БИЗНЕС

«Это только маленький шаг. Он не меняет экспортный контроль», — топ-менеджеры Firefly о «космическом» законопроекте

Дмитро Кошельник 20 сентября 2019, 18:34

Издание Liga.net взяло интервью у топ-менеджеров американской компании Firefly Aerospace с R&D в Днепре: владельца Максима Полякова и главы юридического департамента группы «Ноосфера» Юрия Забияки. Они рассказали о своем участии в разработке законопроекта о космосе, конкуренции и госпредприятиях. Мы выбрали главное из их разговора.

Максим Поляков и Юрий Забияка

Что случилось

13 сентября Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №1071 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно содействия развитию космической деятельности и привлечения инвестиций в космическую отрасль Украины». Среди прочего он предлагает разрешить частным компаниям работать в Украине.
Максим Поляков и Юрий Забияка принимали участие в создании законопроекта. В интервью они рассказали о его особенностях и влиянии на украинскую космическую отрасль.

Об украинском космическом рынке

По словам Юрия Забияки, законопроект хотели принять в первом чтении, но из-за его противников процесс затянулся.
Хотя космос — неприоритетное направление для Украины, власти заинтересовались этой темой по нескольким причинам.
Дело в том, что бюджетные деньги регулярно уходят на поддержание государственных космических предприятий, которые сложно назвать успешными. На украинском рынке фактически монополия: все находится под контролем Госкосмического агентства Украины (ГКУ). Законопроект должен создать условия конкуренции и встряхнуть рынок. Свою роль в планах правительства сыграло и то, что космическая отрасль становится популярнее.
Владелец Firefly Максим Поляков также рассказывает о недоброжелателях, которые ради саморекламы анонсируют громкие проекты вроде создания космодрома. Все это вредит рынку.

«Например, один из них пишет, что однажды встречался со мной, и что “перспективы Firefly Aerospace на ближайшие несколько лет довольно туманны”. Но я не знаю, кто это такой! Этот человек, который никогда не держал в руках миллион долларов, пишет, что наши перспективы туманны, а единственное достижение — запуск студенческой ракеты», — объясняет Поляков.

Максим Поляков

Как разрабатывали закон

Юрия Забияку и Максима Полякова привлекли в качестве экспертов для разработки законопроекта в июле. К середине августа документ был готов. Поляков и Забияка предлагали внести изменения: убрать нормы об обязательном разрешении на переговоры и регистрации контрактов. Забияка говорит, эти пункты устарели, их не выполняли даже госпредприятия.

«Они получали разрешения на переговоры чисто формально перед регистрацией контракта. А если контракт напрямую не был связан с космической тематикой — например, какие-то клапаны разного назначения — они старались его не регистрировать, просто проходили экспортный контроль», — объясняет Забияка.

Сначала парламент принял поправки экспертов, но в следующей редакции нормы вернули обратно. Такое решение вызвало возмущение других представителей рынка, и спорные пункты снова убрали.

Юрий Забияка


У законопроекта по-прежнему есть слабые места, поэтому рабочей группе пришлось идти на компромиссы — государство сохранит контроль над участниками рынка. Например, компаниям нужно декларировать, что они работают в сфере космоса, а вместо регистрации контрактов своевременно уведомлять государство о сделках. В такие уведомления входят: данные о контрагенте, сумма и виды продукции.
Также государство может проверять сертификаты на аппараты. Если компания будет работать без декларации, то понесет ответственность по Кодексу Украины об административных правонарушениях (КУАП) с конфискацией оборудования.

«Вообще это маленький шаг. Это никак не меняет экспортный контроль. Никак не разделяет гражданский и военный космос, которые должны разделяться. Но мы ожидаем изменения по экспортному контролю в будущем», — говорит Забияка.

Главным преимуществом закона он назвал возможность создавать ракеты в Украине и хорошие возможности для экспорта продукции. По словам Полякова, законопроект расширит для Firefly Aerospace возможность полного цикла производства двигателей. Также компания сможет проводить испытания в Украине. Но сами ракеты делать пока не планируют.

Как развивается украинский Firefly

Компания нарастила мощности в Украине: купила еще два 3D-принтера, в производстве появилась термообработка и тестовые площадки, а материаловедческую лабораторию обеспечили оборудованием. За год персонал R&D вырос примерно на 20%. Также компания рассматривает возможность строительства собственного завода.
А вот ждать запусков ракет из Украины, похоже, не стоит. По словам Забияки, сделать это сложно с точки зрения географического расположения — вокруг нас густонаселенные территории. Как вариант — можно запустить ракету из нейтральных вод или в кооперации с космодромом в другой стране. Например, подошел бы Байконур в Казахстане.

Читайте также

Что (не)так с Black Friday. Откуда пошла традиция и почему не стоит бояться больших скидок

Открыть бизнес за границей. Как получить средства на новое дело в ЕС

Как купить USDT через обменник. Подробная инструкция

TemplateMonster — 20 лет. История компании от маленькой вебстудии до маркетплейса из 175 000 продуктов

Международная IT-компания Astound Commerce набирает людей в команду. Кого именно ищут и почему вы захотите там работать

Сохранение позиций на рынке, йога онлайн, покупка Starlink. Как Govitall работает во время войны

Еще один «Дон Кихот». Как беларус создал приложение для высмеивания путинской пропаганды и почему это вызывает дежавю

Новые услуги и поддержка Украины. Как в FAVBET адаптировали работу и продукт военные реалии

30 докладов об IT и сбор средств на ВСУ. Что будет на международной IТ-конференции NIX MultiConf

Калиновый венок и символы войны. Morphy.vision создала AR-фильтр в рамках open call от Banda и Brave.ua