БИЗНЕС

Откровенность, деньги и работа на государство. Как думает Тимофей Милованов, президент KSE и экс-министр экономразвития

Дмитро Кошельник 10 февраля 2022, 09:00

Кто такой Тимофей Милованов

О свободе

Меня считают авторитарным управленцем — это не совсем правда. Есть люди, которым я полностью делегирую и доверяю. Авторитарным становлюсь с посредственностями.

Я бы не хотел работать в тюрьме, в СИЗО или в зоопарке. Не переношу ограничение свободы.

В Штатах шутят, что в конституции США прописано право человека уничтожить свое будущее. Говорю студентам: «Вы вправе не учиться и не иметь хорошей карьеры».

Про себя

Постоянно учусь, не боюсь пробовать новое, ставить амбициозные задачи и быть дерзким. Развиваюсь через конфликт и ставлю под сомнение классические стандарты.

В детстве занимался парусным спортом. Он до сих пор важная часть моей жизни. Это одновременно единение с природой и вызов. Начнется шторм, и ты реально рискуешь жизнью.

В школе одолжил у одноклассника 30 копеек на книгу. Но была проблема — к нам приходили хулиганы из соседней школы, которые либо забирали деньги, либо избивали. Просто становились в цепь и не пропускали. У меня забрали деньги — буквально залезли в карман. Было очень унизительно. Тогда я решил, что больше никогда не отдам деньги хулиганам. До сих пор придерживаюсь этого решения, хотя из-за него много проблем.

Меня несколько раз в жизни избивали, в школе, университете, спорте и политике. Однажды меня избил студент Могилянки. Я поставил ему плохую оценку и не соглашался поменять. Кто-то говорит — нарываюсь. Я считаю, что отстаиваю свою правоту. Это моя идентичность.

Я люблю борьбу и вызовы. Это помогает расти и учиться. Мне становится скучно, если нечему учиться.

Чувствую себя политической фигурой в образовании. Убежден, что Украина «не взлетит» без образованных людей. Мышление должно стать модным.

О целях

Я перестал измерять личный успех. Пожалуй, для меня это возможность постоянно самосовершенствоваться и делать общественно важные вещи, чтобы не было стыдно перед своими детьми. Их еще, правда, нет.

Мне важен экстраординарный результат. В 2016 году я стал президентом в KSE, а уже через четыре месяца меня хотели уволить. Считали, что я расшатываю лодку и слишком рискую. Мне просто было неинтересно покидать школу в том же статусе, в котором она была. Я хотел ее развивать.

Наши украинские университеты всегда были второстепенными в мире — от Речи Посполитой до Российской империи и СССР. Хочу это поправить.

Чтобы KSE или другой университет под моим руководством стал известен в мире, и люди из других европейских стран мечтали здесь учиться.

О деньгах

Знаю, как это быть бедным. Меня и двух сестер воспитывала мама. После распада СССР заводы развалились, ей негде было работать. Мама по ночам шила шапки, чтобы нас прокормить. Я не хотел, чтобы она так тяжело трудилась. Поэтому уже с 1990-х сам начал работать, преимущественно торговал.

В моей жизни была семья ученых — Рушитские. Они говорили: «Не переставай учиться». То же самое говорили даже криминальные авторитеты, которых встречал в 90-х. Я и дальше учился: торговал и параллельно читал о квантовой механике.

Магистратура в Украине и докторская в США открыли мне совсем другой уровень интеллектуальной свободы. Если бы тогда бросил читать, то сейчас бы отвечал: «Деньги главное, все кругом козлы, надо зарабатывать». Есть другой мир, лучше. В нем деньги — не главное.

Для меня деньги — возможность быть независимым. По украинским меркам я небедный человек. Откладываю в пенсионный фонд и чувствую себя свободным. Самолет мне не нужен, езжу отдохнуть на острова раз в несколько лет. Если жить осторожно, то нужно не так уж много денег. Мне хватит на детей, их образование, лекарства и пенсию. Зачем мне больше?

Об уме

Достигаю ультрапродуктивности через постоянное обучение. Когда начинал работать в науке, считал, что надо сидеть, думать, и все придет. Все работает не так. Чтобы увидеть что-нибудь новое, необходимо много знать и понимать в разных областях. Нужна эрудированность.

На границе между сознательным и бессознательным мнением могут возникать новые взгляды на вещи. Но им нужно откуда-то брать информацию из опыта, памяти, знаний.

Чтобы улучшить здоровье, можно правильно питаться, заниматься спортом, пить достаточно воды и гулять. Аналогично можно прокачать и разум. Каждую минуту думать не о «мусоре», а о четких вещах — собственной позиции, творчестве, прениях с другими людьми.

О работе на государство

Любая работа, связанная с политикой, токсична. Когда я работал в наблюдательном совете НБУ, это тоже считалось токсичным. Мне говорили: «Как ты можешь работать с [Валерией] Гонтаревой? (бывшая глава НБУ)».

Стать министром экономики, который будет отвечать за запуск рынка земли, шанс, который получает мало экономистов. Мне очень повезло.

Работать министром — как командовать полком или направлением фронта на войне. Постоянные атаки, проблемы, друзья и враги, ресурсы, коалиция, тактика, стратегия.

Хотел бы, чтобы меня знали за запуск рынка земли, а не потому, что я был министром. Но скандалы люди помнят лучше.

Об образовании

Украинская образовательная система должна умереть и родиться снова. Университеты должны стать интеллектуальными центрами.

Новые знания создаются с помощью дискуссии. К примеру, пандемия. Мы можем прочитать в Harvard Business Review, как в США дискутируют по этой теме. В Украине таких дискуссий нет.

Мы интеллектуальная колония — читаем, что пишут другие.

В Украине до сих пор советская образовательная система — зазубрил, выучил, составил. У нас даже платят за часы преподавания, а нужно за подготовку, за дизайн курсов. А еще нет свободной академической науки. Ученый должен делать все, что захочет, интеллектуально провоцировать и быть защищенным.

Украинских студентов не учат учиться, думать о карьере, своем пути, не готовят к вызовам будущего. В США преобладают очень мотивированные студенты. Они ясно понимают для чего им университет. В Украине много идут, потому что родители сказали — должен быть диплом. Потом эти студенты ничего не делают. Зачем идти в университет, если там ничего не делать?

У человека должна быть цель в жизни. Было бы хорошо, если университеты помогали ее найти.

Об украинских университетах

Со $100 млн я бы вывел KSE в 100 лучших университетов в мире. Для этого нужно собрать лучших людей в Украине и вне ее. Чтобы выйти из интеллектуальной периферии, необходимы ресурсы, команда, стратегия и наука. Это вопрос 15–20 лет.

Могилянка, Украинский католический университет и KSE — три новые институции мирового уровня, которые очень проукраинские. Среди их выпускников люди, которые меняют страну на топовых и нетоповых позициях. Возможно, они уступают первым университетам Европы, но точно не проигрывают «не первым».

Об откровенности

У нас не принято быть откровенным. Мы постоянно делаем вид, что у нас что-то есть или нет. Считаю, что это — советщина. В Конституции читаем — у нас бесплатное образование и медицина. Потом за них платим. Выходит, в Конституции написана неправда, а мы боремся за правовое государство.

В Украине люди курят марихуану и есть проституция. Не говорить об этом — тоже советщина.

Когда слышу тосты наших мужчин, не знаю, где спрятаться. Фразы о телках, оценка частей тела — примитивизм. Я выступаю против него. За такое тоже бьют. Но я хочу показать, что можно быть успешным и не бояться говорить правду.

Об обществе

Парадокс — мы ненавидим государство, хотим его изменить, но не можем и не хотим иметь с ним дело. Это инфантильный взор. Если вам не нравится государство, нужно готовить и выбирать лучших людей.

Украинскому обществу не хватает доверия, уважения друг к другу и понимания. Потому мы все ссоримся, и это делает нас слабыми. Это небезопасно. Нам нужны терпение, взрослость, свобода и суверенитет — как человека, так и государства.

Фото: Данил Привет

Читайте также

Что (не)так с Black Friday. Откуда пошла традиция и почему не стоит бояться больших скидок

Открыть бизнес за границей. Как получить средства на новое дело в ЕС

Как купить USDT через обменник. Подробная инструкция

TemplateMonster — 20 лет. История компании от маленькой вебстудии до маркетплейса из 175 000 продуктов

Международная IT-компания Astound Commerce набирает людей в команду. Кого именно ищут и почему вы захотите там работать

Сохранение позиций на рынке, йога онлайн, покупка Starlink. Как Govitall работает во время войны

Еще один «Дон Кихот». Как беларус создал приложение для высмеивания путинской пропаганды и почему это вызывает дежавю

Новые услуги и поддержка Украины. Как в FAVBET адаптировали работу и продукт военные реалии

30 докладов об IT и сбор средств на ВСУ. Что будет на международной IТ-конференции NIX MultiConf

Калиновый венок и символы войны. Morphy.vision создала AR-фильтр в рамках open call от Banda и Brave.ua