Опыт и мнения

Все, что вы хотели спросить у венчурного инвестора, но стеснялись

Нина Дей 14 мая 2019, 14:01

Мы продолжаем рубрику #тыжпрофессионал. В ней мы общаемся с людьми разных профессий и задаем им вопросы, которые обычно задавать неловко: о стереотипах, предрассудках и ежедневной работе.
Наш сегодняшний герой — венчурный инвестор Олег Маленков. Мы пришли к нему на встречу за инвестициями, ушли без них, зато с материалом.

Олег Маленков

Откуда вы берете деньги на инвестиции на старте?

У каждого фонда есть так называемый LP (Limited Partners) — те, кто инвестирует в фонд. Вот такая рекурсия получается: сначала кто-то инвестирует в фонд, а потом фонд инвестирует в кого-то.

Какую часть дохода от инвестиций вы отдаете Limited Partners?

20% — это наш заработок, еще 2% мы берем себе на зарплату, остальное уходит тем, кто поучаствовал деньгами.
Например, мы заработаем $100 млн. Из них:

Чем венчурные инвесторы отличаются от обычных?

Venture в переводе с английского означает «риск». Венчурные инвесторы вкладывают деньги в рискованные стартапы. С одной стороны это ненадежно, с другой — есть возможность заработать намного больше, чем на других видах инвестиций.
Из 100 стартапов 90 умрет, а из оставшихся всего 1-2 могут выстрелить. Часто фонды отбивают весь бюджет своих инвестиций именно на одном стартапе. Это называется Home run — когда одна компания может закрыть весь фонд.

Если риск большой, зачем вы этим занимаетесь?

Риск всегда можно уменьшить, и у нас это хорошо получается. Фонд TA Ventures основали в 2010 году, сначала было больше ошибок. Теперь команда научилась управлять риском и все чаще инвестирует удачно. Ни один фонд не может точно спрогнозировать, что случится со стартапом. Но чем больше релевантного опыта у фонда, в том числе у аналитиков и партнеров, тем лучше получается контролировать риск и выигрывать в этой инвестиционной игре.

Как вы уменьшаете риски?

Мы очень глубоко «ныряем» в стартап: знакомимся с командой, узнаем фидбек от пользователей продукта. Мы даже общаемся с техническими специалистами, чтобы посмотреть, насколько хорошо они пишут код.
Если в какой-то сфере у нас нет экспертизы, мы подключаем консультантов, которые помогают разобраться с непонятными вещами. Мы смотрим на сам бизнес, юридические детали, финансы, технические особенности — разбираем все категории, чтобы увидеть полную картину. После этого становится понятно, какие есть риски, как с ними работать и стоит ли вкладывать в стартап в принципе.

Сколько времени может занять такой анализ?

Весь процесс от знакомства до финального решения занимает от 6 недель. Иногда коммуникация затягивается, на нее могут влиять внешние факторы, но до сделки мы доходим меньше, чем за 3 месяца.

Как быстро вы можете вернуть инвестиции?

Венчурный фонд обычно создают на 10 лет: первые 5 лет он инвестирует, а следующие 5 лет собирает прибыль и закрывается.
Венчурные инвесторы могут вернуть свои деньги в трех случаях:

  1. Если компанию купила другая компания.
  2. Если компания провела IPO и теперь ее акции может купить кто угодно.
  3. Secondary round. При таком сценарии один инвестор выходит из стартапа, а другой может занять его место. Тогда первый инвестор может получить деньги от продажи своей доли инвестиций в компании.

У меня есть классная идея и бизнес-план. Этого хватит, чтобы получить инвестиции?

Даже фонды, которые не котируются на рынке, перестали инвестировать в идеи. 20 лет назад это было реально — тогда был бум на интернет-проекты, стартапы приходили просто с идеей. Сейчас мы хотим видеть прототип, а в идеале — платежеспособных пользователей, которые уже используют продукт.
Бывают и исключения. Например, опытные успешные основатели вчера продали Uber, а сегодня придумали другой проект — им могут дать денег за имя и репутацию. В других случаях сама идея ничего не стоит.

Как стать инвестором, этому где-то учат?

Классический путь — начать с хорошего образования и получить опыт работы в консалтинге. Затем можно попасть в венчурный фонд на позицию аналитика. Понадобятся годы, прежде чем аналитику предложат стать инвестором-партнером.
Второй путь — через предпринимательство. Придется показать, что ты умеешь создавать успешные компании и управлять финансами. Я попал в венчурный фонд именно так: мы с партнером построили довольно успешную компанию Concepter и благодаря этому опыту меня пригласили венчурным партнером.

Многие думают, что инвестиции — это вложить деньги, ничего не делать и ждать их возврата. Как на самом деле выглядит рабочий день инвестора?

Мы из проактивного фонда, то есть сначала инвестируем в компанию, а потом помогаем ей на разных стадиях. Европейским и американским компаниям мы помогаем с R&D: создаем под них инфраструктуру в Украине, находим команды разработчиков, помогаем со стратегическими вопросами.
С каждым стартапом, в который мы инвестировали, у нас есть встречи и отчетности раз в месяц. Мы не отсиживаемся и пытаемся максимально помочь каждому проекту, в который вложились.

То есть, инвестор не просто дает деньги, но и помогает с командой, развитием, контактами?

Сами деньги давно не играют ключевую роль. Стартапы не хотят просто брать деньги у инвесторов — они хотят получить экспертизу, полезные знакомства, советы. Если фонд полезен для стартапов, в которые инвестирует, это улучшает его репутацию. Предприниматели рекомендуют эти фонды другим стартапам. Часто хорошие проекты попадают к нам благодаря рекомендации предыдущих компаний, с которыми мы работали.

Что вы делаете с теми, кто сжег ваши деньги?

Убиваем их (смеется). Инвесторы надеются, что 1-3 компании станут миллиардными и фонд заработает в пять раз больше, чем вложил во все стартапы в сумме. Венчурные инвесторы спокойно относятся к деньгам. Мы с самого начала понимаем, что большая часть компаний не выстрелит. Деньги с провалившихся стартапов мы не выбиваем.
Бывает, компания растет, трудится, но в итоге у нее не получается преодолеть кризис. Если основатель показывает себя с хорошей стороны и сражается до последнего, мы понимаем, что он боролся за проект и вложенные в него деньги. У таких предпринимателей есть шанс получить деньги в будущем, потому что они не испортили свою репутацию.

Зачем нужны инвесторы, если банки дают кредиты на бизнес?

Банк не даст деньги на развитие проекта на ранней стадии, он скорее выдаст кредит уже закрепившемуся на рынке бизнесу. А вот инвесторы — с удовольствием. Классическая схема для стартапа выглядит так:

  1. Основатели просят денег у друзей, родителей. В среднем при таких FFF раундах (Friends, Family and Fools) удается собрать от $20 000 до $100 000.
  2. На эти деньги запускают бизнес.
  3. Потом приходят ангельские инвесторы и вкладывают еще от $50 000 до $100 000.
  4. После этого в стартапы вкладываются венчурные инвесторы.

На всех этих стадиях в банки идти рано. Они дадут деньги, когда увидят доходы и клиентов и, в отличии от инвесторов, не будут поддерживать проект советами и полезными контактами.

В книгах о том, как стать успешным инвестором, можно найти что-то полезное, или это вода?

Я как раз читаю книгу «Ангельское инвестирование» Дэвида Роуза Angel Investing. В ней он подробно рассказывает о рисках, плюсах и минусах инвестиций. Читать книги полезно, но не все подряд. Любая книга — это 80% воды и 20% пользы. Читать их нужно соответствующе. Если мне нужен быстрый ответ на какой-то вопрос — я ищу статью на эту тему.

Чем занимаются инвесторы в свободное время и есть ли оно у них в принципе?

Свободное время я стараюсь разделять между семьей и самообразованием. Я хожу на конференции, читаю книги и профильные СМИ. Между этим успеваю заниматься спортом, отдыхать в барах и ездить в путешествия. Быть инвестором для меня — стиль жизни.
Мое информационное поле формируется из технологий, стартапов, новостей из этой сферы. Чаще всего на отдыхе я тоже соприкасаюсь с работой, ведь моя лента состоит из рабочих моментов. Пока меня все устраивает.

В каком возрасте инвесторы выходят на пенсию?

Инвесторы не выходят на пенсию. Быть инвестором — это стиль жизни. Даже если не занимаешься операционной деятельностью, все равно хочется находиться в этом инфополе и наблюдать за индустрией.

Читайте также

Что (не)так с Black Friday. Откуда пошла традиция и почему не стоит бояться больших скидок

Открыть бизнес за границей. Как получить средства на новое дело в ЕС

Как купить USDT через обменник. Подробная инструкция

TemplateMonster — 20 лет. История компании от маленькой вебстудии до маркетплейса из 175 000 продуктов

Международная IT-компания Astound Commerce набирает людей в команду. Кого именно ищут и почему вы захотите там работать

Сохранение позиций на рынке, йога онлайн, покупка Starlink. Как Govitall работает во время войны

Еще один «Дон Кихот». Как беларус создал приложение для высмеивания путинской пропаганды и почему это вызывает дежавю

Новые услуги и поддержка Украины. Как в FAVBET адаптировали работу и продукт военные реалии

30 докладов об IT и сбор средств на ВСУ. Что будет на международной IТ-конференции NIX MultiConf

Калиновый венок и символы войны. Morphy.vision создала AR-фильтр в рамках open call от Banda и Brave.ua