БИЗНЕС

Научи меня жить. Что такое менторство и как его найти в Украине?

Денис Маракин 28 октября 2020, 09:34

Джедай (ментор) — это мастер, а падаван (менти) его ученик. То есть ментор — это не платный коуч, а наставник. Тема менторства очень развита на Западе в отличие от Украины. Но культура менторства постепенно зарождается и у нас.
Исполнительный директор 1991 Open Data Incubator Евгения Клепа менторит украинских предпринимателей и стартапы. Мы спросили у нее о том, почему украинские специалисты редко работают с наставниками, зачем быть ментором и как найти менторство в нашей стране.

Что не так с менторством в Украине

Последние пять лет моей жизни тесно связаны с темой менторства. Я делилась экспертизой в программах из пяти стран и с участниками со всего мира. Сейчас менторю стартапы по 5-7 часов в неделю. Я заметила, что в Украине отношение к менторству совсем другое, нежели в Европе и США.

Украинцы меньше знают о менторстве, его принципах и  потенциальных бенефитах, не могут выстроить правильные ожидания и спланировать работу. Причем касается это и менти, и менторов.

У нас есть менторские программы, но нет культуры менторства. Молодые специалисты боятся озвучивать свои идеи и внутренние запросы, а без этого работа с ментором невозможна. Многие опасаются говорить вслух о незавершенной работе. Я сталкиваюсь с этим на каждом наборе в инкубацию. Опытные профессионалы, в свою очередь, не делятся опытом из-за отношения общества: у нас не принято говорить об успехах, «хвастаться», так что делиться знаниями многие не спешат.
В IT-индустрии, ориентированной на глобальный рынок, менторство все-таки присутствует. Но десятки отраслей экономики в Украине не знают этого инструмента. Мне бы хотелось, чтобы каждый человек, независимо от профессии, имел представление о менторстве и мог использовать его для себя.

Ментор, учитель, коуч. Who is who?

Важно отличать роль ментора от других обучающих ролей. Например, работая с коучем, тренером, вы заказываете услугу, тренировку определенных навыков — от спортивных до родительских. За это обучение нужно платить, а менторство обычно бесплатно.
Эдвайзер — наиболее близкая к ментору роль. Это люди, которые не являются частью команды, но готовы время от времени делиться экспертизой и давать советы. Эдвайзер обычно поддерживает проект, а не человека. Например, эдвайзеры есть у большинства стартапов со сложной технологической или научной составляющей.
Иногда ментора сравнивают с ролью консультанта или фасилитатора. Это тоже разные вещи, поскольку консультанту платят за выполнение его обязательств. У ментора нет формальных обязательств. Вы проговариваете ожидания в начале работы, но ответственность за результат лежит исключительно на вас. Такой формат требует от вас больше вовлеченности, быстрее растит как профессионала и особенно — как руководителя.

Ментор делится с менти не только знаниями, но и частью своего социального капитала, помогает преодолеть «стеклянный потолок», выступает ролевой моделью.

Зачем это вам, рынку и экономике

Менторство полезно для рынка в целом. Менти развиваются в своей сфере, основывают и растят бизнес или приносят больше пользы компании, в которой работают. Они зарабатывают и тратят больше денег, а это мощный драйвер развития экономики.
Австралийская компания McCarthy Mentoring приводит несколько причин быть менти. Например, в 2006 году Gartner выяснили, что каждый четвертый участник менторских программ добился повышения зарплаты. Среди сотрудников, которые не работали с менторами, таких было всего 5%.
84% СЕО-участников менторских программ заявили Harvard Business Review, что ментор помог им быстрее стать профессионалом на этой позиции и избежать дорогих ошибок. А результаты опроса компании SurveyMonkey показали, что 9 из 10 человек, у которых есть ментор, счастливы на работе.
Занятия с ментором развивают комплексно: и hard, и soft skills одновременно. В отличие от курсов (которые тоже полезны), здесь ни у кого не получится схалтурить. Это не лекция, которую можно прослушать и ничего не предпринять.

Работа с ментором — это в первую очередь ваша работа и ответственность.

Зачем быть ментором

Быть ментором — это полезное дело. Во-первых, вы прикладываете руку к развитию экономики, в которой нам всем жить. А во-вторых, менторинг не дает заржаветь мозгам. Когда передаешь знания, это стимулирует развиваться дальше и выше. Да и менти часто задают интересные вопросы, наводят на какие-то мысли, вдохновляют.

В англоязычном пространстве даже есть термин reverse mentoring. Это когда менее опытный менти становится ментором своему ментору по определенному вопросу. Например, молодой аспирант помогает пожилому профессору разобраться с необходимыми компьютерными программами.

У меня был опыт, когда человек просил его поменторить, хотя я не очень хотела, потому что менти работал совсем не в моей сфере. Но он все-таки настоял. Когда мы детально рассмотрели проект, я начала аккуратно говорить о том, что его рынок на самом деле не в Украине, а в США. На следующую встречу менти пришел с билетом в США в один конец.
Прошло время, он до сих пор развивает свой бизнес там. Энергия, уровень мотивации и внутренний огонь таких людей очень питает и вдохновляет вас. Мне кажется, именно за этим идут в менторство.
Кстати, 89% менти из исследования Harvard Business Review впоследствии сами стали менторами, чтобы делиться с другими и развивать культуру менторства. Это один из важнейших принципов развития экосистемы. Черпать знания от других и передавать собственный опыт дальше.

Как и где искать ментора

Прежде чем обращаться к ментору, стоит определиться с целями. К своей нынешней менторке я обратилась с конкретным запросом, расписанным по пунктам: хотела глубже изучить политологию. У меня был ее личный контакт, поскольку мы обе кофаундеры Urban Space 500. Я написала, она согласилась поделиться экспертизой. Мы начали регулярно общаться — сначала по теме моего запроса, потом по поводу других общих интересов. У нас даже рождаются совместные проекты.
Хотя есть у меня и обратный пример. Эту историю я в шутку называю «менторство за еду». Когда я жила в Ивано-Франковске, ко мне обратился парень, попросил его поменторить, но у него не было четкого запроса. Я с трудом представляла, чего он хочет, но он придумал максимально комфортный для меня формат. Раз в неделю в удобном для меня месте, с меня — общение. Ему важно было пообщаться именно со мной, а такой «прицельный» подход к выбору ментора обычно означает высокую мотивацию.
Это были разговоры на отвлеченные темы, например, об искусстве. У него начали рождаться идеи, он ходил на все встречи с блокнотом, задавал вопросы, сам формулировал и выполнял домашние задания, заметно рос в процессе нашей работы. В итоге это стало одним из самых приятных опытов менторства для меня.

У вас может быть не один ментор, а несколько. В моем окружении самые распространенные направления: построение и масштабирование бизнеса, переговоры, фандрейзинг и работа с инвестором, освоение новых технологий и вертикалей бизнеса. Это уже запрос к 2-3 людям, как минимум.

Можно ходить на хакатоны и знакомиться с более опытными представителями индустрии там. Можно искать ментора через специальные программы. Например, я менторю стартапы в программе tech2impact и координирую украинско-немецкую программу Civic Tech Sisters. 12 ноября можно будет послушать участниц Civic Tech Sisters, девушки будут презентовать результаты своей работы в рамках Civic Tech Summit — второго международного саммита гражданских технологий, который проводит наша ГО SocialBoost.

Главное в отношениях менти и ментора — это личный «мэтч», как в тиндере. Я стараюсь придерживаться этого принципа и в личной работе, и в организации программ.

Пожалуй, лучшим вдохновением тут служит программа Map It, которую организовывала команда America House. Туда сначала приглашают менти, берут их запросы, и только после этого каждому участнику индивидуально ищут наставника. Это сложно, но это очень эффективный подход.

Как (и зачем) становятся ментором

Чтобы стать ментором в IT-сфере, можно присоединиться к одному из инкубаторов или акселераторов, связавшись с командой в фейсбуке. Вас могут пригласить в конкретную программу или связать напрямую со стартапом, которому нужна экспертная поддержка.
Есть инициативы и в других отраслях бизнеса. Например, Ощадбанк проводит программу развития предпринимателей «Будуй своє». Есть профильные сообщества, где можно обратиться к коллеге за помощью или предложить свою поддержку. Например, я, как амбассадор женского бизнес-комьюнити WTECH, часто помогаю участницам с развитием стартапов. Есть там экспертки, консультирующие по юридическим вопросам, по определенным рынкам, по построению команды.

Менторство — это всегда о контакте личностей, о двустороннем обмене, в котором оба получают пользу.

Что касается работы ментора, тут важнее всего открытость и готовность отдавать. Мне нравится подход «ветерана» Уолл-Стрит Рика Вулворта, который в своей колонке для Harvard Business Review советует делиться не только профессиональным опытом, но и личным, видеть в менти личность, а не набор рабочих навыков.
 

Читайте также

Что (не)так с Black Friday. Откуда пошла традиция и почему не стоит бояться больших скидок

Открыть бизнес за границей. Как получить средства на новое дело в ЕС

Как купить USDT через обменник. Подробная инструкция

TemplateMonster — 20 лет. История компании от маленькой вебстудии до маркетплейса из 175 000 продуктов

Международная IT-компания Astound Commerce набирает людей в команду. Кого именно ищут и почему вы захотите там работать

Сохранение позиций на рынке, йога онлайн, покупка Starlink. Как Govitall работает во время войны

Еще один «Дон Кихот». Как беларус создал приложение для высмеивания путинской пропаганды и почему это вызывает дежавю

Новые услуги и поддержка Украины. Как в FAVBET адаптировали работу и продукт военные реалии

30 докладов об IT и сбор средств на ВСУ. Что будет на международной IТ-конференции NIX MultiConf

Калиновый венок и символы войны. Morphy.vision создала AR-фильтр в рамках open call от Banda и Brave.ua