Истории

Red Dot: престижная награда или прибыльный бизнес?

Виктория Золотова 2 августа 2019, 15:03

Последние три года с популярностью «Каннских Львов» в украинском Facebook соперничает другой конкурс — европейская премия в сфере дизайна и коммуникаций Red Dot Award. Причина такого внимания в том, что украинцы стали получать награду гораздо чаще. Одни команды радуются своей первой награде, другие — даже становятся агентством года. Мы тоже радуемся за них: украинские специалисты проходят сложный путь и получают признание на мировом уровне.
Чтобы объективно оценивать значимость победы, стоит знать все условия, которые выдвигает Red Dot: податься на конкурс стоит от 200 евро, победить в конкурсе не стоит ничего, а вот получить звание победителя — от 1700 до 6000 евро. При этом существует обязательное количество победителей: в итоге может победить не лучший, а тот, кто согласился платить.
О том, так ли крут Red Dot, идут споры на Reddit. Имидж премии ставят под сомнение Deutsche Welle и профильное издание Lürzer’s Archive. В прошлом году мы и сами писали о конкурсе, но разобрались в теме недостаточно глубоко. Поэтому мы решили «соединить точки» еще раз и для этого поговорить о премии с представителями украинских агентств и победителями Red Dot Award прошлых лет.

Премия и условия участия

С 1955 года в немецком городе Эссен проходит конкурс Red Dot Design Award, этой премией награждают лучших дизайнеров со всего мира.
На старте премию вручали только промышленным дизайнерам — тем, кто создаёт потребительские товары. Со временем в конкурсе появилось больше номинаций, и теперь креативщики соревнуются в трех категориях: промышленный, коммуникационный и концептуальный дизайн. «Red Dot Product Design и Red Dot Communication Design — это разные конкурсы, которые проводят отдельно: в разное время, в разных местах, с разными членами жюри», — пишет Виктор Шкурба.
Подача своей работы на номинацию Communication Design стоит около 200 евро. Подача работы в категории Brands стоит 500 евро. Продуктовый дизайн — от 300 евро.

Стоимость участия в номинациях (сверху вниз): коммуникационный дизайн, номинация «Бренды» и продуктовый дизайн.


Затем «Центр дизайна земли Северный Рейн-Вестфалия» выбирает победителей. Чтобы судьи признали вашу работу лучшей, платить ничего не нужно. Платить нужно на следующем этапе — награждении. Чтобы вас публично объявили победителем в категориях Brands Design и внесли в каталоги с лучшими работами, нужно заплатить согласно ценнику премии: от 1700 евро.

Если вы стали агентством года, то за официальное признание этого факта придется заплатить 6000 евро.

Только победители в номинации концептуального дизайна не должны платить ничего. Эта информация есть на сайте премии, поэтому, подавая заявку, участник знает, сколько денег нужно готовить на случай победы.
В каждой категории вручают награды нескольких видов: Winner, Best of the Best и Gran Prix. После церемонии награждения лучшие работы в номинации по продуктовому дизайну выставляются в Музее дизайна Red Dot в Эссене. Их также вносят в ежегодный каталог работ-победителей Red Dot.

Каталог работ-победителей в категории продуктового дизайна

Red Dot как волшебная палочка

Большинство агентств подаются на премии с одной целью: получить признание и привлечь клиентов. В индустрии считают, что Red Dot сразу снимает много вопросов. «Если у агентства есть награда — клиент сразу представляет уровень работ студии, и ему легче доверить свой проект», — рассказывает Дмитрий Панасюк.
По мнению Владимира Смирнова, Red Dot по своим функциям подходит и клиентам, и дизайнерам. «В мире не так много популярных, узнаваемых среди клиентов дизайн-премий, за которые самим агентствам было бы интересно соревноваться. Есть фестивали, которые ценят в дизайн-тусовке, но клиенты о них не знают. Есть Канны, но это фестиваль для рекламщиков, а мы [spiilka design buro] не занимаемся рекламой», — объясняет Смирнов.
На украинском рынке не хватает ориентиров, которые помогли бы заказчикам и дизайнерам отделить хорошее от плохого. По мнению Юрка Гуцуляка, украинским агентствам важно производить впечатление зарубежными наградами. Red Dot — подходящий для этого инструмент. «З кожним роком все менше переможців з Західної Європи (а найсильніший дизайн саме там), і дедалі більше з України, Росії та країн Азії. Це території, де враження має більше значення, ніж реальний стан речей», — считает Гуцуляк.

По его мнению, Red Dot — это капиталовложение, которое должно работать: производить впечатление на тех, кто не сильно разбирается в дизайне. «І це зовсім не означає, що роботи-переможці погані. Це означає, що нічого спільного з дизайном Red Dot не має», — подводит итог Гуцуляк.

При этом линейной зависимости между премией и притоком клиентов нет, считает Виктор Ишков. По его мнению, Red Dot повышает репутацию агентства на развивающихся рынках, где любая международная оценка ценна сама по себе. К развивающимся странам относится и Украина. «Не нужно обесценивать этот путь, он на определенном этапе он имеет право быть. На рынках с развитой креативностью эта награда имеет значительно меньший авторитет», — объясняет Ишков.
Признание и новые клиенты стоят украинским студиям немалых денег. Дмитрий Ярыныч вспоминает, как в 2018 году Banda инвестировала в получение Agency of the Year. Хайп вокруг них подхватил и других лауреатов. Окупаются ли такие финансовые вложения? По мнению Ярыныча, затраты его агентства на подачу и winner’s package оправдались: «Сколько внимания, упоминаний, публикаций. А как это превратить в лиды и проекты — это уже бизнес-процессы». Редакция Vector связалась с Banda, чтобы узнать их отношение к премии, но в агентстве отказались от комментариев.

Banda на вручении Red Dot в 2018 году


Дмитрий Панасюк тоже считает, что затраты окупились и Red Dot помог его студии: «В прошлом году к нам намного охотнее зашли несколько крупных клиентов».
Тем не менее, Red Dot — не волшебная палочка. По мнению Владимира Смирнова, если относиться к награде как к инструменту продаж — вы быстро разочаруетесь. Есть более эффективные способы привлечь внимание клиентов.
«Если вы ждете, что после Red Dot на вас свалится три контейнера клиентов с миллионам долларов просто так — нет, этого не случится. Взамен вы получите дополнительный инструмент продаж, хороший инфоповод и медийность», — добавляет Ярыныч.

Продукт vs. Коммуникации

Главный Red Dot получают в категории Product Design, так как именно с этой награды началась история конкурса. «Награда в категории Product Design — тру достижение. Выиграть в категории Brands & Communication Design не так почетно, но это тоже big deal», — объясняет Дмитрий Панасюк. Он считает, что в коммуникационном дизайне выигрывают исключительно сильные работы.

Petcube — украинские победители Red Dot в номинации продуктового дизайна в 2018 году


За продуктовую премию борются многие мировые компании-производители. Как рассказывает Юрко Гуцуляк, выигрыш позволяет компаниям разместить знак на своем товаре — это помогает поднять розничную цену товара-победителя на 10-50%. Это покрывает все расходы на конкурс и дает хорошую прибыль.
Категория концепт-дизайна ориентирована на молодых изобретателей и стоит дешевле. В этой номинации соревнуются, чтобы показать свой потенциал и разработать портфолио.

«Комунікаційний дизайн — це молода категорія, яка об’єктивно є диверсифікацією конкурсного бізнесу. Чи потрібно пишатися нагородою Red Dot? Так, потрібно. Але пишатися швейцарським годинником, на який ти сам чесно заробив, і швейцарським годинником, на який гроші дав тато, — це різні відчуття», — Юрко Гуцуляк.

С разной престижностью номинаций не согласен Дмитрий Ярыныч. Он не противопоставляет победы в разных категориях: «Как по мне — победа в номинации Product находится на одном уровне c Сommunication. Даже в Miniso у каждого десятого куска пластмассы есть награды Red Dot и IFA».
Об этом же говорит Александр Солонько. Он считает, что в маркетинге продукт выражается через три формы: товар, услугу и идею. Как правило, клиент получает решение, где задействованы все три формы, поэтому нет смысла выделять какую-то категорию. Солонько считает, что корректнее оценивать портфолио агентства. «Если портфолио крепкое и классное, то я не вижу разницы. Создание продукта и коммуникации — сложные и трудоемкие процессы, если заниматься этим профессионально».

Как бренды-победители используют в маркетинге звание победителей Red Dot

Коммерческий интерес организаторов

Как объясняет Виктор Шкурба, прибыль от мероприятия Red Dot напрямую зависит от количества победителей, а не только участников, как в большинстве международных и украинских премий.
«Чем больше победителей Red Dot — тем больше денег у организаторов Red Dot. Взнос при регистрации — 200-300 евро. Обязательная плата в случае победы — от 1 700 до 2 500 евро. До официального объявления победителей вам приходит уведомление о победе, и если вы оплатите взнос — вам вручат награду. В чем интерес организаторов, думаю, объяснять не нужно», — добавляет Шкурба.

По мнению Виктора Ишкова, оплата за победу противоречит самой сути «награды»: «Получается, если агентство не может заплатить за “пакет победителя”, то и победы нет. Это двойная спекулятивная логика, поэтому мы в масштабе сети BBDO смотрим на Red Dot достаточно скептично».

Разное восприятие началось с того, что премия расширила количество категорий. Любые творческие конкурсы — это бизнес, поэтому организаторы и пошли в смежные категории. «Стратегически это имело бизнес-эффект, но конкурс стал очень коммерческим. При этом в продуктовой категории он оставался знаковым. Сейчас все, что лежит за пределами этой номинации — не более, чем “наследие” оригинальной идеи», — рассказывает Виктор Ишков.
По его словам, в глобальном творческом комьюнити Red Dot имеет среднюю оценку, по сравнению с D&AD, где выиграть «Карандаш» — действительно достижение мирового уровня. По словам Виктора Шкурбы, о том, что в прошлом году украинское агентство Tough Slate Design получило первый в Украине «Карандаш» на D&AD не пишет никто. «У ребят нет PR-службы, а медиа не до конца понимают разницу в ценности между международными фестивалями и сертификатами Red Dot», — Виктор Шкурба.
Юрко Гуцуляк говорит, что подача работ на Red Dot — сложная формализованная процедура. Чтобы привлечь больше платежеспособных участников, в правилах конкурса появились поблажки: «6 років тому стало можливим замість живого продукту подати лише видрук презентації А2. Так, навіть реальність існування роботи та її фізичне втілення не перевіряють».
Дмитрий Панасюк считает: «На первый взгляд это бессмысленная трата денег: в Red Dot нужно платить за любой шаг влево или вправо. Но это может быть основой для пиара студии».

За деньги или по любви?

За участие в номинациях нужно платить. За победу — тоже. Это наталкивает на мысль, что деньги сводят на нет всю значимость конкурса. Но какие могут быть вопросы к участникам? Они знают правила игры — и соглашаются на них. Говорить нужно о тех, кто создает эти правила — организаторах.
«У каждого конкурса есть условия, глупо обсуждать их справедливость. Кто-то скажет, что деньги — великое зло или добро. Но за победу ты всегда платишь — и чаще более ценным ресурсом, чем деньги. Например, временем и здоровьем», — считает Александр Солонько.
Так же считает Роман Давыдюк. По его словам, признание — это продукт, за который нужно платить. В противном случае сама ценность премии была бы не так велика. «Хорошо, что не каждый может позволить себе податься и выиграть. Сейчас Red Dot — признак взросления агентства, веха причастности к международному клубу», — считает Давыдюк.
По мнению Юрка Гуцуляка, оплата за пакет победителя не нивелирует награду — это типичная практика для многих премий. Обычно в конкурсах трофей стоит $200-500, и заказывать его необязательно. Вопрос возникает, когда цена за победу достаточно высока и обязательна к уплате. Какая в таком случае цель у организаторов — выбрать лучших или раздать побольше наград? Гуцуляк говорит, что в итоге все опять сводится к качеству участников:

«Red Dot чудово відпрацьовує свої гроші: пишна церемонія, шампанське, товстий каталог і безліч додаткових послуг за додаткову плату. А от що справді нівелює нагороду — кілька відверто слабких переможців з макетами, які криво натягнуті на мокапи».

Читайте также

Что (не)так с Black Friday. Откуда пошла традиция и почему не стоит бояться больших скидок

Открыть бизнес за границей. Как получить средства на новое дело в ЕС

Как купить USDT через обменник. Подробная инструкция

TemplateMonster — 20 лет. История компании от маленькой вебстудии до маркетплейса из 175 000 продуктов

Международная IT-компания Astound Commerce набирает людей в команду. Кого именно ищут и почему вы захотите там работать

Сохранение позиций на рынке, йога онлайн, покупка Starlink. Как Govitall работает во время войны

Еще один «Дон Кихот». Как беларус создал приложение для высмеивания путинской пропаганды и почему это вызывает дежавю

Новые услуги и поддержка Украины. Как в FAVBET адаптировали работу и продукт военные реалии

30 докладов об IT и сбор средств на ВСУ. Что будет на международной IТ-конференции NIX MultiConf

Калиновый венок и символы войны. Morphy.vision создала AR-фильтр в рамках open call от Banda и Brave.ua