БИЗНЕС

Как Moderna стала надеждой фармацевтики и что победит после коронавируса

Роман Гриценко 3 ноября 2021, 16:00

Moderna — молодая фармацевтическая компания из США, которая работает над препаратами и вакцинами на основе мРНК (матричной РНК). Еще три года назад она была лишь перспективным биотех-стартапом, а сейчас — один из ведущих производителей мРНК-вакцин против COVID-19. Но таким многообещающим будущее компании выглядело не всегда. На заре своего существования стартап считался скорее «темной лошадкой» — о нем было минимум открытой информации. 

Вместе с директором консалтинговой компании ASAP Group Ириной Деревянко и основателем инвесткомпании в сфере биотеха Lorton Investments Евгением Найштетиком разобрались, как Moderna превратилась в одного из лидеров рынка вакцин от COVID-19 и какое будущее ее ждет. 

Moderna: что за вакцина

Кто производит Moderna?

Это американская биотех-компания.

Кому принадлежит Moderna?

Стартап основал канадец Дерик Росси. В 2018 году компания провела публичное размещение акций на бирже NASDAQ.

Какие страны признают Модерну?

Вакцина одобрена для иммунизации как ВОЗ в целом, так и в ЕС. Ее также используют в США. Условия въезда нужно уточнять для конкретной страны.

Сколько стоит Moderna?

В августе 2021 года одна доза вакцины стоила примерно $25,50. В Украине вакцинация бесплатна для населения.

Сколько доз Модерны нужно?

Две дозы с интервалом в 28 дней. Некоторые страны изучают возможность введения третьей бустерной дозы.

Почему Moderna тяжело переносится?

Вакцина на базе матричной РНК вводит в клетки код одного из компонентов коронавируса так организм «тренируется» целенаправленно вырабатывать антитела к вирусу SARS-CoV-2.

С чего все начиналось

В 2010 году канадский ученый и предприниматель Деррик Росси открыл метод перепрограммирования клеток кожи в стволовые. Журнал Time назвал это одним из главных прорывов в медицине, а самого ученого внес в список людей года. В том же 2010-м Росси запустил стартап Moderna.

Дерик Росси

Спустя год как CEO к проекту присоединился Стефан Бансель. Сейчас он владеет примерно 9% акций Moderna. Сам Росси ушел из Moderna в 2014 году, чтобы сконцентрироваться на научной работе. 

В первые годы Moderna была довольно закрытым биотех-стартапом. Издание Stat News писало о жестком руководстве и текучке кадров в компании. А Nature в 2016 году обращал внимание на то, что Moderna «избегает» публикаций в рецензируемых научных журналах. Так же неохотно стартап делился информацией и с инвесторами. 

Журналисты, ссылаясь на слова бывших сотрудников Moderna, называли компанию скорее «хаотичным и непредсказуемым местом работы». 

Ситуация изменилась в 2018 году. Тогда Moderna провела крупнейшее для сферы биотеха первичное размещение акций (IPO) и привлекла более $600 млн, хотя изначально компания планировала поднять около $500 млн. До IPO, за первые десять месяцев 2018 года, Moderna фиксировала чистый убыток в размере $258 млн, а за тот же период 2017-го — $228 млн. 

После выхода на биржу компании приходится ежеквартально публиковать финансовые отчеты. Также она «дружит» и с известными научными журналами. 

Как Moderna попала в «идеальный шторм» 

Примерно через год после IPO Moderna мир столкнулся с пандемией COVID-19. Началась вакцинная гонка. Moderna подключилась к ней со своей мРНК-платформой для создания вакцин.

Если сильно упростить, то работает все так: часть генетического материала вируса (в нашем случае — SARS-CoV-2) «упаковывается» в жировую частицу (липидная наночастица мРНК), которая позволяет доставить его в клетки. После вакцинации генетический материал как бы «тренирует» нашу иммунную систему производить антитела к вирусу.

мРНК-платформа — фундамент для дальнейшего производства вакцин. Соответственно, сам выпуск препарата существенно упрощается и ускоряется. К тому же, новая технология позволяет очень быстро обновлять вакцину против новых штаммов вируса.

Простота производства вакцин на новой мРНК-платформе за считанные месяцы вывела Moderna в топ-сегмент рынка. Препарат стал для компании едва ли не «золотой жилой», как емко в разговоре с Vector выразилась Ирина Деревянко.

С I квартала 2019 года по II квартал 2021-го капитализация компании выросла с $6,7 млрд до $94,4 млрд. Для сравнения, с I квартала 2019-го до I квартала 2020-го этот показатель увеличился всего на $3,1 млрд. При этом Moderna работает в условном «премиум-сегменте» на рынке вакцин. По данным Financial Times, на август 2021 года, одна доза вакцины Pfizer/BioNTech стоила примерно $22,68, а Moderna — $25,50.

Подводя итоги 2020 года, CEO Moderna Стефан Бансель отметил, что его компания стала «генерировать денежный поток». В планах — построить собственную производственную сеть, чтобы коммерциализировать все свои проекты.

«Мы открыли дочерние предприятия в восьми странах, а в 2021-м планируем расширяться в Японии, Корее и Австралии. Также собираемся существенно увеличить инвестиции в науку (R&D) и ускорить работу над нашим портфелем», — говорил Бансель.

Над чем еще работает Moderna

Сейчас в портфеле у Moderna — 26 разработок, 13 из них уже на стадии клинических испытаний. По словам Евгения Найштетика, с самого начала она «метила в онкологию».

«Пайплайн (портфель) у Moderna очень неординарный. Его суть в том, чтобы создать платформенное решение (мРНК), на основе которого можно делать десятки новых лекарственных средств. Они должны справиться с нетривиальными вызовами для человечества»

— Евгений Найштетик

Среди самых заметных проектов Moderna — вакцины от ВИЧ и рака. Также компания активно работает над мРНК-вакциной от гриппа и даже от гриппа и COVID-19 в одном шприце. Подобные препараты могут позволить компании выйти на рынок «рутинной вакцинации» и стабильно распределять средства по всему своему пайплайну. Особенно учитывая прогнозы ученых по коронавирусу, который якобы может перейти в разряд эндемических заболеваний.

Еще один фактор, который способен помочь Moderna, — формирование рынка вакцин от COVID-19. По мнению Ирины Деревянко, сейчас производители сотрудничают преимущественно с правительствами и крупными некоммерческими организациями по двум причинам:

  1. Необходимость поддерживать социальную справедливость — чтобы вакцины были доступны всем, а не только состоятельным слоям населения.
  1. Борьба с фальсификатом — в условиях дефицита такой социально значимый продукт, как вакцины, нередко пытаются подделать.

По прогнозам Деревянко, по мере насыщения рынка вакцинами часть препаратов действительно выйдет в коммерческий сегмент.

Продадут ли Moderna?

На фоне успехов Moderna много разговоров сосредоточено вокруг того, какое будущее ждет компанию. С одной стороны, строительство собственной коммерческой сети говорит, что она может состояться как независимый и самостоятельный игрок на фармрынке.

С другой же, хватает примеров (включая фармотрасль), когда молодые компании входили в состав гигантов индустрии. AstraZeneca, например, c 2005 года поглотила семь компаний. В 2014-м она сама получила от Pfizer предложение о слиянии. Сделку оценивали почти в $100 млрд, но англо-шведская компания отклонила предложение американцев.

В этом контексте нельзя исключать слияния Moderna с одним из гигантов. Если сделка состоится, то по масштабу она может оказаться едва ли не самой крупной в истории фармсегмента.

«Зная менеджмент компании, скорее всего, они сделают очень большой экзит. Сейчас ставки явно очень высоки, финансовые рынки сильно выросли. Они хорошо подогреты после эмиссии доллара и евро, потому сумма сделки вполне может быть больше той, которую предлагал Pfizer за AstraZeneca», — считает Евгений Найштетик.

В целом же потенциал Moderna трудно переоценить, учитывая, что компания разрабатывает вакцину от рака. «Посмотрите на доли рынка, которые Moderna может забрать. Если говорить об онкологии, только представьте, что химиотерапия уходит вообще, а вместо нее появляются мРНК-препараты. Это огромные деньги. То же самое и с ВИЧ», — добавил Найштетик.

Читайте также

Что (не)так с Black Friday. Откуда пошла традиция и почему не стоит бояться больших скидок

Открыть бизнес за границей. Как получить средства на новое дело в ЕС

Как купить USDT через обменник. Подробная инструкция

TemplateMonster — 20 лет. История компании от маленькой вебстудии до маркетплейса из 175 000 продуктов

Международная IT-компания Astound Commerce набирает людей в команду. Кого именно ищут и почему вы захотите там работать

Сохранение позиций на рынке, йога онлайн, покупка Starlink. Как Govitall работает во время войны

Еще один «Дон Кихот». Как беларус создал приложение для высмеивания путинской пропаганды и почему это вызывает дежавю

Новые услуги и поддержка Украины. Как в FAVBET адаптировали работу и продукт военные реалии

30 докладов об IT и сбор средств на ВСУ. Что будет на международной IТ-конференции NIX MultiConf

Калиновый венок и символы войны. Morphy.vision создала AR-фильтр в рамках open call от Banda и Brave.ua