Опыт и мнения

Зачет автоматом. Как мы создали цифровой учебник английского языка для студентов и преподавателей

Vector 12 января 2021, 16:30

Спрос на обучение английскому языку продолжает расти даже во время пандемии. Вирус внес коррективы не только в расписания курсов, но и в организацию обучения. Легче всего переход дался тем школам, чьи студенты и преподаватели не были прикованы к аудиториям и уже имели доступ к обучению в своих гаджетах.

900 преподавателей и 50 000 студентов онлайн-школы EnglishDom уже несколько лет пользуются цифровым учебником. Система хранит все упорядоченные материалы, проверяет домашнее задание и помогает с работой над ошибками. Соучредитель и CEO школы Максим Сундалов рассказал Vector о том, как он пришел к этой разработке от e-mail курсов и Skype-уроков английского, почему путь пользователя нужно продумывать до запуска проекта и насколько персонализация обучения и приложения на смартфоне повышают шансы дойти до конца курса.

Максим Сундалов

Стартовые условия

Начиналось всё 10 лет назад. На тот момент я уже успел поработать преподавателем английского на курсах для взрослых и детей. У меня было как гуманитарное (английская филология), так и техническое (компьютерные науки) образование. Эти опыт и знания пересеклись в EdTech-проектах.

Моей первой бизнес-идеей была продажа курсов английского по e-mail. Я отправлял клиенту задания, он выполнял и присылал мне назад на проверку. Но оказалось, что где-то к пятому уроку ученик терял мотивацию и пропадал. Я сделал 20-30 продаж и понял, что этому формату не хватает репетитора и куратора-вдохновителя.

Мы уже год были на рынке, когда начался бурный рост Skype. Я провел несколько уроков по видеосвязи и понял, что через интернет можно преподавать английский качественно и хорошо, если всё сделать правильно. Я нашел конструктор сайтов и без единой копейки самостоятельно сверстал свой. За $10 купил скрипт для формы заявки. Приобрел домен и запустил MVP, хотя тогда еще таких слов не употребляли.

Я был и методистом, и бухгалтером, и преподавателем. Через год со мной удаленно уже сотрудничало 20 преподавателей. На этом этапе я решился открыть офис — скромный, не в центре, но свой. Взял на работу первых сотрудников — куратора преподавателей и сейлза.

Поначалу люди не доверяли онлайн-школам, боялись мошенников. Приходилось очень долго убеждать, что мы не пропадем с их деньгами. Первый бесплатный урок вместо часа, как сейчас, проходил в два раза дольше.

Тогда на рынке было уже около десяти школ. Все они были представлены в интернете одностраничными сайтами. Нам захотелось выделиться и стать лидерами — сделать на сайте интерактивные упражнения, создать личный кабинет, отображать баланс на счету. По тем временам это было очень круто.

Я пришел с заказом в самую известную тогда в Днепропетровске веб-студию. Мне назвали цену — $10 000; в результате сторговались на $7000. Я отдал им все заработанные за год деньги. Конечно, это был риск, но время показало, что оправданный. Красивый и привлекающий внимание сайт обеспечивал нам лидерство еще несколько лет.

Ошибки первого IT-продукта

Два года сайт EnglishDom развивали специалисты на аутсорсе. Но в 2013 году я решил создать инхаус-команду разработчиков, чтобы лучше управлять своим IT-продуктом. В Украине не так много продуктовых компаний, в отличие от аутсорсеров. Наших новых сотрудников привлекала возможность влиять на сервис и сразу видеть, как именно люди им пользуются.

Мы решили не просто быть маркетплейсом для преподавателей, а сделать ставку на онлайн-решения для изучения языка. Вдохновились международным проектом LinguaLeo. Три месяца мы жили в атмосфере стартапа: днем и ночью работали, спорили, анализировали тысячи функций.

Силами нескольких разработчиков нам удалось повторить продукт с многомиллионными инвестициями. Но когда «выкатили», вау-эффекта не вышло.

Почему клиент с привычного ему международного сервиса должен был перейти к нам? Мы и сами не могли ответить. В нашем онлайн-тренажере было множество функций, но пользователь терялся в них. Ошибкой было то, что мы не создали основной путь пользователя по сервису и не продумали базовые действия студента. Пришлось скрепя сердце удалять то, что не понадобилось.

За год доступ к онлайн-тренажеру, по нашим расчетам, должны были купить 5000 человек. В результате нам удалось продать в десять раз меньше. В итоге мы всё же смогли выкрутиться, применив и код, и экспертизу в следующем продукте. В то время наш бизнес уже уверенно стоял на ногах, и его самоокупаемость нас только вдохновляла.

Идея цифрового учебника

Мысль «созрела» естественным образом: большая школа, много преподавателей, студентов и материалов, уроки проходят онлайн — всё это надо было автоматизировать. Созданный изначально онлайн-тренажер нужно было перевести из решений для самостоятельной учебы в формат синхронизированных занятий студента и преподавателя.

Клиенты вдохновлялись занятиями с другим человеком. Уроки по видеосвязи становились всё более популярными. У нас было уже около трехсот преподавателей, с нами начали работать носители языка — британцы, американцы, австралийцы.

Главная боль преподавания без онлайн-платформы — учебные материалы снова и снова нужно отправлять студенту и ждать пока тот найдет нужное задание.

Преподаватели высылают PDF-файлы и просят ученика открыть определенную страницу, демонстрируют экран в Zoom, собирают что-то в Google Docs. Так, конечно, тоже можно заниматься, но на фоне единого цифрового учебника эти методы кажутся устаревшими.

Мы пригласили опытного продакт-менеджера. Его задачей было отстроить путь пользователя так, чтобы на любом этапе студент понимал, что и как ему делать. Кроме того, пришлось пересмотреть наши подходы к разработке: если раньше мы использовали большие цельные ТЗ, то теперь оперируем user stories.

Создавая цифровой учебник, как и любой другой IT-продукт, главное — понимать боль пользователя и решить ее с помощью новых технологий. Нужно создать продукт, который сведет юнит-экономику, чтобы привлекать пользователей, оплачивать работу преподавателей и зарабатывать. При этом основатель должен совмещать в себе функции продуктового менеджера и маркетолога и не бояться брать на себя риски лидера.

Новая система сильно упрощает жизнь. Физически находясь в разных точках, преподаватель и студент синхронизируются на экране, видят действия и курсоры друг друга, могут вместе двигаться по сервису. Мультимедийные материалы уже выстроены в нужной последовательности. Это оценили не только студенты, но и преподаватели, которым уже не нужно готовить материалы к урокам вручную.

Мы сделали новый продукт за три месяца. Правда, потом еще первые полгода «тушили пожары» — исправляли баги, улучшали функции.

Любимые функции студентов и преподавателей

После этого периода мы выдохнули, у нас появилось время на анализ того, как ведет себя студент, какие функции популярны, а какие нет. Мы наблюдали, как пользуются учебником, читали фидбеки и отчеты об ошибках. На их основе написали десятки доработок.

Благодаря интервью и опросам пользователей мы поняли, что студентам больше всего нравится виджет перевода слов. Поэтому, когда у нас появилось время, мы поработали над скоростью его открытия, качеством перевода. Популярна и возможность «диалога» с программой, где необходимо выбирать правильный ответ из трех вариантов.

Любое слово из упражнений, текстов, титров под видео в один клик можно добавить в личный словарь. Им можно пользоваться с мобильного телефона. Это помогает повторять слова в кафе, парке или транспорте. Точно так же студенты делают домашние задания со смартфонов. Кстати, даже после того, как человек перестает заниматься с преподавателем, за ним всё равно сохраняется постоянный доступ к пройденным словам и урокам.

Удобная функция и в то же время элемент геймификации — автоматическая проверка заданий. Студент сразу видит, сколько он дал правильных ответов и что нужно сделать, чтобы «дожать» задание до 100%. Удобно и преподавателям: цифровой учебник автоматически проверяет упражнения и фиксирует результат, перебирая на себя то, что раньше делалось вручную.

Поначалу студенты выполняли примерно 61% от домашнего задания. Мы встроили новый раздел в начале урока: преподаватель видел, что сделал студент самостоятельно, и проводил работу над ошибками. В результате процент выполнения поднялся до 84%.

Преподаватель видит профайл студента: откуда он, сколько ему лет, какую цель он себе сформулировал перед началом учебы, статистику пройденных уроков, комментарии. Это помогает персонализировать процесс, особенно когда меняется преподаватель или студент берет паузу.

Сейчас уже 70% студентов хотят заниматься со смартфона. Но возник вопрос: если мы будем развивать мобильное направление, не приведет ли это к снижению качества урока из-за маленького экрана?

Мы не стали делать специальное приложение для всего видеоурока, но создали ED Class для выполнения домашних заданий со смартфона, ED Words для изучения слов и ED Courses для изучения лексики и грамматики. Все функции сайта EnglishDom работают и на смартфоне, но это не так удобно, как на большом экране.

В мире до сих пор не так уж и много подобных цифровых учебников английского языка, их число измеряется десятками. Мы пришли к его созданию исходя из потребностей нашей онлайн-школы. При этом мы избрали поступательную, а не рискованную стратегию при разработке продукта.

По статистике, из 10 человек, которые начинают учить иностранный язык, только два, то есть всего 20%, доходят до цели. EdTech повышает эффективность обучения в разы. По нашим данным, к своей цели в изучении английского доходят 70% студентов. Мы достигли оптимистичных показателей удержания (retention). Сейчас мы работаем через итеративные улучшения — смотрим на метрики, находим проблемы и пытаемся их решить, выдвигая и реализуя гипотезы.

Читайте также

Что (не)так с Black Friday. Откуда пошла традиция и почему не стоит бояться больших скидок

Открыть бизнес за границей. Как получить средства на новое дело в ЕС

Как купить USDT через обменник. Подробная инструкция

TemplateMonster — 20 лет. История компании от маленькой вебстудии до маркетплейса из 175 000 продуктов

Международная IT-компания Astound Commerce набирает людей в команду. Кого именно ищут и почему вы захотите там работать

Сохранение позиций на рынке, йога онлайн, покупка Starlink. Как Govitall работает во время войны

Еще один «Дон Кихот». Как беларус создал приложение для высмеивания путинской пропаганды и почему это вызывает дежавю

Новые услуги и поддержка Украины. Как в FAVBET адаптировали работу и продукт военные реалии

30 докладов об IT и сбор средств на ВСУ. Что будет на международной IТ-конференции NIX MultiConf

Калиновый венок и символы войны. Morphy.vision создала AR-фильтр в рамках open call от Banda и Brave.ua