КРЕАТИВ

«На самом деле я ничего не умею, это просто везение»: как жить с синдромом самозванца

Татьяна Гонченко 27 сентября 2021, 14:30

Можно снять 50 фильмов, управлять компанией-«единорогом» или быть Томом Хэнксом и одновременно не верить в собственные силы. «Прошлые разы мне просто везло, а на самом деле я ничего не умею» — типичные мнения людей с «синдромом самозванца». На самом деле этот синдром хотя бы раз в своей жизни переживали 70% людей. Иногда это может стимулировать к развитию, а иногда — тормозить и нагонять страх.

В спецпроекте с «Люксоптикой» Vector поговорил с креативным директором BART and FINK Олегом Томиным, директором по маркетингу в «Люксоптика» Виолеттой Титаренко и основателем ивент-агентства S*EVENT Сергеем Неклевой. Они рассказали нам о том, как им живется с этим синдромом, есть ли от него «волшебная таблетка» и где брать силы, чтобы каждый раз утолять «самозванца» в себе.

Олег Томин: «Если бы я всю жизнь считал, что я — молодец, то не двигался бы вперед»

Основатель и креативный директор рекламного агентства BART and FINK, режиссер. Снимал ролики для «Люксоптики», Roshen, COMFY, work.ua, занимается рекламой 15 лет.

Как я был «ненастоящим режиссером»

Имею «синдром самозванца» всю жизнь, чем бы не занимался. Я был самозванцем-копирайтером, затем самозванцем в роли креативного директора, теперь ко всему я еще и самозванец-режиссер. Но со временем я понял, что это скорее хорошо, чем плохо. Как только начинаешь считать себя профессионалом, который уже состоялся, — застреваешь на месте. Когда думаешь «я — дерьмо», хочется доказать, что на самом деле это не так.

В рекламной сфере нет профильного образования, поэтому я был уверен, что мне ничего не светит. Я не верил, что могу стать копирайтером. Затем так же не верил, что могу работать креативным директором. А потом мне казалось, что я самый плохой бизнесмен на свете. С моей непрактичностью и неумением считать деньги это казалось чем-то нереальным. Но мое агентство работает уже 10 лет, и бизнес растет.

Я начал снимать случайно, не имея никакого образования и опыта, и на съемочной площадке часто повторял, что я ненастоящий режиссер. Меня осаждала напарница Алина Краснянская — мол, не говори так, потому что тебя не будет уважать команда.

Первые два года работы режиссером я вообще не мог спать перед съемкой. Как тут уснешь, когда тебе дают 2 млн грн и говорят «потрать их за съемочный день». Сейчас я уже к этому привык — думаешь «да за два миллиона я и снимать ничего не буду, давайте больше, чтобы можно было развернуться».

«Синдром самозванца» до сих пор у меня проявляется, когда долго не могу найти ответ и придумать какую-то идею, или когда проигрываю тендер. Сразу появляются мысли о том, что я вообще ничего хорошего в этой жизни не сделал, и ничего не умею. А если что-то и получалось — значит, просто повезло.

Не от застенчивости, а от тщеславия

Для творческого человека «синдром самозванца» — еще и вопрос тщеславия. Тебя беспокоит, что ты не самый лучший. Считаешь себя достойным того, чтобы что-то уметь, и тебе не нравится это не уметь. Как только ты это осознаешь, тебя отпускает. Как только ты миришься с тем, что ты не великий режиссер, — становится понятно, что нужно просто работать и что-то получится.

Стоит осознать, что успех сильно переоценен. Надо просто заниматься любимым делом, и тогда будешь в нем временным самозванцем.

Олег Томин

Рано или поздно все получится — главное посвящать этому достаточно времени и сил. Даже Спилберг в свое время был самозванцем, но очень талантливым. Он забил на этот синдром и просто снимал.

В юности я стеснялся признаться, что чего-то не знаю. А сейчас понял — чем быстрее ты признаешься в своей некомпетентности, тем быстрее осознаешь, что это надо менять. Еще пять лет назад я не знал, что такое «фокус-пуллер», и ничего страшного — потом узнал.

Как лечить «синдром самозванца»?

Раньше я беспокоился из-за того, что я самозванец, а потом стало все равно. В конце концов, я не лечу рак и не спасаю детей Африки — вот там было бы страшно ошибиться. А если кому-то не понравится моя реклама — ничего, это только реклама, она не должна нравиться всем.

Я считаю, что «синдром самозванца» должен быть во всех творческих профессиях. Это не то ремесло, где можно прийти к какой-то границе и сказать: «Ну все, я уже всему научился и все знаю». Это такая область, в которой все твои вчерашние навыки могут не понадобиться, поэтому это перерастает в синдром «вечного студента», когда ты каждый день пробуешь что-то новое.

У меня один рецепт борьбы: просто делать, делать и делать. В моем случае — снимать, снимать и снимать. У меня нет задачи бороться с этим, я считаю страх собственной некомпетентности лучшим драйвером. То, кто я сегодня, — результат моего «синдрома самозванца». Если бы я всю жизнь считал, что я — молодец, не шел бы вперед.

Виолетта Титаренко: «Чтобы поверить, что я действительно что-то могу, работала круглосуточно»

Директор по маркетингу в «Люксоптика», закончила МВА в Киево-Могилянской Бизнес Школе.

Как это — быть молодой в компании

Мой «синдром самозванца» возник не просто так. Мне было 18, когда я начала работать в пиар-агентстве. Знаний по пиару у меня тогда не было: я училась на втором курсе педагогического университета и должна была стать учителем математики, но попала в маркетинг, и мне понравилось. На совещаниях я не понимала половину слов, а рядом работали настоящие «гуру» рекламного рынка.

Чтобы поверить, что я действительно что-то могу, работала круглосуточно, непрерывно что-то читала, училась и расспрашивала. На любых встречах у меня было ощущение, что я попала сюда случайно и не заслуживаю того, чтобы здесь находиться.

Я быстро начала расти — через год стала аккаунт-менеджером, у меня были уже собственные проекты. Но из-за возраста и небольшого опыта меня беспокоил «синдром самозванца». Его усиливали окружающие, часто говорили «тебе же только 19, ты еще незрелая». Даже когда в 25 у меня было уже 7 лет опыта, все равно оставалась моложе всех, кто был на подобных должностях. И мне часто казалось, что это чистая удача, — я случайно закрыла проект, случайно смогла договориться с клиентом. Я не верила в собственные достижения. А когда мне указывали даже на мелкую ошибку, очень стрессовала.

С возрастом ситуация изменилась, и «синдром самозванца» появлялся, когда меня хвалили. Хотелось сказать: «Да нет, я не молодец, просто повезло». В такие моменты начинаешь переживать, что в следующий раз так хорошо не получится, и все разочаруются.

Как лечить «синдром самозванца»?

«Синдром самозванца» заставляет работать сверхответственно, ты фокусируешься на своем деле и пытаешься доказать, что что-то можешь. В целом это продуктивное чувство — как только начнешь думать, что ты лучше всех, остановишься в развитии. Ведь дальше расти уже нет смысла — ты и так на вершине горы.

С другой стороны, нельзя давать «синдрому самозванца» полностью тобой управлять. Ведь, руководствуясь своими страхами и неуверенностью, можно бесконечно учиться, но так и не дойти до практики. Еще худший случай — не верить в себя настолько, чтобы вообще закрыться и ничего не делать.

Виолетта Титаренко

Уверенности в себе мне придало обучения на МВА. Когда в таком кругу с тобой говорят на равных и прислушиваются к твоим словам, поднимаешь свою самооценку. Когда тебя принимают люди, которые достигли больше тебя, это вдохновляет. Впрочем, моя неуверенность в себе была такой сильной, что я не избавилась от «синдрома самозванца» и после получения MBA. Уверена, что он бывает у большинства людей, но преодолевают его те, кто идет вперед, наслаждаясь своим делом.

Пожалуй, только сейчас, после 18 лет работы в маркетинге, «синдром самозванца» начинает понемногу отпускать. Теперь в моменты неуверенности я больше анализирую, что именно и почему меня беспокоит, либо каких навыков мне не хватает, и ищу способ как это исправить. Обучение, консультации, партнерства, успешно реализованные проекты и профессиональный круг общения помогли мне поверить, что я что-то могу, и дело не только в характере. Это мне помогает становиться увереннее — и синдром постепенно исчезает. И все же главное — любовь к своему делу. Когда любишь, то точно будешь это делать с большой ответственностью, удовольствием и наилучшим образом. И все будет хорошо!

Сергей Неклева: «Расцениваю „синдром самозванца“ как плату за возможность быстрее двигаться вперед»


Основатель ивент-агентства
S*EVENT, за 17 лет организовал более 1000 ивентов во всем мире.

В этой сфере действительно многое зависит от удачи

Я — эталонный человек с «синдромом самозванца». Завершая каждый проект, я вместо радости иду домой с ощущением, что опять повезло, но можно было бы сделать лучше.

Впрочем, я уверен, что в моей сфере этот синдром можно назвать драйвером. В Украине индустрию ивентов построили люди с огромным желанием работать, но с полным отсутствием профильного образования и опыта. Мы просто смотрели на западные примеры и пытались сделать лучше. Расцениваю «синдром самозванца» как плату за возможность быстрее двигаться вперед. Здесь мы квиты с моим внутренним Я.

С опытом появляется умение игнорировать проявления неуверенности. Со стороны может показаться, что ты очень хорош и профессионален. Но мы работаем в бизнесе, где все происходит «здесь и сейчас». Даже многолетний опыт работы не может гарантировать, что у гостей мероприятия сложится нужное настроение, что ты угадаешь с музыкой или выбором локации. Поэтому каждый новый проект — это всегда риски, и все очень зависит от удачи.

Ощущение, что ты всегда можешь ошибиться и не все зависит от тебя, оставляет в этой профессии людей, которые умеют быстро реагировать, учиться новому и комфортно чувствовать себя в неустойчивом положении.

Сергей Неклева

Именно «синдром самозванца» и позволяет выживать не самым сильным и не самым умным, а тем, кто быстрее всех приспосабливается к изменениям.

Как бы успешно не прошел любой проект, всегда кто-то скажет, что это было ужасно. Это же «вкусовщина», как музыка, изобразительное искусство или кино. Кто-то будет хвалить, кто-то хейтить, а кому-то просто все равно. Если это может стать причиной для переживания, то лучше поискать себе другую профессию.

Как лечить «синдром самозванца»?

Раньше я напрашивался в проекты наших зарубежных партнеров. Это очень помогает — чувствуешь, что работаешь не хуже, а часто даже эффективнее них. Но вряд ли это рецепт, который будет работать для всех.

Мне кажется, борьба с «синдромом самозванца» заключается в «правиле енота» из старого мультфильма. Маленький енот ходил к реке, видел собственное отражение в воде и боялся его, пока мама не предложила ему улыбнуться в ответ. И вдруг енот «из реки» тоже стал улыбаться.

В общем, я не переживаю из-за своего «синдрома самозванца». Существует синдром отсутствия переживаний насчет синдромов? Вероятно, это мой вариант.

Мой единственный лайфхак — жить в мире с собой. Если синдром самозванца не мешает созданию и реализации проектов, значит пусть будет.


У нашего партнера «Люксоптика» есть все новейшие модели солнцезащитных очков. Приходите в магазины сети, чтобы почувствовать себя крутыми.

Читайте также

Что (не)так с Black Friday. Откуда пошла традиция и почему не стоит бояться больших скидок

Открыть бизнес за границей. Как получить средства на новое дело в ЕС

Как купить USDT через обменник. Подробная инструкция

TemplateMonster — 20 лет. История компании от маленькой вебстудии до маркетплейса из 175 000 продуктов

Международная IT-компания Astound Commerce набирает людей в команду. Кого именно ищут и почему вы захотите там работать

Сохранение позиций на рынке, йога онлайн, покупка Starlink. Как Govitall работает во время войны

Еще один «Дон Кихот». Как беларус создал приложение для высмеивания путинской пропаганды и почему это вызывает дежавю

Новые услуги и поддержка Украины. Как в FAVBET адаптировали работу и продукт военные реалии

30 докладов об IT и сбор средств на ВСУ. Что будет на международной IТ-конференции NIX MultiConf

Калиновый венок и символы войны. Morphy.vision создала AR-фильтр в рамках open call от Banda и Brave.ua