тарас Кицмей (соучредитель SoftServe) — 10;
Юрий Антонюк (глава EPAM в Центральной и Восточной Европе) — 11;
Михаил Федоров (министр цифровой трансформации) — 10;
Владимир Бугров (ректор КНУ имени Т. Шевченко) — 7;
Сергей Захарин (госсекретарь МОН) — 10.
По мнению Тараса Кицмея, сейчас нужно подумать о партнерстве между IT-компаниями и конкретными заведениями высшего образования (ЗВО).
IT-образование — это о финансовых и интеллектуальных возможностях. Думаю, должна быть определенная синергия между преподавателями и IT-индустрией. Возможно, они должны работать одновременно и в образовательной сфере, и в индустрии.
Тарас Кицмей
Следующим свою оценку объяснил Владимир Бугров. «Я реалист, потому и поставил 7 баллов. У нас критическая ситуация с математикой. Мы никогда не поднимем IT-сферу на более высокий уровень, если не подтянем математику. А еще 7 баллов потому, что реформы — это продолжительный процесс. То, что мы посеяли, еще должно прорасти, а для этого нужно время. Поэтому я бы сказал, что эту программу можно реализовать через три-пять лет», — объясняет ректор КНУ имени Т. Шевченко
Юрий Антонюк хотел бы, чтобы больше международных образовательных учреждений приходило в Украину. «Не для того, чтобы украинским было плохо, а чтобы была возможность сравнить украинский и западный уровни. У нас нет трех-пяти лет реформы. Мы должны все сделать максимально быстро, прямо в следующем году. Думаю, нужно искать «шорткаты» «Шорткаты» «слэнговое , — рассказал глава EPAM
Он также подчеркнул, что Украине нужны не кодировщики, которых готовят на курсах, а люди с фундаментальным образованием.
Посмотрите на американский MTI, они не хотят учиться пять-шесть лет. Можно еще подумать, чтобы разбить бакалавриат и магистратуру. Возможно, магистратура не нужна без опыта после бакалавра.
Юрий Антонюк
Михаил Федоров подчеркнул, что сейчас нужно решить вопросы трудоустройства людей постарше. «Для молодых открыты все двери, для старших — наоборот. А еще особое внимание нужно обратить на свитчеров, то есть тех, кто хочет войти в IT. Для этого мы уже разработали соответствующий законопроект, в котором прописано, что 50% стоимости обучения в EdTech-компании будет выплачиваться из специального фонда», — пояснил министр цифровой трансформации.
Свитчеры — новая мода. Как перейти в IT, если ты не айтишник
Свитчеры — не новое явление на рынке труда. Так называют людей, решивших изменить сферу деятельности. Особую популярность это явление приобрело в IT.
По мнению операционного менеджера Beetroot Academy Инессы Матевосян, свитчерство должно быть сознательным выбором, а не данью моде.
Мода на свитчерство меня пугает. У меня мода вообще не ассоциируется с сознательным выбором. 10 лет назад считалось модным быть экономистом или юристом, и все шли на эту профессию. Теперь модно переходить в IT. Мы как IT-сообщество должны работать над тем, чтобы сюда шли не за статусом, а за возможностью развития.
Инесса Матевосян
Talent Acceleration Center Director SoftServe Андрей Переймыбида подчеркнул важность свитчеров для рынка: «У нас годовая потребность в IT-специалистах — 60 000. Университеты выпускают 20 000. И мы не можем сказать, что все 20 000 идут в IT. Как минимум 40 000 (на самом деле 50 000) должны откуда-то прийти. И для этого всего два источника — неформальное образование и свитчеры. 15 лет назад мы ориентировались на студентов. Теперь доля свитчеров увеличивается. Сейчас у нас 50 на 50 студентов и свитчеров».
Также он поделился инсайдами о найме свитчеров. «Для нас важны два пункта — знания и навыки. Неважно, где люди их раздобыли. Какие пути есть для свитчеров? Есть стажировка. Есть корпоративные университеты. В SoftServe, например, есть корпоративный университет, готовящий специалистов», — добавил Переймыбида.
Впрочем, несмотря на рост спроса на свитчеров, пока их достаточно не во всех областях. Среди последних — киберспорт. По словамChief Public Engagement Officer TECHIIA holding Марианны Кониной, в киберспорте свитчеров на самом деле немного.
«Недавно мы начали внедрять практику — берем к себе человека без опыта только потому, что он хочет у нас работать. Такие программы стажировки в основном не суперпубличные. Человек должен пройти у нас два этапа: разговор о ценностях, а затем баррейзинг. Это собеседование по поводу ценностей, которое проводит тот, кто не будет влиять на его работу в будущем», — рассказала Конина.
В заключениеSenior Software Engineer Exadel Андрей Лавренюкподелился наблюдением: чаще всего свитчерами в IT-сфере становятся учителя и врачи.
Когда готовился к дискуссии, спросил у себя в Instagram, откуда люди пришли в IT. И было нереально большое количество учителей и врачей. И, как ни странно, учителя (особенно английского языка) нереально успешны в программировании и тестировании.
Андрей Лавренюк
Рынок труда ждут новые вызовы
Одна из неотложных проблем — неспособность выпускников после университета влиться в коллектив и работать над реальными проектами. Поэтому, по словам соучредителя и CEO Sigma Software Валерия Красовского, молодым сотрудникам нужно прививать продуктовое мышление. «Это необходимо не только продуктовым компаниям, но и сервисным. Люди должны понимать, как строить продукты и их архитектуру, работать с бизнес-требованиями», — считает Красовский.
По его мнению, молодым специалистам также необходимы навыки менеджмента и управления проектами. «Конечно, простое программирование — это интересно, но было бы классно, если бы компания могла предоставить полный спектр услуг по разработке продуктов, бизнес-анализу и управлению проектами. Тогда такие услуги действительно можно было продавать дороже, а сотрудники компании могли бы рассчитывать на большую зарплату», — считает Красовский.
Мнение Красовского разделяет University Program Lead GlobalLogic Ukraine Евгений Сакало.
У нас нет проблем с количеством выпускников. Проблема в том, что они не могут присоединиться к проектам сразу из университетской скамьи. Именно поэтому мы доучиваем, учим и переучиваем. А это еще одна сложность: кто будет учить студентов и как увеличить количество мотивированных преподавателей.
Евгений Сакало
Угрозу на отечественном рынке труда составляет и Китай. Об этом вспомнила Дария Резник, менеджер по обучению и развитию талантов Intellias. «Добавлю немного драмы. В этом году в Китае началась крупная государственная кампания по IT-образованию. И я уверена, что китайцы через пять лет научатся готовить специалистов для международных глобальных компаний. И мы начнем конкурировать с миллионом выпускников из Китая. Поэтому нужно подумать, как мы хотим развивать эту нишу, чтобы она хоть осталась на рынке».