Истории

«С иглы одобрения на мужское лицо» — ок? Что думают о кампании Reebok украинские специалисты

Vector 8 февраля 2019, 17:00

Вчера российское подразделение Reebok запустило рекламную кампанию «Ни в какие рамки». Это адаптация американской идеи, ее основная задача — показать, что не нужно верить гендерным стереотипам и слушать, что у женщины есть какое-то особенное предназначение.
Несколько слоганов российской кампании возмутили пользователей соцсетей. Если в оригинальной рекламе выбрали месседж «Never apologize for being strong», то российский офис решил использовать провокационные твиты основательницы медиа Breaking Mad Залины Маршенкуловой. Больше всего внимания привлек слоган «Пересядь с иглы мужского одобрения на мужское лицо». Вскоре кампанию перезапустили без спорных месседжей, а специалист по маркетингу Reebok уволился.
Мы спросили у украинских специалистов по рекламе и медиа, почему реклама вызвала столько негатива, в чем была ошибка Reebok и где грань между провокацией и оскорблением.


Адаптация иностранной кампании — враг хорошего, ведь реклама держится на инсайтах. Это — месседжи, мысли или взгляды, которые откликаются в нас, близки нам. Рекламные кампании спортивных брендов стали рупорами наших переживаний и рвений: «Я в найках, а значит подписываюсь под их манифестами».

#НИВКАКИЕРАМКИ — худшая адаптация, которую мне приходилось видеть. Бездарная, грубая и слабая визуально. Очень жаль, что Reebook оказался под ударом, и по делу.

Адаптируя #bemorehuman для российского рынка, нужно было не играть в агрессивный феминизм, а просто талантливо перевести серию слоганов «для своих» и «о своих». Кампанию такого уровня должны были проверить на фокус-группах. Видать, решили сэкономить не только на съемке.
Ребята решили сделать междусобойчик с создательницей Telegram-канала «Женская власть» Залиной Маршенкуловой. А она не талантливый копирайтер. Вот тут и прогадали.
Грань между провокацией и оскорблением — там, где начинается провокация ради провокации. На этом Залина сделала себе имя, а Reebook свое подставил. После повышения интереса к бренду через негатив архиважно, какой будет следующая кампания Reebok и как бренд выйдет из уже сложившейся ситуации. Это может быть трамплином вверх или вниз.
По моему мнению, в рекламе есть три кита адекватности:

Последнее — важнее всего. Если кампания понятна и интересна твоей маме, — пиши «удача».

Проблема этой кампании — ее создатели заигрались с социальной темой, до конца не разобравшись в ней. Круто вдохновлять людей становиться лучше, становится более открытыми, смелыми, сильными. Не круто показывать, что для этого нужно использовать другого человека. Перестать быть жертвой и стать агрессором — это тупик. И вот эти все хиханьки.
Американцы во всей кампании Be More Human говорят о том, чтобы быть лучшей версией себя постоянно и не только физически. Быть лучшим спортсменом, родителем, человеком. Они воодушевляли.
А россияне призывали уйти от одного угнетения к другому или скатились в хиханьки ради пустого хайпа. Сядь на лицо мужчине — ну супер, вот это точно про «быть лучшим человеком», ага.
Технически, такое внимание, даже с негативным оттенком, может сработать в плюс бренду. Больше хайпа — больше охват. Больше охват — больше знание. Но то ли сообщение доносит коммуникация — большой вопрос.

Если говорить про негативное влияние, то не думаю, что это как-то сильно повлияет на бренд. Вон Pepsi обжигалось, McDonalds обжигались, и что? Главное выводы сделать, извиниться и не повторять таких ошибок.

Для того, чтобы не перегибать перед запуском новой кампании, я показываю идею людям, которые не в курсе проекта. Свежий, незамыленный взгляд со стороны чаще всего помогает, если своего здравого смысла не хватает.

Каждый, кто хотел оскорбиться, увидел в этой рекламе что-то для себя. Либеральное общество оказалось не готово к такому открытому и прямому сообщению. Это резко, это дерзко, это неожиданно — и все просто опешили. Я не вижу тут негативной реакции, скорее культурный шок. Слишком провокативно.
Социальные месседжи в рекламе должны отражать и поддерживать позицию бренда, его ценности. Социальные месседжи должны инициировать публичное обсуждение острых вопросов, чтобы люди об этом задумывались и через креативные образы лучше примеряли ситуацию на себя, на свой быт, на свою жизнь и менялись под этими размышлениями.
Реклама Reebok попала в цель — соцсети забурлили. Кто-то шутит, кто-то обижается, но разговор идет. Кажется странным, что квинтэссенцией женской эмансипации для автора рекламы является «сесть мужчине на лицо». Но и на это есть ответ: эта фраза — не креатив Reebok, а прямая речь. Это — твит героини съёмки Залины Маршенкуловой.
Между провокацией и оскорблением действительно тонкая грань, но уметь её находить, чувствовать и не пересекать — профессиональный навык рекламиста. Чаще всего я руководствуюсь таким подходом: если креатив (реклама) вынуждает людей совершать невыгодные, некомфортные для них действия — это провокация. Это можно реализовать, предварительно оценив, будут ли эти действия людей выгодны бренду. Если реклама что-то заявляет, особенно используя стереотипы и двусмысленные фразы — это точно бан.

«Пересесть с иглы мужского внимания на мужское лицо», — провокация бренда для женщин, поддерживающая открытость и эмансипацию. А реклама недорогих пылесосов через фразу «Сосу за копейки» — это оскорбление.

Я уверен, что скандала по факту тут нет и на снижении результатов бизнеса это никак не скажется. Всё будет хорошо.
Жаль, что бренд отказался от кампании. Видимо не хватило женственности и мужества сказать: «Да, именно это мы и имели в виду». Отказаться от кампании и принести извинения можно в любой момент, но бренд испугался социально-активной аудитории и сразу всё удалил. Паника и страх перед социально-активным обществом возникли лишь от того, что в Reebok на самом деле не понимают и не умеют работать с аудиторией в интернете. Не готовы получить фидбек, не умеют на него реагировать.
Реклама и бренды должны делать жизнь людей лучше, нужно понимать своих потребителей, знать, какую человеческую боль решает ваш продукт, бренд, реклама. Как она им помогает. Чем лучше понял человеческую боль – тем больше получишь отклик на рекламу. У нас в агентстве нет запрета, но просто в голову никому не придет предлагать в идеях ассоциации с сексом, гендерные или национальные стереотипы, кого-то высмеивать.
Когда готовы несколько идей, их можно тестировать на фокус-группах, провести небольшую микро-кампанию на небольшой бюджет, чтобы посмотреть, какой креатив сработает лучше. И, конечно, опыт. С опытом приходит понимание как можно, а как нельзя. Хорошо, когда у тебя есть возможность совершать ошибки.

Reebok совершил две ошибки: переоценил моральное состояние общественности и сразу сдался. В следующий раз сделают лучше.


Меня повеселила эта кампания. Думаю, наше праведное болотце взбесил не сам посыл, а его форма. Скажи они все то же самое помягче, поудобоваримей — все бы покивали, мол, да-да, это очень важно, говорите дальше. А тут такая вульгарность! Но вот в чем фокус: не было бы этой формы — черта с два бы кто-нибудь ее обсуждал. Плавными фразами рывка не сделать.
Никаких «правил» использования социальных месседжей не существует. Реклама должна быть эффективной, а больше она никому ничего не должна ? Какими инструментами этого добиваться — каждая компания решает сама. Делать что-то острое и смелое — всегда очень страшно, не каждый бренд к этому готов и выстоит фейсбучную говнобурю. А выстоять придется, потому что полшага назад — и всё, ты слабак. Nike выстояли.

Жду видосы, где кто-нибудь сожжет свои кроссовки Reebok ?

Думаю, злость — это маркер. Недоумение, смех, поддержка или несогласие — это всё нормальные реакции, а злость — нет. Знаете, какая реакция публики убила бы кампанию на корню? Равнодушие. А пока кому-то печет — ребята молодцы. И кроссовки у них симпатичные, куплю себе.

Обсуждение вызвала фраза «Пересядь с иглы мужского одобрения на мужское лицо» Залины Маршенкуловой, авторки канала «Женская Власть». Видимо, она шокирует больше, чем сексизм и объективация в многих рекламных роликах. Я подписана на канал, поэтому кампания скорее позабавила: она собрала не только негативные комментарии, но и получила достаточно восхищения. Аудитории разные, с разным бэкграундом и восприятием.
Не до конца понятно, какую цель преследовал бренд, размещая фразу, вырванную из контекста и очевидно скандальную. Ведь у провокации должна быть цель.

Вроде бы начинали о феминизме, а закончили о несправедливой табуированности кунилингуса. Все важно, но к чему тут Reebok?

Американская кампания сделана профессиональнее — все месседжи понятны без лишних объяснений. Тема «мы меняем мир вместе» — мягче и привычней.
Без скандала вряд ли получилось собрать столько публикаций в СМИ и упоминаний в блогах. Зачем это бренду? Ума не приложу. Казалось, что с узнаваемостью у Reebok все хорошо и так.
Надо жить в закрытом бункере и никогда не выходить в социальные сети, чтобы не понимать, как российская аудитория спортивного бренда отреагирует на такое сообщение. Если это осознанная позиция — хорошо, но удаление постов и последующие комментарии превратили кампанию в цирк.
Советую почитать небольшую статью об объективации в рекламе.

Эта российская кампания Reebok — адаптация одного из флайтов в глобальной платформе Reebok Be More Human, которая стартовала в 2015 году.
Глобальную кампанию я поняла как кампанию о гендерной нейтральности и о силе, какого бы пола сила не была. Естественно, она мне нравится. Мне не могла не понравиться Галь Гадот и Натали Эммануэль.
В России кампания сместилась в сторону феминистической, а гендерная нейтральность из нее ушла. И, видимо, этот резвый феминистический задор и вызвал негатив.
Провокация или нескучность в рекламе появляется за счет смелой мысли, а не возможности показать что-то мерзкое, глупое или голое. Провокация — это смелая мысль, а не смешной треш или лихое оскорбление. Например, вот смелая идея:

Вот скажи мне, американец, в чем сила? Разве в деньгах? Я вот думаю, что сила в правде. У кого правда — тот и сильней.

Разные мнения на любую кампанию могут работать в плюс бренду. Давайте на примере моей любимой поcледней кампании Nike к 30-летию слогана Just Do It.

Эта кампания разделила не только фанатов Nike на два лагеря, но и всю Америку. Кто-то воспевает бренд и делает +31% к продажам, а кто-то сжигает кроссовки и одежду.
Лицом кампании стал игрок в американский футбол Колин Каперник, которого уволили из команды и больше никуда не взяли. Это произошло после того, как он не встал во время исполнения американского гимна. Он встал только на одно колено в знак протеста, так как в стране не уважаются права цветных, афроамериканцев — и дальше вы сами знаете. Трамп взбушевался. Каперника вышвырнули — теперь он нигде не играет. Многие игроки пытаются поддерживать его инициативу и продолжают вставать на одно колено.
Вы можете сжигать кроссовки, можете срывать плакаты с Каперником. Но в чем сила, брат? Сила в правде. А в этом случае правы Nike и Каперник.

Нет никаких механизмов для того, чтобы проверить, перегибаешь ты палку или нет. Всякие фокус-группы и прочие быстрые исследования не раз губили хорошие идеи и давали дорогу посредственным. Есть только здравый смысл и внутренний цензор. И задача в брифе, и ваше решение.

Читайте также

Что (не)так с Black Friday. Откуда пошла традиция и почему не стоит бояться больших скидок

Открыть бизнес за границей. Как получить средства на новое дело в ЕС

Как купить USDT через обменник. Подробная инструкция

TemplateMonster — 20 лет. История компании от маленькой вебстудии до маркетплейса из 175 000 продуктов

Международная IT-компания Astound Commerce набирает людей в команду. Кого именно ищут и почему вы захотите там работать

Сохранение позиций на рынке, йога онлайн, покупка Starlink. Как Govitall работает во время войны

Еще один «Дон Кихот». Как беларус создал приложение для высмеивания путинской пропаганды и почему это вызывает дежавю

Новые услуги и поддержка Украины. Как в FAVBET адаптировали работу и продукт военные реалии

30 докладов об IT и сбор средств на ВСУ. Что будет на международной IТ-конференции NIX MultiConf

Калиновый венок и символы войны. Morphy.vision создала AR-фильтр в рамках open call от Banda и Brave.ua