Истории

Превращаем «Жигули» в электрокары. История стартапа SEM Drive

Vector 2 октября 2019, 14:22

SEM Drive начался с дипломной работы двух студентов КПИ Анатолия Бурлакова и Павла Чернушенко. Они хотели придумать что-то более интересное, чем того требовали в университете — так появилась система, которая может «пересадить» любой автомобиль с бензина на гибрид.
Как они превращают машины в электрокары, в колонке на Vector рассказывает сооснователь стартапа Павел Чернушенко.

Павел Чернушенко и Анатолий Бурлаков

Любой «Жигуль» станет электрокаром

Мы разрабатываем систему электропривода, которую можно установить в любую машину и сделать из неё электромобиль или гибрид.
Для клиента наш продукт работает по принципу подписки: мы берем одноразовую оплату за установку оборудования и фиксированную плату за каждый пройденный километр. Такой подход позволяет свести затраты на переоборудование к минимуму и решает проблему с ограниченным сроком жизни аккумуляторов: вы платите только за использованный ресурс. По мере износа мы меняем аккумуляторы бесплатно.
Также мы проектируем инфраструктуры под конкретные маршруты: разрабатываем проекты электрификации маршрута с детальным расчётом необходимых инвестиций, времени, затрат на обслуживание, сроков окупаемости и потенциальной прибыли.

Выгода для автобусов

Наша система работает с легковыми автомобилями, но сейчас мы «целимся» в лёгкий коммерческий транспорт: микроавтобусы, маршрутки, фургоны. Производители электромобилей недооценивают этот рынок: разница в стоимости километра пути в этом сегменте играет очень большую роль, электромобилям здесь нет равных. Они по-настоящему окупаются.

Большинство коммерческих машин проезжают по 500-1000 км в день. Деньги, которые они тратят на топливо за год, легковым автомобилям хватает на 5-10 лет. Вряд ли вы окупите свои инвестиции, если будете ездить на электромобиле только на работу и обратно.

Коммерческие перевозчики хотят по максимуму сэкономить на расходниках — они съедают значительную часть бюджета. Один из клиентов даже говорил нам: «Если вы сможете поднять мне маржу с 20% до 40% — мне всё равно, сколько это будет стоить. Я куплю». Даже на украинском рынке с дешевым по мировым меркам топливом и низкими объемами есть достаточно желающих. Тем более, если такая инвестиция окупится меньше, чем за полгода.

Битва на рынке

Наши конкуренты — все решения, которые позволяют экономить: производители топливных присадок, газобаллонного оборудования (ГБО), серийные электромобили и гибриды, люди, которые самостоятельно переводят свои авто на электротягу и производители аналогичных комплектующих.
Самое близкое решение предложил американский стартап Echo Automotive. Они даже вышли на биржу и в 2013 году стоили около $100 млн. В отличие от них, мы не ограничиваемся одной моделью автомобиля — нашу систему можно поставить куда угодно. Модульная компоновка позволяет собрать именно то, что нужно клиенту. Не нужно тратить деньги на новую машину — можно просто усовершенствовать старую. Еще одно отличие — политика ценообразования. Я пока нигде не встречал «подписки» на каждый километр.

Первые инвестиции

Первые деньги, которые мы вложили в проект, нам одолжили друзья и родственники. Нужна была машина для экспериментов и оборудование — на это и потратились.
Все близкие знали, чем мы занимаемся, поэтому объяснять, зачем нужны деньги, не пришлось. В итоге мы получили от знакомых машину для экспериментов и $5 000. Сошлись на том, что когда появится прибыль, будем постепенно возвращать.

Ожидание и реальность

Мне иногда кажется, что мем «ожидание — реальность» сделали именно про нас.
Поначалу все казалось куда проще: мы планировали начинать продажи уже через год. На деле же столкнулись с огромным количеством трудностей.
Во-первых, в Украине практически нет людей, которые хорошо разбираются в этой тематике — нам попросту не с кем было посоветоваться по рабочим вопросам.
Во-вторых, было сложно найти первые деньги — в Украине нет культуры инвестирования. Один наш знакомый называл некоторых украинских инвесторов «мужиками с сахарного завода»: это ребята, которые нажились в 90-е, хотят сразу забрать большую долю в компании и получать прибыль уже через полгода-год. Кроме того, у большинства их них нет нужной экспертизы в сфере.

Инвестор — это не просто «мешок с деньгами». Это партнер, который разделяет ценности компании, участвует в её жизни и использует свои контакты, чтобы найти нужных людей. А не просто сидит и ждёт, когда все заработает.

Конечно, не могу говорить за всех — может, нам просто не везло. Да и автомобильное направление само по себе очень консервативное.
Третьей большой проблемой было производство систем в Украине. Заводы либо не умеют, либо не имеют нужного оборудования, чтобы изготовлять их. Да и цены «кусаются». А сертификация деталей автомобиля — вообще отдельная тема.
Тем не менее, очень порадовало отношение сотрудников Института Автотранспорта — это организация, которая регулирует автомобильную сферу в Украине. Они отвечают за сертификацию, переоборудование, разрешения и прочее. Там минимум бюрократии и очень персонализированный подход. Может потому, что к ним обращаются очень мало людей — энтузиасты, которые переделывают свои машины, а потом думают, как их зарегистрировать. Мы же пришли с прямым желанием ставить это на поток.

Неприятности по пути

Как-то с нами случилась грустная история. Мы купили очень дорогой контроллер для двигателя и не смогли его запустить. На нем стояло программное обеспечение, заточенное под определенную аппаратуру и управление. Никакой документации на это ПО не было, потому что его создатель неизвестен.
Мы спросили всех в Украине, кто хоть немного в этом разбирается — никто не смог ничего сделать. Даже связались с производителем, но и он ничем не смог помочь. Так, контроллер по цене дешевой машины превратился просто в кусок железа.
Были и смешные факапы. Однажды мы возвращались с акселерационной программы в Германии и нас не пустили в самолет — мы опоздали на посадку. Кроме нас было еще 15 опоздавших. Никому ничего не компенсировали, просто сказали: «Берите билеты на следующий рейс».

К тому моменту у нас уже не осталось денег, и я предложил: «Толян, поехали автостопом, тут одна прямая дорога». Он от безысходности согласился.

В итоге мы доехали из Франкфурта в Киев за 2 дня — быстрее, чем те, кто ждал следующего самолета или ехал на автобусе. По пути мы прогулялись по двум городам, заночевали в польской общаге, искупались в реке и нашли двух потенциальных покупателей.

Большие и маленькие достижения

Сейчас мы фокусируемся на пилотном проекте по электрификации маршрута Полтава-Харьков. В него входят автобусы, зарядные станции и обслуживание. Сумма инвестиций — около $300 000 за два года. Выгода для заказчика в том, что наша работа сэкономит такую же сумму за год. Над его запуском мы работаем в закрытом режиме, без лишней огласки подробностей.
Параллельно мы ищем новых клиентов и средства на производство партии комплектов, чтобы к весне начать установку. Уже договорились с несколькими заводами о производстве.
Мы еще не начали продажи, поэтому говорить о заработке пока рано. Но потенциальные покупатели уже есть — у нас 30 предзаказов на переоборудование авто. Пожалуй, самый интересный заказчик — владелец Maserati Biturbo из Амстердама.

Пока мы не окупили начальные инвестиции и еще ищем средства для производства. До конца 2020 года планируем переоборудовать 100 машин — тогда сможем сами себя обеспечивать.

Проблема в том, что для таких проектов нужны большие оборотные средства: на производство, комплектующие и обслуживание. К счастью, есть несколько государственных программ, которые позволяют привлечь нужные суммы в оборот под минимальный процент.
В планах — поставить производство на поток, набрать базу клиентов, возможно даже запустить свои перевозки и сеть зарядных станций. Также мы собираемся представить решение по переводу легковых машин на гибрид по цене ГБО и уже начали работу в этом направлении.
Кроме того, хотим инвестировать в развитие сети открытых лабораторий для студентов на университетской основе. Хотим, чтобы молодые люди не только изучали теорию, а и испытывали все это на хорошем, современном оборудовании.

Читайте также

Что (не)так с Black Friday. Откуда пошла традиция и почему не стоит бояться больших скидок

Открыть бизнес за границей. Как получить средства на новое дело в ЕС

Как купить USDT через обменник. Подробная инструкция

TemplateMonster — 20 лет. История компании от маленькой вебстудии до маркетплейса из 175 000 продуктов

Международная IT-компания Astound Commerce набирает людей в команду. Кого именно ищут и почему вы захотите там работать

Сохранение позиций на рынке, йога онлайн, покупка Starlink. Как Govitall работает во время войны

Еще один «Дон Кихот». Как беларус создал приложение для высмеивания путинской пропаганды и почему это вызывает дежавю

Новые услуги и поддержка Украины. Как в FAVBET адаптировали работу и продукт военные реалии

30 докладов об IT и сбор средств на ВСУ. Что будет на международной IТ-конференции NIX MultiConf

Калиновый венок и символы войны. Morphy.vision создала AR-фильтр в рамках open call от Banda и Brave.ua