Истории

После убийства журналиста от денег Саудовской Аравии отворачивается весь мир. Как это отразится на технологической отрасли

Александр Галицкий 29 октября 2018, 09:53

Колумниста издания The Washington Post Джамаля Хашогги убили в посольстве Саудовской Аравии в Стамбуле. Представители Саудовской Аравии отрицают обвинения в свой адрес, но существуют доказательства, что смерть была насильственной и жестокой. Случившееся поставило под вопрос этичность сотрудничества демократических стран с королевством. Под вопросом — десятки миллиарды долларов, которые Саудовская Аравия инвестирует в стартапы по всему миру.

Что случилось

2 октября журналист Джамаль Хашогги, гражданин Саудовской Аравии, зашел в генеральное консульство своей страны в Стамбуле, Турция. Туда он направился за документом о разводе. За час до этого в консульство прибыло 15 человек из Саудовской Аравии. Увидев Хашогги, они его задушили, после чего порезали на несколько мелких частей. Останки вывезли в дом консула. Там останки тела бросили в специальный химический раствор, который их уничтожил. То, что осталось, закопали на заднем дворе. После этого подданные Саудовской Аравии покинули Турцию.

Джамаль Хашогги

Почему убили Хашогги

Хашогги еще в 2017 году переехал из Саудовской Аравии в Вашингтон, США. Переезд был вынужденным: на родине он часто публиковал материалы с критикой правительства, короля, его подданных, а также конкретно наследного принца Мухаммеда Салмана аль Сауда. Как выяснилось позже, как минимум 5 из 15 человек, которые прибыли в Стамбул, работают непосредственно с принцем, некоторые — личные телохранители.

Как удалось узнать об убийстве

Есть несколько версий, как удалось получить сведения об убийстве журналиста в закрытом консульстве страны.
Во-первых, турецкие спецслужбы установили в консульстве прослушку. Официально страна этого не признает — это может подорвать ее международный авторитет — поэтому самих записей на публике пока нет. В то же время, по данным The Washington Post, где публиковался Хашогги, эти записи есть у газеты: их анонимно как раз передал сотрудник турецких спецслужб.
Во-вторых, Apple Watch. Перед входом в посольство Хашогги оставил свой iPhone жене, а на Apple Watch включил запись, заблокировав часы. Часы якобы сумели передать часть записи на iPhone (видимо через облачный сервис iCloud), что и послужило доказательством его смерти. Но эксперты уверяют, что подобный сценарий скорее всего маловероятный.
Также, перед тем, как войти в здание консульства, Хашогги попросил жену связаться с местной полицией, если он не выйдет оттуда через несколько часов. Он сам подозревал, что у него могут начаться проблемы, но максимум — это депортация обратно в Саудовскою Аравию.

Как отреагировал мир

Жесткая реакция последовала от, в первую очередь, демократических стран. Требования провести официальное расследование высказали главы США, Германии, Италии, Испании, Британии, Голландии, Дании, представители Африканских стран и стран Ближнего Востока. Некоторые из них уже разорвали часть контрактов на поставку оружия.

При чем здесь технологическая отрасль

Саудовская Аравия зарабатывает огромные деньги на нефти. На территории страны находится ⅕ всей нефти мира, ее запасы считаются одними из самых крупных в мире. Более 90% экспортной выручки — нефть. Но с недавнего времени стало понятно, что на одной нефти страна вечно жить не сможет, инвестиции направили в другие отрасли. В частности, в технологическую. Инвестиции в мировые компании направляются с Суверенного фонда Саудовской Аравии, который называется Public Investment Fund (PIF).

На самом деле этот фонд создан еще в 1971 году, но поначалу он финансировал проекты внутри страны: стратегические объекты или инфраструктуру, которая способствовала развитию экономики. В 2014 году правительство Саудовской Аравии изменило цели Фонда, решив направить средства для глобальных инвестиций в несырьевые проекты. Сейчас размер фонда составляет $250 млрд, цель к 2020 году нарастить объем средств до $400 млрд, а глобальная цель — фонд с $2 трлн на счету.
Уже на основе PIF правительство Саудовской Аравии в складчину с японским SoftBank создало отдельный фонд специально под инвестиции в технологические проекты. Его объем составляет $97 млрд: $45 млрд выделил PIF, еще $28 млрд — SoftBank, остальное — частные инвесторы. Именно этот фонд от лица Саудовской Аравии чаще всего инвестирует в стартапы и технологические компании.
Помимо PIF, много инвестируют и другие фонды, деньги у которых родом из Саудовской Аравии.

Много инвестируют?

Очень. Это почти сотни сделок на миллиарды долларов. Стоит отметить, что SoftBank выбрал новый для себя формат инвестиций. Вместо того, чтобы выдавать стартапам несколько миллионов долларов, они проводят мегараунды — на сотни миллионов долларов. Считается, что такой объем средств позволяет стартапу быстрее расти, а сотрудников фонда избавляет от работы с массой документов в маленьких раундах.
Как минимум 70 сделок было сделано в технологические компании, без учета инвестиций в компании, связанные с чистой энергетикой (их еще как минимум 24).
Крупнейшие инвестиции — Uber, ARM, NVIDIA, WeWork (в Китае), Flipkart (Индия) и другие компании. Издание Recode собрало полную картину того, куда и сколько вкладывал Vision Fund. Не так давно $1 млрд ушел и к конкуренту Tesla — компании Lucid Motors. Были слухи, что Саудовская Аравия может дать средства Илону Маску на выкуп акций Tesla с рынка.

Кроме того, Саудовская Аравия много инвестирует в международный пиар, который показывает ее как инновационную страну. Например, они первыми в мире дали роботу Софии гражданство, что журналисты успели назвать пустым пиаром.

Реакция технологического мира

Как и в случае с правительствами демократического мира, технологическая отрасль отреагировала достаточно жестко. В профильных СМИ появились материалы, в которых обличалось не только жестокое правительство Саудовской Аравии, но и лицемеры в Долине, которые зная об ущемление прав людей, брали деньги от саудов. Журналист TechCrunch назвал свой материал «Кровавые деньги», а в The New York Times отметили, что «технологические компании не могут больше закрывать глаза на нарушение прав людей». На CNN пишут, что уже следующий фонд нынешний президент Vision Fund скорее всего, не соберет: он первый и последний.
СМИ не зря так жестко отреагировали и выступили с критикой Долины и компаний, которые берут деньги от саудовцев. Дело в том, что в Саудовской Аравии все еще существует смертная казнь, причем, в лучших традициях средневековья: там есть палачи, которые отрубают людям головы. Кроме того, в стране ограничены права женщин, не допускается оппозиция и критика короля. Обо всем это было известно и ранее, но многие не обращали внимания.
Не стали стоять в стороне и технологические компании. В Саудовской Аравии прошел форум Future Investment Initiative (его еще называют “Давос в пустыне”), куда отказались ехать представители Google, Uber, HP, Ford и Viacom. Туда также не поехал Ричард Брэнсон, Энди Рубин (создатель Android), от визита отказались представители крупных банковских групп Японии.
На данный момент крупные компании компания и частные лица приостанавливают или отменяют свое сотрудничество с организациями, которые управляют деньгами Саудовской Аравии. Например, от инвестиций в размере $1 млрд уже отказался Ричард Бренсон: деньги планировалось вложить в Virgin Galactic. Заморожен и проект Neom — город будущего. Общий размер инвестиций должен был составить $500 млрд, теперь будущее проекта неопределено.
Скорее всего, до момента появления официальной информации о том, что же действительно случилось с журналистом и какие действия предпримет Саудовская Аравия, крупные компании будут избегать сотрудничества с SoftBank Vision Fund и Суверенным фондом Саудовской Аравии (именно он выдал кредит Uber на $3,5 млрд, а не Softbank).

А что украинские стартапы?

Не секрет, что многие украинские стартапы имеют регистрацию в Делавере, США. Это позволяет привлекать инвесторов, на основе американского права распределять акции, работать по местному законодательству и работать на местный рынок. Очевидно и то, что большая часть инвесторов — именно в США. Отразится ли как-то на них ситуация с деньгами Саудовской Аравии?
Судя по тому, какие суммы инвестирует Саудовская Аравия -— нет. В Украине есть лишь одна крупная инвестиция, размер которой превысил $100 млн — Grammarly. Также $100 млн привлек проект с украинским сооснователем — GitLab. Другие украинские компании либо привлекают сильно меньше, либо развиваются на свои деньги, либо работают в пределах Украины и на международные деньги не претендуют.
Идея инвестиций Саудовской Аравии в том, чтобы найти новый глобальный Uber или Airbnb и помочь ему быстро вырасти за счет крупных денежных вливания. В Украине таких масштабных проектов пока нет.

Читайте также

Что (не)так с Black Friday. Откуда пошла традиция и почему не стоит бояться больших скидок

Открыть бизнес за границей. Как получить средства на новое дело в ЕС

Как купить USDT через обменник. Подробная инструкция

TemplateMonster — 20 лет. История компании от маленькой вебстудии до маркетплейса из 175 000 продуктов

Международная IT-компания Astound Commerce набирает людей в команду. Кого именно ищут и почему вы захотите там работать

Сохранение позиций на рынке, йога онлайн, покупка Starlink. Как Govitall работает во время войны

Еще один «Дон Кихот». Как беларус создал приложение для высмеивания путинской пропаганды и почему это вызывает дежавю

Новые услуги и поддержка Украины. Как в FAVBET адаптировали работу и продукт военные реалии

30 докладов об IT и сбор средств на ВСУ. Что будет на международной IТ-конференции NIX MultiConf

Калиновый венок и символы войны. Morphy.vision создала AR-фильтр в рамках open call от Banda и Brave.ua