Общество

Больше нельзя просто давать деньги. Как Кремниевая Долина изменила благотворительность

Дмитро Кошельник 17 января 2019, 11:51

В июле 2018 года детская футбольная команда застряла в таиландской пещере. Тогда Кремниевая Долина казалась не самым очевидным источником помощи, но Илон Маск направил в Таиланд команду инженеров, а позже доставил туда миниатюрную подводную лодку. С помощью нее должны были спасти детей.
Возможно, кто-то и благодарил Маска, но за волной насмешек это прошло незамеченным. Подводную лодку так и не использовали.

Маск был одним из немногих, кто действительно пытался чем-то помочь. Так почему же в ответ он получил столько негатива?

Журналист Томас МакМуллан связывает это с тем, как новое поколение предпринимателей изменило благотворительность. МакМуллан пришел к выводу, что граница между бизнесом и филантропией практически стерлась.

В статье New York Times социолог Зейнеп Тюфекчи противопоставляет быстрые радикальные решения проблем, к которым привыкли в Кремниевой долине, медленному методичному подходу. Ситуация с детьми в Таиланде поставила спасателей перед выбором: рискнуть и довериться передовым технологиям или использовать проверенные методы дайверов. Выбрали последнее.

Поступок Маска говорит не о его самоуверенности, а о том, как современные технологии меняют благотворительность.

Как изменилась благотворительность

Новое поколение филантропов с западного побережья США появилось несколько лет назад. Самые известные его представители — Марк Цукерберг и его жена Присцилла Чан. Супруги создали Инициативу Чан-Цукерберг (CZI) и с помощью передовых технологий реализуют проекты в области образования, жилья и здравоохранения.
«Обычно люди жертвуют деньги теми же способами, что и получили их. Так сложилось исторически, — отмечает научный сотрудник Центра по некоммерческим и филантропическим исследованиям Урбанского института Бенджамин Соскис. — Люди, которые создали большие корпорации, строили благотворительные фонды по той же модели. То же самое происходит и сейчас».
В 2015 году в статье The Wall Street Journal бывший президент Facebook Шон Паркер рассказал о «хакерской филантропии», которая появилась из-за перераспределения богатств на планете: значительная часть средств сосредоточилась в руках новой элиты с бэкграундом в телекоммуникациях и интернет-сервисах.
По мнению Паркера, эти люди действуют по-другому. Они стремятся решать сложные проблемы с помощью технологий, а не просто жертвуют деньги. Эту идею подтверждают технологические разработки в социальных сферах.

Шон Паркер. Фото: The Verge

Что такое филантрокапитализм

Богатые люди придерживаются той же стратегии, которая сделала их богатым. Поэтому благотворительность изменилась — теперь она опирается на технологичные решения, а границы между коммерческой деятельностью и филантропией все больше размываются.
В 2008 году экономические обозреватели Мэтью Бишоп и Майкл Грин придумали термин «филантрокапитализм». Такой подход поощряет инвестиции в социальные программы, которые предусматривают возврат своих вложений. Сторонниками филантрокапитализма можно назвать фонды Билла Клинтона, а также Билла и Мелинды Гейтс. Их цель — использовать наработки бизнеса для решения социальных проблем.
Две самые известные организации с таким подходом — CZI и Emerson Collective, которой управляет Лорен Пауэлл Джобс. Это не фонды, а общества с ограниченной ответственностью (ООО). То есть, они могут инвестировать в частные компании, политическую пропаганду и некоммерческие организации.
Их модель работы максимально гибкая: филантроп может сам выбирать коммерческие и некоммерческие проекты, которым хочет помочь. Но структура ООО менее прозрачна, чем у фондов. CZI и Emerson Collective не обязаны отчитываться о своих активах и расходах.

Тонкая грань между коммерцией и благотворительностью

Так как грань между коммерческой и некоммерческой деятельностью стирается, для молодого и успешного предпринимателя филантропия — часть карьерной стратегии.
Историк Марибель Мори считает, что Эндрю Карнеги никогда бы не сказал, что его сталелитейные заводы меняют жизнь людей к лучшему. Промышленник говорил бы так о библиотеках и церковных музыкальных инструментах, которые он любил дарить людям.
Карнеги признался бы, что пытается заработать как можно больше. Его благотворительная деятельность — компенсация за то, что он наживается на капиталистическом строе. Современные предприниматели-филантропы напротив считают, что их основная деятельность уже приносит пользу обществу.

Им не нужно заниматься благотворительностью дополнительно, они уже меняют мир к лучшему.

Это справедливо не только для бизнеса, но и для технологического сектора.
«Стив Джобс был первым ярким примером такого подхода. — отмечает Соскис. — У Emerson Collective столько денег потому, что Джобс не особо тратился на благотворительность. Он считал, что Apple — это его вклад в развитие общества».
Так ведут себя все компании в Кремниевой Долине: девиз Google «Не будь злом», разработки Tesla по возобновляемой энергетике, постоянная мантра Facebook о сообществе.

Работа на благо социума прописана в ДНК этих компаний. Поэтому, когда доходит дело до настоящей филантропии, они считают, что уже сделали свой вклад.

Кроме того, фонды более открыто говорят о сотрудничестве с политиками. В 20 веке представители благотворительных фондов работали через посредников: ученых или академиков. Им не была нужна фотография с Рузвельтом или Линдоном Джонсоном. Теперь все иначе: Билл и Мелинда Гейтс охотно позируют на фото с Бараком Обамой.

Барак Обама, Мелинда Гейтс и Билл Гейтс. Фото: Time

Как получить финансирование от современных филантропов

Чтобы получить финансирование от предпринимателей из технологического сектора, некоммерческие организации должны научиться говорить на их языке.
Согласно отчету по филантропии в Кремниевой Долине за 2016 год, только 10% благотворительных средств ушли на местные инициативы. Локальной организации, которая хочет решить небольшую конкретную проблему, сложнее получить от них деньги.
Научиться общаться с новым поколением филантропов нужно не только фондам. Например, в Великобритании есть специальные учреждения, которые выступают посредниками между спонсорами и некоммерческими организациями. Они помогают решать социальные проблемы с помощью инновационных технологий. Одно из них — Центр ускорения социальных технологий (CAST).
Такие учреждения объясняют благотворительным фондам, как технологические продукты могут увеличить их шансы на финансирование. Это работает и в другую сторону: CAST помогает филантропам понять, какие технологии нужны для решения конкретной проблемы.
«Сколько из этих компаний действительно хотят сделать общество лучше? — спрашивает сооснователь и глава CAST Анника Смолл. — Чаще всего они здесь ради прибыли. Но когда эти компании хотят участвовать в обсуждениях, крайне важно, чтобы благотворительные фонды могли с ними общаться».

Марк Цукерберг и Присцилла Чан. Фото: Time


По мнению Смолл, Цукерберг и Гейтс искренне хотят сделать свой вклад в решение глобальных проблем. Так же и Маск — он действительно пытался помочь тайским школьникам. Но крайне важно, чтобы они прислушивались к мнению специалистов и отчитывались о своей деятельности перед общественностью.
В случае со школьниками в тайской пещере от помощи Маска отказались в пользу проверенных методов. Ирония в том, что в долгосрочной перспективе некоммерческим организациям, которые помогают пострадавшим от стихийных бедствий, придется стать на сторону технологий. А может, и обратиться за помощью к тому же Маску.

Читайте также

Что (не)так с Black Friday. Откуда пошла традиция и почему не стоит бояться больших скидок

Открыть бизнес за границей. Как получить средства на новое дело в ЕС

Как купить USDT через обменник. Подробная инструкция

TemplateMonster — 20 лет. История компании от маленькой вебстудии до маркетплейса из 175 000 продуктов

Международная IT-компания Astound Commerce набирает людей в команду. Кого именно ищут и почему вы захотите там работать

Сохранение позиций на рынке, йога онлайн, покупка Starlink. Как Govitall работает во время войны

Еще один «Дон Кихот». Как беларус создал приложение для высмеивания путинской пропаганды и почему это вызывает дежавю

Новые услуги и поддержка Украины. Как в FAVBET адаптировали работу и продукт военные реалии

30 докладов об IT и сбор средств на ВСУ. Что будет на международной IТ-конференции NIX MultiConf

Калиновый венок и символы войны. Morphy.vision создала AR-фильтр в рамках open call от Banda и Brave.ua