Истории

Чего IT-единорогам не хватает для счастья?

Нина Дей 5 августа 2019, 20:18

У технологических компаний-единорогов есть все, кроме одного — пути к прибыли. Чтобы стать гигантом рынка, крутого бренда, армии пользователей и харизматичного СЕО недостаточно. Так считает издание The Economist. Приводим адаптированный перевод их статьи о том, что же не так с компаниями на миллиард.

Единороги — сила?

В мае этого года Uber провела третье по величине технологическое IPO в Америке после Alibaba и Facebook — компания подняла $8,1 млрд. Конкурент Uber — Lyft вышел на биржу месяцем ранее. В Китае тоже гудит волна IPO.
Благодаря модным продуктам и армии преданных пользователей эти компании оценивают в сотни миллиардов, а инвесторы спешат продавать акции подороже. Однако у единорогов есть одна проблема: их бизнес-модель. В прошлом году около 10 единорогов, в том числе уже упомянутые Lyft и Uber, заявили о суммарном убытке в $14 млрд.
Расходы компаний на аренду офиса и автомобилей часто сбрасывают со счетов в надежде, что это ускорит рост выручки. Несмотря на это, некоторые компании с оценкой в миллиард сложно масштабировать. А если ограничить их в тратах, это затормозит рост компании. Инвесторы должны либо требовать снижения цен при IPO, либо просто держаться от компаний-единорогов подальше. Самим же предпринимателям стоит переосмыслить способ коммерциализации своих идей.

Что было до единорогов

Сегодня компании-единороги появляются совсем иначе, чем 25 лет назад. В 1994 году в венчурные фонды вложили только $6 млрд. Они раздавали чеки максимум на $1 млн, не более. Пока Amazon не провел IPO в 1997 году, ему удалось поднять всего $10 млн. С тех пор быстрый рост компаний стал возможен благодаря облачным вычислениям, смартфонам и соцсетям. Последние позволяют стартапам рассказать о себе максимально широкой аудитории.
Низкие процентные ставки заставляют инвесторов гнаться за возвратом вложений. Google, Facebook, Alibaba и Tencent (одна из крупнейших инвестиционных компаний в мире — ред.) доказали, что секрет успешности заключается в огромных рынках, высокой прибыли и естественной монополии. Многие компании пытались примерить эту формулу на себя, пытаясь ускорить процесс с помощью инвестиций.

Но не путайте единорогов с «индейками» 2000-х вроде интернет-магазина товаров для животных Pets.com, который обанкротился через 10 месяцев после выхода на IPO. Идеи единорогов полезнее и интереснее: приложение для поездок удобнее такси, сервисы доставки еды экономят время, а вместо того, чтобы загружать плейлисты заранее, можно слушать музыку через стриминговые сервисы. У единорогов огромные базы пользователей, у них нет физических активов — они могут загрузить все в облако. И если верить документам IPO, их продажи быстро растут.

Почему единороги убыточны

Убытки компаний-единорогов говорят не о временных проблемах роста, а о спорности рынков, на которых они работают, и нестабильности клиентов. Чем больше людей пользуется одной сетью — тем она ценнее, это закон цифровой монополии. Поэтому 67% цифрового рынка принадлежит Facebook.
А вот показатели единорогов не так убедительны. Люди, которые ездят на такси, пользуются сразу несколькими приложениями, у них есть выбор. Поэтому Uber (как и Lyft) не может стать монополистом. Или, например, компания WeWork, которая зарабатывает на аренде офисных мест — у нее нет монополии на все офисы и столы в мире.

Конкуренция в этой нише слишком велика, чтобы одна компания-единорог захватила рынок.

Поэтому единороги боятся урезать бюджеты на маркетинг — они боятся потерять клиентов и создают вспомогательный продукт на основе предыдущего, чтобы удержать пользователей.
Внешние обстоятельства тоже играют не в пользу единорогов. Для прошлого бизнес-поколение существовало не так много правил — законодатели едва ли знали об интернете. Поэтому компании просто брали и делали. Просили денег у инвесторов и если что-то шло не так, то извинялись.
Единороги поступают так же. Airbnb избежала налогов на отели, а Uber обошла правила лицензирования такси. Сейчас же работу в цифровой сфере регулируют множество законов, а в инвестиционных циркулярах рискам вложений в единорогов посвящен чуть ли не отдельный раздел.

Что будет дальше с единорогами

Все вышеописанное хорошо для потребителей — на них тратят деньги. Суммарно компании «инвестируют» в клиентов около $20 млрд в год. В то время как поиск и соцсети монополизировали, единороги создают конкуренцию в других отраслях.
Инвесторам, в свою очередь, нужно сохранять хладнокровие. Вложиться в компанию, которая может стать следующим Google или Alibaba соблазнительно, но большинству единорогов приходится вести долгую «войну на истощение» из-за низкой рентабельности секторов, в которых они работают. В итоге их поглощают гиганты рынка. Тогда возрастает другой риск: большинство единорогов ограничивают право голоса инвесторов (Uber — исключение), а основатели стартапов сопротивляются слиянию. Инвесторам сложнее вмешаться, если компания не приносит достаточно прибыли, чтобы оправдать оценки IPO.
А что же Кремниевая долина и шумные технологические центры Китая — родины единорогов? Сейчас миллиарды утекают в венчурные фонды, к основателям и сотрудникам IT-компаний. Вопрос в том, сколько люксовых домов, благотворительных проектов и персональных космических программ они оплатят и как превратят это в новые технологические бизнесы.

Философия «покупки» клиентов любой ценой сейчас на пике. А когда эпоха единорогов закончится, нужно будет придумать новый, более убедительный вид стартапа.

Читайте также

Что (не)так с Black Friday. Откуда пошла традиция и почему не стоит бояться больших скидок

Открыть бизнес за границей. Как получить средства на новое дело в ЕС

Как купить USDT через обменник. Подробная инструкция

TemplateMonster — 20 лет. История компании от маленькой вебстудии до маркетплейса из 175 000 продуктов

Международная IT-компания Astound Commerce набирает людей в команду. Кого именно ищут и почему вы захотите там работать

Сохранение позиций на рынке, йога онлайн, покупка Starlink. Как Govitall работает во время войны

Еще один «Дон Кихот». Как беларус создал приложение для высмеивания путинской пропаганды и почему это вызывает дежавю

Новые услуги и поддержка Украины. Как в FAVBET адаптировали работу и продукт военные реалии

30 докладов об IT и сбор средств на ВСУ. Что будет на международной IТ-конференции NIX MultiConf

Калиновый венок и символы войны. Morphy.vision создала AR-фильтр в рамках open call от Banda и Brave.ua