КРЕАТИВ

Оседлать волну. Зачем Денис Логвиненко и Илья Голицын запустили NFT-агентство

Дмитро Кошельник 16 сентября 2021, 10:00

В марте 2021-го набрали популярность невзаимозаменяемые токены или NFT. Они фиксируют право собственности на произведения искусства, цифровые коллекционные предметы и даже реальное имущество. Весной об NFT много писали как украинские и западные медиа, но тема довольно быстро исчерпала себя.

Потому новость о запуске украинского NFT-агентства CTRL / ART / D выглядела неожиданно. К тому же среди его основателей оказался управляющий партнёр Havas Digital Kyiv Денис Логвиненко. Head of Content Vector Дмитрий Кошельник узнал у Дениса и CEO CTRL / ART / D Ильи Голицына, зачем сейчас запускать NFT-агентство, как оно работает и какие услуги предлагает. Чтобы не ограничиваться теорией, мы привлекли к интервью киевского художника Данила Манжоса и разобрались, как можно продать его картины и стрит-арт.

Кто запустил NFT-агентство 

С Ильей и Денисом мы встретились на строительной площадке по адресу переулок Физкультуры, 30. Там Данил Манжос работал над проектом по обустройству берега реки Лыбедь, который открыли 12 сентября. 

Денис и Илья ответили на вопрос, зачем сейчас запускать NFT-агентство, со сдержанной иронией. Хайп вокруг NFT прошел для медиа, которые писали о крупных продажах цифрового искусства. Сам рынок продолжает активно расти и приближать окончательный переход человечества в онлайн. 

Основатели пришли к этому проекту из разных сфер. Логвиненко — управляющий партнер диджитал-агентства Havas Digital Kyiv. Еще Денис активно пишет колонки об инновационных технологиях и трендах — от метавселенных до рекламы в период пандемии. 

«Коммуникационный рынок должен двигаться вперед, следовать за трендами технологий, маркетинга и других отраслей. Я стараюсь нащупать новое направление, куда можно интегрироваться и двигаться дальше. Медиагиганты снимают фильмы о новом мире и виртуальной реальности. Мы движемся к цифровой и более понятной с точки зрения коммуникаций жизни. Офлайн вскоре станет роскошью», — объясняет Логвиненко.

NFT можно использовать для подтверждения и передачи авторского права, а также продажи и перепродажи активов, их привязки к определенному человеку. Это огромный потенциальный рынок не только для креативной, но и других отраслей.

«Вопрос в том, насколько быстро сориентируетесь в процессе, сделаете качественный продукт и соберете команду», — объясняет Денис. 

Илья Голицын около пяти лет работал с криптостартапами, маркетингом и с различными частными проектами. В CTRL / ART / D Илья стал CEO и идеологом. Свое желание работать с NFT он объясняет быстрым ростом и развитием отрасли. 

«Наша задача — освоить эту волну вместе с артистами и медиа, объединить аудиторию и развить продукт. Сейчас разрыв большой, нам нужно быстро наводить мосты», — объясняет Илья.

Почему агентство запускают именно сейчас

Создать NFT-агентство решили, когда поняли, что это не временный хайп. 

«Стало ясно — смарт-контракты, пожизненное роялти, токенизацию активов можно перенести из искусства на другой бизнес. Это история не только об арте, спорте, искусстве, которые получили новый способ финансирования или представления себя. NFT позволяет обходить стандартный процесс продажи своего творчества и продуктов. Дальше они перейдут в другие категории: не только бизнеса, но и управления или политики. Ими начнут пользоваться все», — объясняет Логвиненко.

Он отметил, что тренд интеграции человечества в виртуальную реальность уже развивают крупные игроки. Например, Facebook объявил, что перестает быть просто соцсетью и начинает создавать метавселенную. Это концепция общего виртуального пространства, куда войдут все виртуальные миры и дополненная реальность. В такой метавселенной людям также понадобится искусство, различные сервисы и услуги. NFT поможет это обеспечить.

Текущие показатели подтверждают потенциал NFT-отрасли. По данным Entrepreneur, за первые шесть месяцев общая сумма продажи NFT достигла $2,5 млрд. Для сравнения, в аналогичный период год назад этот показатель составил только $13,7 млн. Это рост на более чем 18 000%. При этом нельзя все списать только на хайп. В июле, например, продажи NFT превысили $1,2 млрд.

По словам Ильи, индустрия сейчас развивается уже не прорывами. Участники выстраивают четкие системы. Плюс в отрасли работают известные представители арт-рынка.

Например, в марте художник Beeple продал свою NFT-работу Everydays: The First 5000 Days на аукционе Christie’s за $69,3 млн. Для индустрии здесь важна не цена, а другие детали сделки. Во-первых, Beeple создавал работу с 2007 года, когда NFT вообще не было. То есть реальный художник решил продать работу как NFT. Beeple не появился из ниоткуда: ранее он успел поработать с Apple, Nike, SpaceX, Арианой Гранде, Джастином Бибером и другими знаменитостями. Во-вторых, NFT-сделку провел лидер мирового арт-рынка — аукционный дом Christie’s.

По словам Голицына, есть и авторы, которые постепенно развивались как участники именно NFT-рынка. Например, автор под никнеймом XCOPY выпускает NFT-арт примерно с 2018-го. Изначально его работы продавались примерно по $50. Сейчас их стоимость достигает и $1,73 млн. То есть человек несколько лет работал, встроился в комьюнити и сейчас много зарабатывает. 

Конечно, хайп тоже влияет на рынок, но NFT-отрасль явно развивается и без него.

Что предлагает агентство

По словам Голицына, многие все еще не понимают как работает рынок. С точки зрения CTRL / ART / D, NFT-маркетплейсы — новое пространство для представителей искусства. Он отчасти напоминает Instagram. В соцсетях нельзя запостить одно фото и набрать миллион подписчиков (если вы уже не знаменитость). Точно так же на NFT-платформах не получится выставить работу и сразу же продать ее за миллионы.

Задача CTRL / ART / D — упростить клиенту (художнику, музыканту, спортсмену, организации) процесс создания продукта, размещения, продажи и получения прибыли. Агентство прописывает концепцию периодического выпуска работ, коллекций и сторителлинга. Артисты занимаются исключительно творчеством, а все остальные моменты берет на себя агентство, фактически выполняя роль продюсера.

CTRL / ART / D предлагает комплекс услуг:

По словам Голицына, регулирование криптовалютной отрасли пока не отлажено. «NFT — один из видов соглашения в криптовалюте. Сейчас почти невозможно нормально регулировать эти токены. С такой задачей лучше всех справляется Эстония. Мы зарегистрировали компанию в этой стране, чтобы делать все легально и платить налоги», — объясняет Голицын.

Отдельно стоит рассказать о монетизации. По словам Дениса Логвиненко, в большинстве случаев агентство получает процент с продажи NFT. Конкретные условия проговаривают отдельно с каждым артистом.

Как убедить артистов выпускать NFT

«Лучший способ кого-то мотивировать — деньги», — считает Денис Логвиненко. По его мнению, NFT позволяет творцам заработать, не оббивая пороги студий и галерей.

Для сравнения, размещение и продажа работы в галерее — сложный для автора процесс. Обычно художник делит заработок примерно 80 на 20 не в свою пользу. Если работу не купили за полгода, то ее убирают из галереи. Конечно, художник может обратиться в другую галерею, но там ее, вероятно, не возьмут, если в прошлой не было спроса. 

NFT упрощает продажи. Работу художника никто не снимет с маркетплейса. Правда, чтобы продать, надо поработать над концепцией, размещением, продвижением через правильные каналы.

NFT можно превратить в полноценную систему дистрибуции. К тому же токен позволяет делать дополнительные бонусы для покупателей. Например, зашифровать скрытые файлы.

Хотя CTRL / ART / D работает чуть больше месяца, по словам Голицына, у него уже есть клиенты. Теперь их произведения нужно превратить в кейсы. Сейчас агентство в основном работает с украинским артистами. Клиентов ищут через знакомых и рекомендации. Первым размещением NFT стала работа украинского художника Валентина Метика «Business woman». 6 сентября она появилась на маркетплейсе Foundation.

«Мы стремимся на Запад. Хочется показать криптоколлекционерам, что в Украине есть талантливые ребята. Дальше будут мировые коллаборации», — объясняет Илья Голицын.

Как CTRL / ART / D продвигает NFT-работы

Чтобы разобраться, как агентство работает с артистами, мы предложили Илье поговорить с Данилой Манжосом. Вот краткий конспект диалога.

Данил Манжос: Как продать свою работу в виде NFT?

Илья Голицын: Токенизировать можно все что угодно. Единственное ограничение — фантазия автора. Например, со стрит-артом можно сделать ролик о том, как ты это делаешь. Тут важно придумать концепцию размещения работы и наладить коллаборацию с музыкантами или клипмейкерами. 

Подготовка к продаже NFT-работы начинается задолго до ее размещения на маркетплейсе. Для начала нужно развивать личные аккаунты и страницы в соцсетях, продумать сторителлинг, чтобы раскрыть личность артиста, его взгляды, идеи и мотивацию. 

Данил Манжос: Тут у меня как раз есть история. Лыбедь — легенда Киева, которую во времена СССР превратили в коллектор. Своей работой я хочу привлечь внимание к этой проблеме.

Илья Голицын: Да, потому можно в твоей работе передать важность этой истории для Киева. В случае со стрит-артом я вижу концепцию, связанную с видео. Его можно показать на больших экранах. Например, на крупных торговых центрах вроде Gulliver. 

Еще можно использовать AR. Например, вшить AR-трекер в саму работу: сканируешь его, и запускается AR-фильтр.

Данил Манжос: Такое тут будет в ближайшее время.

Илья Голицын: Другой вариант — коллаборация. Она помогает увеличить охваты, задействовать большую аудиторию и привлечь внимание медиа. Может, у тебя есть какой-то любимый музыкальный жанр или исполнитель, с которым хотелось бы посотрудничать?

Данил Манжос: Я бы дополнил работы чем-то нейтральным, абстрактно-электронным, но с элементами классики. Ну или панком. Иногда суперэстетам не хватает жесткого панка.

Илья Голицын: В общем мы разобрались с концепцией и созданием работы. Следующий шаг — продвижение в СМИ и топовыми инфлюенсерами. В Украине NFT занимается сравнительно не много людей, а потому мы смотрим на Запад. Аудитория потенциальных инвесторов/покупателей работы сидит в Telegram-чатах, Twitter, Discord. Последними двумя у нас почти не пользуются. Поэтому мы помогаем с продвижением в этих каналах и с коллаборацией с инфлюенсерами. 

Дальше — размещение на маркетплейсе. В твоем случае я бы рекомендовал Foundation. На нем работы выставляются как в галерее. Аукцион начинается, как только появляется спрос. То есть мы выставляем работу, указывая нижнюю цену или вообще без привязки к стоимости. 

Затем появляется спрос и начинается 24-часовой аукцион. Параллельно нужно проводить активную PR-кампанию, «подогревать» пользователей в специализированных сообществах в Twitter, Discord и Telegram. Так мы работаем с правильной аудиторией и собираем претендующих на работу криптоколлекционеров.

Данил Манжос: А с художниками уже работали?

Илья Голицын: Работали, но не могу пока рассказать (интервью состоялось до размещения работы работы Валентина Метика, — прим.ред.). Мы подписываем договор о неразглашении (NDA), который действует до запуска самой работы. Например, если бы мы с тобой работали, то подписали бы NDA — не разглашаем детали запуска, концепции и сгенерированные идеи. 

Еще стоит упомянуть о роялти автору с перепродажи работы. Обычно оно составляет 10% от стоимости работы. Конечно, принцип коллекционирования предполагает, что владелец будет хранить произведение определенное время. При этом оно также будет расти в цене. Обычно при перепродаже стоимость увеличивается на 30%.

Это важный момент при больших тиражах. Например, сделаем 100 коллекционных карточек, когда ты станешь известным художником. С ростом твоей популярности спрос и цена будут расти. Дальше к некоторым карточкам можно привязать какую-то дополнительную возможность взаимодействия с тобой — созвон, встречу, видео, бэкстейдж работы. 

Ещё мы можем помочь с управлением криптокошельком, переводом и выводом средств. Можем юридически правильно провести сделку, включая оплату налогов и коммерческое использование работы.

В конце разговора художник и предприниматель пожали руки и договорились пообщаться в будущем. Закончится ли эта встреча продажей NFT — пока неясно. Но если это случится, то новость точно появится на Vector.

Фото: Данил Привет
Арт: Данил Манжос

Читайте также

Что (не)так с Black Friday. Откуда пошла традиция и почему не стоит бояться больших скидок

Открыть бизнес за границей. Как получить средства на новое дело в ЕС

Как купить USDT через обменник. Подробная инструкция

TemplateMonster — 20 лет. История компании от маленькой вебстудии до маркетплейса из 175 000 продуктов

Международная IT-компания Astound Commerce набирает людей в команду. Кого именно ищут и почему вы захотите там работать

Сохранение позиций на рынке, йога онлайн, покупка Starlink. Как Govitall работает во время войны

Еще один «Дон Кихот». Как беларус создал приложение для высмеивания путинской пропаганды и почему это вызывает дежавю

Новые услуги и поддержка Украины. Как в FAVBET адаптировали работу и продукт военные реалии

30 докладов об IT и сбор средств на ВСУ. Что будет на международной IТ-конференции NIX MultiConf

Калиновый венок и символы войны. Morphy.vision создала AR-фильтр в рамках open call от Banda и Brave.ua