БИЗНЕС

Как живется социальному бизнесу в Украине. Реалии и вызовы глазами Алены Калибабы

Алена Калибаба 11 апреля 2019, 12:52

С какими сложностями сталкиваются социальные бизнесы, которые стремятся сделать жизнь украинского общества проще? Поддерживает ли их в этом государство? Что помогает им выйти на рынок? Об этом в колонке для Vector рассказывает COO компании Chasopys Europe и соосновательница акселератора социального предпринимательства SELab Алена Калибаба.

Алена Калибаба

Реалии украинского социального предпринимательства

Социальное предпринимательство — формат, который в том числе позволяет решать общественные проблемы, независимо от грантов или государственных денег. Это возможность здесь и сейчас, своими силами изменить ситуацию вокруг к лучшему. В Украине нет законодательной базы, регулирующей эту деятельность, поэтому социальные проекты — своего рода пионеры.
У социального предпринимательства в Украине есть исторические предпосылки, в частности, война. Она всколыхнула население и стимулировала поток новых проектов, готовых вместе с благотворительными фондами снимать общественное напряжение и решать возникшие проблемы. Классика социального предпринимательства — Veterano Group. Это сети ресторанов, кофеен, автомоек и мастерских, в которых работают ветераны АТО. В них также действуют программы лояльности для клиентов-ветеранов.

Команда пиццерии Veterano Pizza, которая входит в группу Veterano Service


Война принесла в Украину и феномен внутренне перемещенных лиц (ВПЛ): по неофициальной статистике, каждый 15-й украинец вынужденно покинул место жительства и, соответственно, потерял работу.
Многие работодатели не хотят брать на работу людей, которые уехали из зоны конфликта. Поэтому переселенцы из Крыма, Донецкой и Луганской областей начали открывать свои компании — швейные цеха, мини-фермы, закусочные и даже эко-бренд украшений из переработанного пластика re-beau.

Аксессуары бренда re-beau


Монетизировать социальный бизнес сложно, но реально. Исторически и культурно к предпринимателям сложилось предвзятое отношение: люди сразу подозревают их в обмане. Поэтому социальные проекты должны быть прозрачными, они не имеют права избегать законодательных норм или искать в них лазейки. Ответственность таких предпринимателей намного выше, чем у обычных бизнесменов.

Импакт или деньги — что важнее?

Между желанием сделать мир лучше и заработать всегда должен быть баланс. Если стартап работает «в ноль», но при этом решает социальную проблему, его тоже можно считать социальным бизнесом. Например, компания трудоустраивает людей с инвалидностью, предоставляет им достойные условия труда и зарплату. Да, она не приносит сверхприбыли, но обеспечивает правильно оборудованные рабочие места.
Одна из главных проблем сферы в том, что проекты больше сконцентрированы на решении социальных задач, чем на обеспечении постоянного денежного потока для их регулирования. Поэтому у них не получается надолго закрепиться на рынке и получать стабильный доход.

Если социальная инициатива классная и инновационная, но не монетизируется, она не сможет стать полноценным бизнесом.

В Украине и за рубежом есть ряд акселераторов для социальных предпринимателей. Среди них: SDG Accelerator (Германия), New Do(o)r (Латвия), Impact Accelerator (США).
Также несколько лет назад вместе с Анной Гулевской-Черныш мы организовали Школу социального предпринимательства SELab, которая в этом году трансформировалась в полноценный акселератор. В ней мы стараемся показать, как выстроить баланс между импактом и заработком.

Участники акселератора SELab

О SELab Accelerator

За 12 лет работы в некоммерческом секторе меня сильно утомила борьба с ветряными мельницами — на решение социальных проблем и поддержку проектов деньги выделяли по остаточному принципу. Строить долгосрочную стратегию решения проблемы в таких условиях сложно.
Потом я ушла в бизнес. Но спустя четыре года работы со стартапами я поняла, что предпринимательство только ради денег мне не очень интересно. Также я столкнулась с запросом от самих бизнесменов, которые хотели качественно менять жизнь людей и искали смысл в бизнесе.
Мы объединились с Анной Гулевской-Черныш: я предоставляю экспертизу по развитию стартапов или малого бизнеса, а Анна работает с оценкой социальных изменений и формированием стратегий, которые решают проблемы.

В 2018-2019 годах SELab в рамках проекта #SocialBusinessInUA финансирует Европейский Союз. 12 команд из разных городов Украины прошли у нас обучение и уже достигли определенных успехов:

У нас есть свое крепкое комьюнити и менторы всегда готовы помочь. Участники в любой момент могут обратиться к ним за советом.
Все это время компания Chasopys выступает партнером акселератора. Мы стремимся не только предоставлять качественные услуги клиентам, но и быть полезным стартапам, которые готовы менять будущее Украины уже сегодня.

Читайте также

Что (не)так с Black Friday. Откуда пошла традиция и почему не стоит бояться больших скидок

Открыть бизнес за границей. Как получить средства на новое дело в ЕС

Как купить USDT через обменник. Подробная инструкция

TemplateMonster — 20 лет. История компании от маленькой вебстудии до маркетплейса из 175 000 продуктов

Международная IT-компания Astound Commerce набирает людей в команду. Кого именно ищут и почему вы захотите там работать

Сохранение позиций на рынке, йога онлайн, покупка Starlink. Как Govitall работает во время войны

Еще один «Дон Кихот». Как беларус создал приложение для высмеивания путинской пропаганды и почему это вызывает дежавю

Новые услуги и поддержка Украины. Как в FAVBET адаптировали работу и продукт военные реалии

30 докладов об IT и сбор средств на ВСУ. Что будет на международной IТ-конференции NIX MultiConf

Калиновый венок и символы войны. Morphy.vision создала AR-фильтр в рамках open call от Banda и Brave.ua