БИЗНЕС

«Китайский феникс» Xiaomi готовит «ястребиное» $100-миллиардное IPO

Денис Закиянов 21 июня 2018, 10:30

Владелец Xiaomi Лэй Цзюнь намерен в июле стать богатейшим человеком в Китае, проведя крупнейшее в мире за 4 года первичное размещение акций (IPO).
Базирующийся в Пекине и зарегистрированный на Каймановых островах производитель смартфонов Xiaomi («Ся-о-ми’») за восемь лет своего существования демонстрировал удивительную способность взлетать с рекордной скоростью, падать и снова взлетать. Так, в 2016 году у компании внезапно рухнули продажи, она скатилась с первого на пятое место в рейтинге китайских производителей, и эксперты принялись пророчить ей плачевную участь Nokia и скорую гибель. Однако вместо того, чтобы умирать под подошвами конкурентов, Xiaomi воспрянула и поднялась к новым вершинам – в 2017 году она нарастила продажи смартфонов на 70%, до 90 млн устройств, и заняла около 8% мирового рынка, получив от журналистов прозвище «китайский феникс».
Сейчас, когда положение Xiaomi упрочнилось, ее 48-летний основатель Лэй Цзюнь затеял новый бизнес-прорыв. Под лозунгами «мы не жадные» и «мы продаем смартфоны по их себестоимости» он намерен «взломать» рынок США и совершить взрывную экспансию на территориях Европы и Юго-Восточной Азии.

Для финансирования этого международного прорыва Xiaomi планирует провести IPO нового типа – 2-листинговое. Компания надеется выпустить новых ценных бумаг на сумму $10 млрд и войти в клуб $100-миллиардных корпораций. IPO запланировано на июль 2018-го и должно стать крупнейшим в мире после $168-миллиардного публичного размещения акций торгового гиганта Alibaba в 2014 году.
«Китайский феникс» намерен разместить одновременно два вида своих ценных бумаг – акции в Гонконге и депозитарные расписки в материковом Китае. Такую возможность правительство Си Цзиньпина обещает предоставить технологическим гигантам в июле с целью остановить их исход из КНР и обернуть этот процесс вспять. Зарегистрированные за рубежом китайские «единороги» — компании с рыночной стоимостью не менее 20 млрд юаней ($3,2 млрд) — получат возможность листинговать депозитарные расписки на местных биржах и таким образом открывать китайским покупателям доступ к своим акциям.

Xiaomi – лидер «китайских разрушителей»

В начале 2010-х западные издания называли Xiaomi «китайской Apple» в негативном контексте, критикуя компанию за выпуск дешевых iPhone-подобных устройств. В то же время Лэй Цзюнь прилагал немало стараний, чтобы это злопыхательское сравнение закрепилось и начало вызывать у людей позитивные ассоциации. Он носил простые джинсы с черной водолазкой в стиле Стива Джобса, рассказывал истории о том, как в студенческие годы зачитывался книгой основателя Apple и клялся быть на него похожим, многократно обращался к журналистам КНР с просьбами не называть его «китайским Джобсом», а западных репортеров агентства Reuters в 2012 году ошарашивал фразой: «Я китайский Стив Джобс, так говорят китайские медиа».

Благодаря этим имиджевым трюкам Лэй Цзюнь добился своего — СМИ стали называть Xiaomi «китайской Apple» уже без негативного подтекста. Но на самом деле Xiaomi — противоположность Apple и антипод любой другой американской корпорации.
В США за последние десятилетия сформировался четкий эталон доминирующей компании: она сфокусирована на конкретной цели, предсказуема и принадлежит множеству собственников. Xiaomi же, наоборот, – организация, разрастающаяся беспорядочным образом, гиперактивная и подчиненная жесткому авторитарному контролю. Путь от стартапа к гигантской корпорации с 15 000 сотрудников и $18-миллиардным доходом она прошла всего за семь лет, тогда как американским компаниям на это требуется свыше сорока лет.
В богатых странах нет аналогов Xiaomi с подобной бизнес-моделью. А в Поднебесной таких молодых и стремительно разрастающихся по разным направлениям частных технологических компаний целый ряд. Автор книг о бизнес-консалтинге Эдвард Тсе в 2015 году дал им определение «китайские разрушители». По его утверждению, Baidu, Tencent, Lenovo и другие недавно возникшие гиганты с Xiaomi-подобной тактикой и стратегией захватывают рынки и меняют правила мирового бизнеса.
«Китайские разрушители» появились и выросли в Китае в условиях особой бизнес-среды с неясными правилами игры, интенсивной конкуренцией, почитанием боссов как рок-звезд, близостью к мировым производственным хабам и быстро меняющимися предпочтениями потребителей. Фирмы, эволюционировавшие в этих брутальных условиях в крупные корпорации, используя терминологию Чарльза Дарвина, можно назвать самыми приспосабливаемыми – теми, кто выживает там, где гибнут самые умные и самые сильные. Жесткая подконтрольность владельцам способствует принятию ими быстрых решений, а близость ко многим поставщикам позволяет им на ходу перекраивать свои продукты.

Издание The Economist называет Xiaomi чемпионом среди «китайских разрушителей». И его июльское IPO представляет собой особенную важность. Оно должно протестировать, насколько высоко инвесторы оценивают бизнес-модель всех этих компаний, и проложить для них дорожку к привлечению капитала.

Как пишет Рохит Кулкарни, управляющий директор американской брокерской компании SharesPost, если «$100-миллиардное» IPO Xiaomi окажется удачным, следом за ним на биржи устремятся еще три крупных китайских «единорога» совокупным весом около $170 млрд. Это Lu.com, интернет-платформа финансовых услуг оценочной стоимостью $60 млрд; Didi, гигантский райдшеринг, способный привлечь $80 млрд; и специализирующаяся на оптовой продаже и доставке продуктов Meituan-Dianping, оцениваемая в $30 млрд. Три компании планируют стать публичными в ближайшие 12 месяцев.

Ожидания от IPO

Эксперты отмечают, что сделать прогноз стоимости акций Xiaomi очень непросто из-за сложности и многогранности ее бизнеса. Помимо производства смартфонов, она изготавливает сотни других приборов от фитнес-браслетов до электровелосипедов, занимается скупкой акций и взращиванием с нуля сторонних технологических стартапов, четыре из которых стали $1-миллиардными «единорогами». Также Xiaomi спонсирует финансовые компании и даже обзавелась 30%-ной долей небольшого банка.
Задачу оценщиков усложняет неясная цель «китайского феникса», который стремится трансформироваться из производителя «железа» в интернет-компанию. Своим главным активом Xiaomi считает 190-миллионную базу активных пользователей смартфонов, использующих в них сервисы в среднем по 54 минут в день. Компания зарабатывает $9 в год на каждом своем пользователе, показывая рекламу и взимая комиссии от продаж мобильных приложений и игр. Этот высокоприбыльный источник доходов Xiaomi считает самым приоритетным и рассчитывает на постоянный прирост как числа клиентов, так и денежных поступлений от каждого из них. Однако, как показывает пример той же Nokia, лояльность пользователей смартфонов — ресурс ненадежный, и его легко утратить.
Последний раунд привлечения капитала компания Лэй Цзюня проводила в конце 2014 года и по его итогам была оценена в $45 млрд. Аналитики сходятся во мнении, что за прошедшие с тех пор 3,5 года Xiaomi выросла в цене, однако считают, что $100-миллиардные ожидания Лэй Цзюня вряд ли реализуются.

Инвестбанк Goldman Sachs полагает, что рыночная стоимость «китайского феникса» окажется в пределах от $70 млрд до $86 млрд.

Недостатком Xiaomi эксперты считают тот факт, что продажи дешевых смартфонов обеспечивают ей около 70% выручки, но генерируют тревожно низкую, близкую к 1% операционную прибыль. Также ценность компании в глазах инвесторов сильно снижает чистый убыток в $1,09 миллиарда по итогам первого квартала 2018 года. Сбить цену акций, по мнению аналитиков, могут и такие факторы, как растущее давление со стороны конкурентов на территории Китая и недостаток у Xiaomi инноваций и патентов для захвата рынков США и Европы.

С учетом того, что Лэй Цзюню принадлежит 77,8% акций Xiaomi, даже $70-миллиардное IPO сделает его богатейшим человеком Китая. Он с существенным отрывом опередит нынешних лидеров — основателя корпорации Tencent Ма Хуатэна, состояние которого оценивают в $45,3 млрд, и основателя холдинга Alibaba Group Джека Ма с $39-миллиардным личным капиталом.

Лэй Цзюнь и его формула успеха

Программист по образованию Лэй Цзюнь стал успешным серийным предпринимателем и заработал свой первый миллиард еще до запуска Xiaomi. Его изначальным трудоустройством была должность инженера в софтверной компании Kingsoft. Со временем он дослужился до президента этой компании и вывел ее на IPO. Работая в Kingsoft, Лэй Цзюнь создал книжный интернет-магазин joyo.com и спустя четыре года продал его корпорации Amazon за $75 млн. Параллельно он активно занимался венчурным инвестированием, вкладывая свои капиталы в десятки стартапов, таких как платежный сервис Lakala и онлайн-магазин одежды Vancl.

«Я основал Xiaomi после того, как мне исполнилось 40 лет, — рассказывает Лэй Цзюнь. – И я продумал на 90% модель этого бизнеса до того, как начать проект. Суть этой модели в том, что мы продаем устройства по себестоимости или с маленькой наценкой, но монетизируем прилагаемые к ней сервисы».

«Мы должны обуздать свою жадность и завоевать абсолютное доверие наших потребителей, — описывает свою стратегию Лэй Цзюнь. – Этот тезис не обсуждается. Я думаю, мы можем вписать в устав нашей компании, что мы никогда не будем получать больше нескольких процентных пунктов прибыли с продаж наших устройств. Наша цель – всего лишь один или два процентных пункта. Мы хотим, чтобы потребители могли с закрытыми глазами покупать наши продукты, не сомневаясь в том, что они абсолютно высокого качества и абсолютно низкой цены».
Стратегия Лэй Цзюня отлично cработала в Индии. Xiaomi вошел в эту вторую по населенности страну в июле 2014-го и к настоящему времени захватил в ней 27% рынка смартфонов, потеснив южнокорейскую Samsung на второе место.
Однако в государствах с более обеспеченным населением продажи смартфонов «по себестоимости» идут у Xiaomi не так хорошо. В Европе в прошлом квартале, по данным исследовательской фирмы Canalys, китайская компания продала 2,4 млн телефонов — значительно меньше, чем Samsung (15,2 млн штук), Apple (10,2 млн) или Huawei (7,4 млн).
Причина, как пишет издание Mashable, состоит в том, что «Xiaomi много говорит, но не может показать ничего особенного» в среднем ценовом диапазоне. Ее флагманский $500-долларовый смартфон Mi Mix 2S, согласно выводу Mashable, является хорошим телефоном. Но за эту цену сегодня можно найти много моделей от других производителей с такими же или лучшими параметрами.

По мнению многих аналитиков, Xiaomi почти исчерпала возможности роста на рынке смартфонов. Она заняла свою нишу в «средней и ниже средней» ценовой категории и оказалась зажата в ней сильными конкурентами, специализирующимися на дешевых и дорогих телефонах.

Биржевая аналитическая фирма Trefis, оценивающая компанию Лэй Цзюня в $50 млрд, пишет, что Xiaomi попросту не может существенно повысить стоимость своих смартфонов, так как в занимаемой ею ценовой нише у потребителей низкий уровень лояльности, и они склонны мигрировать к другому производителю, который предложит лучшее соотношение цена/качество.
Скептики отмечают, что до сих пор $100-миллиардные IPO получались только у безусловных лидеров своих индустрий, которыми являются Alibaba и Facebook. А Xiaomi не только далека от лидерства на рынке смартфонов, с которого получает свыше 70% доходов, но и вряд ли сможет даже потеснить на нем таких конкурентов, как Apple, Samsung, Huawei, Oppo и Vivo. Поэтому, чтобы получить $100-миллиардную рыночную стоимость, «китайскому разрушителю» нужно разрушить какую-нибудь другую индустрию. Неясно только, где он сможет ее найти.

Читайте также

Что (не)так с Black Friday. Откуда пошла традиция и почему не стоит бояться больших скидок

Открыть бизнес за границей. Как получить средства на новое дело в ЕС

Как купить USDT через обменник. Подробная инструкция

TemplateMonster — 20 лет. История компании от маленькой вебстудии до маркетплейса из 175 000 продуктов

Международная IT-компания Astound Commerce набирает людей в команду. Кого именно ищут и почему вы захотите там работать

Сохранение позиций на рынке, йога онлайн, покупка Starlink. Как Govitall работает во время войны

Еще один «Дон Кихот». Как беларус создал приложение для высмеивания путинской пропаганды и почему это вызывает дежавю

Новые услуги и поддержка Украины. Как в FAVBET адаптировали работу и продукт военные реалии

30 докладов об IT и сбор средств на ВСУ. Что будет на международной IТ-конференции NIX MultiConf

Калиновый венок и символы войны. Morphy.vision создала AR-фильтр в рамках open call от Banda и Brave.ua