Как они работают

Лимбо. Как Vertigo работает во время войны

Vector 28 апреля 2022, 18:00

У рубрики мирного времени «Как они работают» появилась печальная приставка — «во время войны». Теперь компании рассказывают нам об организации работы в новой реальности, выплате зарплат и плане действий. Их работа сейчас — важный фронт — экономический. Верим, что обмен опытом поможет принимать более качественные решения, а хроника событий запомнит важный период в истории украинского бизнеса.

Vertigo — креативное агентство, разрабатывавшее айдентику для фестиваля электронной музыки Brave!Factory 2021, делало антикризисные коммуникации для «Планеты кино» во время карантина и открыло первый в мире интернет-магазин попкорна.

Был ли план на случай полномасштабной войны?

Информационный фон накануне был очень отрицательным, но, честно скажу, я был величайшим скептиком полномасштабного вторжения. Полагал, что эскалация может произойти только на востоке страны.

Мы обсуждали, что что-то может произойти, но какого-либо конкретного плана, например, по релокейту сотрудников, у нас не было. Эпидемия ковида нас научила, что в кризисные моменты долгосрочное планирование не работает, нужно планировать здесь и сейчас. Мы договорились со всеми сотрудниками, что мы будем исходить из ситуации, которая будет. Единственное, что мы сделали, — приготовили определенную сумму денег, которые были в быстром доступе.

Чтобы вы поняли, насколько мы не верили, что война начнется: на 24 февраля мы запланировали агентский корпоратив. Вся команда из 20 человек должна была ехать в Буковель на 4 дня кататься на лыжах. Поезд отправлялся 24 февраля в 19:30 из Киева.

Как встретили войну?

Встретили мы ее в Киеве с рюкзаками, упакованными в Буковель, и тревожными чемоданами, которые мы попросили всех собрать накануне. В первую очередь решали вопросы эвакуации сотрудников и финансов, потому что понимали, что банковская система может не выдержать. Кто имел возможность, тот уезжал, кто не имел — группировались у кого-то дома.

Где сейчас сосредоточена команда?

Централизованного релокейта мы не делали, так что работаем удаленно из тех мест, где находимся. Сейчас 25 сотрудников рассредоточены по Украине и за рубежом: восемь девушек уехали за границу, часть переехала на запад страны, часть оставалась в Киеве и была там в течение всего времени. Некоторые члены команды воспользовались билетами на поезд, которым мы должны были ехать на корпоратив, и доехали до Ивано-Франковска.

Аня Николайчук, аккаунт-менеджер

Как поддерживали команду финансово?

Выплата зарплаты за февраль была нашей целью номер один, и мы ее выполнили в первые 24 часа после начала вторжения.

Дальше все проекты в агентстве встали на паузу, а вместе с ними и наш доход. Понимаем, что сейчас не стоит вопрос прибыльности, нужно помочь людям в этой ситуации. Мы решили, что попытаемся выплатить всем по 10 000 грн вне зависимости от того, кто где находится и насколько вовлечен. Но, честно скажу, что до сих пор этого не сделали полностью, потому что оплаты от клиентов еще не поступили.

Как перестроили работу компании?

Первые две-три недели мы все работали на волонтерских началах в рядах информационного фронта. Мы объединились с несколькими медиаагентствами, чтобы делать информационные кампании на Европу, россию и беларусь. В итоге мы собрали более 9 млн просмотров, но все остановилось через две недели, когда перекрыли все каналы коммуникации на россию. Мы поняли, что это уже не очень релевантно, и потому сейчас:

  1. Частично помогаем на волонтерских началах. Мы сотрудничаем с одним фондом, и если приходят задания, то их выполняем в поддержку ВСУ и ТрО. Я, например, подписал контракт с ТрО, и у меня есть прямые обязательства перед ними.
  2. Другой фокус это те проекты, которые нас спасали в карантин: SMM, контентная и аудиовизуальная история, графический дизайн, моушн-графика, 3D.
Head of Art Макс Балашов с дочерью

Наши бизнес-модель и продукт не изменились. Мы не можем говорить сейчас о доходности, потому что сейчас в каком-то подвешенном состоянии — в лимбо. Одна часть команды пытается переформатировать бизнес и получить заказы из других источников и других территорий. Другая команда в стенд-бай режиме, но мы стараемся поддерживать всех.

Были ли изменения в функциях членов команд?

Когда шли активные боевые действия, люди были в разных местах: кто в бомбоубежищах, кто ехал далеко через границы и обустраивался. Поэтому работать в обычном режиме было невозможно.

Алина Ковальская, дизайнер

Прежде всего нужно было решить некоторые операционные задачи: перевод презентации и сайта на английский, редизайны, поиск тендерных проектов. Мы с партнерами формировали пул заданий на неделю и предлагали команде в чате выбрать кто с чем может помочь.

Впоследствии мы переориентировались на работу малыми группами, собираемыми аккаунт-директором и менеджером. В них мы распределяем задачи между людьми, которые находятся в безопасности и в удовлетворительном психологическом состоянии, поэтому могут что-то делать. Далее аккаунт-директор вместе с небольшой группой напрямую общается с клиентом.

Как поддерживаете эмоциональное состояние и настроение в команде?

Сложный вопрос, потому что все мы пережили одинаковые волны изменений настроения: от абсолютной веры в победу до какого-то совершенно депрессивного состояния. Один из совладельцев, Кирилл Тишкевич, взял на себя основную функцию поддержки. Мы это делаем еженедельными дайджестами, в которых пишем, что сделали и у нас есть планы.

Мы постоянно общаемся, потому что договорились, что будем держаться вместе, насколько это будет возможно. Есть понимание, что мы все-таки одна команда, мы не сложили руки и двигаемся в одном направлении. Конечно, мы, как совладельцы, общаемся с отдельными людьми в личных сообщениях, чтобы поддержать их.

Как война повлияла на количество клиентов и финансовые показатели?

Весь креативный бизнес просто остановился на 99% за день. У большинства наших клиентов произошло то же самое, и все они воспользовались условием в договоре о форс-мажоре, которое позволяет отсрочить оплаты и заморозить проект. К сожалению, агентство за два места войны получило 5% денег, которые мы обычно получали за месяц. Поэтому финансовые показатели ужасающие.

Марк Кушнеренко, арт-директор

От нас никто не ушел, и мы не расторгаем контракты с клиентами, потому что у нас есть обязательства по незавершенным проектам, а у них по оплате. Но на самом деле все в стенд-бай-режиме, кроме нескольких клиентов. Мы договорились с ними, что они будут платить за нашу работу, чтобы мы смогли поддерживать команду. В их числе «Планета кино» и oll.tv. Первая возобновила работу, но это два-три кинотеатра в нескольких местах, без релизов, с заниженной ценой билета, из которого 30% отдают ВСУ. Все остальные оплаты и проекты просто заморожены.

Что вы планируете делать, если война затянется?

Мы, как и большинство агентств, пытаемся найти бизнес за рубежом, но мне кажется, что для креативной экономики это нелегко, потому что есть локальный культурный код и языковой барьер. Мы пробуем разные инструменты — от прямых контактов за рубежом и работы с иностранными тендерными площадками до попыток найти клиентов на Upwork и Linkedin. Некоторые инструменты мы уже отвергли, потому что попытки не сработали. В некоторые из них мы еще верим и стараемся их испытать.

Несколько сценариев наших действий:

Сценарий 1: Война будет идти дольше. Мы будем сокращаться еще дальше.

Сценарий 2: Мы не сможем переформатироваться и не найти клиентов. Тогда мы замораживаем или закрываем бизнес. Мне не хочется рассматривать такой вариант, но мы реалисты и смотрим на это трезво. Однако мы делаем всей командой все возможное, чтобы этого не произошло.

Я верю в то, что после окончания войны будет восстановление, о котором все говорят. Возможно, секторы экономики перераспределятся, и заказы будут идти больше из государственного сектора, чем из частного. Но я верю, что этот момент должен наступить, и тогда креативному бизнесу тоже станет легче.

Читайте также

Что (не)так с Black Friday. Откуда пошла традиция и почему не стоит бояться больших скидок

Открыть бизнес за границей. Как получить средства на новое дело в ЕС

Как купить USDT через обменник. Подробная инструкция

TemplateMonster — 20 лет. История компании от маленькой вебстудии до маркетплейса из 175 000 продуктов

Международная IT-компания Astound Commerce набирает людей в команду. Кого именно ищут и почему вы захотите там работать

Сохранение позиций на рынке, йога онлайн, покупка Starlink. Как Govitall работает во время войны

Еще один «Дон Кихот». Как беларус создал приложение для высмеивания путинской пропаганды и почему это вызывает дежавю

Новые услуги и поддержка Украины. Как в FAVBET адаптировали работу и продукт военные реалии

30 докладов об IT и сбор средств на ВСУ. Что будет на международной IТ-конференции NIX MultiConf

Калиновый венок и символы войны. Morphy.vision создала AR-фильтр в рамках open call от Banda и Brave.ua