Истории

Как ISD Group 10 лет шли к своему первому «Каннскому Льву»

Нина Дей 28 июня 2019, 12:56

«К юмору и смелости мне хочется добавить технологичность», — так основатель агентства ISD Group Виктор Шкурба отвечал в декабре на наш вопрос, каким должен быть украинский креатив. Его ставка сработала: в этом году агентство получило бронзового «Каннского льва» в номинации Creative Data за проект AI Vesrus.
Для людей не из рынка рекламы название агентства может быть незнакомо: ISD Group не соперничают за известность с Banda или Fedoriv, хотя работают уже больше 15 лет. Мы поговорили с Виктором Шкурбой, чтобы восполнить пробелы и рассказать, кто такие ISD Group, как они шли к своему первому «Льву» и почему у них могут появиться еще два офиса за рубежом.

Виктор Шкурба. Фото: Юрий Стефаняк

Ди Каприо в мире рекламы

С 2008 года мы ежегодно подавались в Канны, первый шорт-лист за проект «Поющие в душе 2» для NIVEA получили в 2013, а первую награду — только в 2019. Первый раз мы участвовали с интерактивным онлайн-промо для Discreet от Procter & Gamble. Мы сделали промо-сайт и дали возможность пользователям самостоятельно создавать дизайн платьев. За все время сайт посетило 240 000 человек. И это при том, что в 2008 году интернет был далеко не в каждой квартире.
Именно в тот момент я понял, что интерактивные онлайн-промо — это наше призвание. И не просто промо, а создание полезного и интересного пользовательского опыта. За проект Discreet мы каждый день получали десятки восторженных комментариев. Люди благодарили за возможность заниматься дизайном без необходимости шить, говорили, что начинают день с нашим сайтом. Мы не ожидали такого внимания и тогда впервые увидели, как технологии дарят эмоции.
Раньше мы решали, подавать проект на фестиваль или нет, исходя как раз из таких отзывов пользователей и коллег. Тогда мы сами не до конца понимали ценность своей работы и после запуска думали, получилось у нас или нет? Тогда мы отталкивались не от своего ощущения, а от мнения окружения. Если в Украине от проекта был WOW-эффект, значит работа достойна отправиться в Канны. Сейчас мы подаем то, во что верим сами.

AI VERSUS против мракобесия

Проект AI versus — это наш второй и успешный заход в Канны в составе международной коллаборации, первым был планетоход Earth7. Мы не рассказывали о проекте до фестиваля: только после бронзового льва люди были готовы слушать и слышать. Сама связь с российскими телеканалами и их информационным пространством отталкивала. После Канн мы практически не получили негативных комментариев. Люди поняли, что AI Versus — не проект для российских каналов. На самом деле он против мракобесия, которое там происходит.

Когда нам предложили поучаствовать в разработке для AI Versus, я думал о ценности проекта. Бизнес-истории тут не было вообще — была сильная идея, способная привлечь внимание и донести мысль разным людям. Даже тем, кто верит всему сказанному.

AI Versus — проект не о политике. Мы провели эксперимент: накормили одну нейросеть новостями «Дождя», другую — «России 1». Иногда проект выдает странные ответы, но их не стоит воспринимать буквально. Люди старшего возраста воспринимают ответы нейросети более философски, а молодое поколение мыслит линейно и трактует ответы слишком резко.

В AI Versus есть сильная социальная составляющая, которая обсуждается в мире — пропаганда. В 2009 мы придумали Виктора Горда — 15-летнего вундеркинда, бизнесмена и мотивационного тренера, который рассказывал о невероятном для 15 лет успехе. Создание выдуманного героя было выразительным способом донести идею, но в те времена проблема fake news не стояла так остро. Сейчас информации очень много, ее сложно фильтровать. Идея нашего проекта понятна во всех странах и срезонировала у всех членов жюри.
Андрей Губайдуллин, креативный директор и основатель агентства «Восход», показал, как необходимо презентовать проект, чтобы его поняли. Я всегда хочу максимально детально рассказать о всех особенностях проекта, но Андрей объяснил — нужно упрощать, чтобы идея была понятна корейцу, бразильцу, испанцу, людям с разным менталитетом.
Все эти факторы привели к тому, что «Льва» мы получили только сейчас.

Серые кардиналы украинской рекламы

Все 15 лет мы запускаем сумасшедшие проекты, но в Украине про нас почти никто не знает, мы никогда о себе громко не рассказывали. Раньше «Лев» был для меня важным приоритетом сам по себе. Статуэтка — символ международного признания и одобрения. Десять лет назад казалось: если признают там, значит и здесь поверят. Сейчас «Каннский Лев» – это способ рассказать миру о команде из Украины, которая занимается технологическими креативными проектами мирового масштаба.

Недавно я выступал во Дворце Спорта. После мероприятия один из гостей написал мне в Instagram: «Я не знал о вас до этого дня, друзья говорили, что в Украине есть только два крутых агентства: Banda и Fedoriv. Я с ними согласен, но не до конца. Они — как Marvel и DC, а вы — Джим Джармуш. Это два разных мира».

Мы всегда стеснялись рассказывать о себе громко: боялись, что не поймут, не примут и не оценят. Но пару лет назад стало понятно, что рассказывать надо совсем по другой причине. Каждый большой, инновационный и технологический проект — это не только результат, но и опыт, который помогает индустрии развиваться. Теперь я хочу, чтобы о нашей работе узнало больше людей. Такие проекты способны вдохновлять. Говорить о себе — это не только самопиар, но и сигнал следующим поколениям, мотивация для молодых идти в индустрию.

Первый «Лев» за креатив

За завтраком в Каннах Ярослава Гресь сказала, что мы выиграли первого креативного «Льва» для Украины. Я удивился, а потом понял: первого «Льва» украинцы получили в категории Entertainment for Music, второго — в категории Design. А наш — в категории Creative Data. Первый «Лев» за технологический креатив. Все сходится!
Основные изменения в мире происходят с помощью технологий. Именно они дают возможность создавать новый, интересный и полезный креатив. С ними интересно взаимодействовать, они не просто развлекают, но и наводят на новые мысли. Технологии в коммуникациях создают ракету, которая может пробиться через стену информационного шума.

«Лев» открывает границы

Я уже поставил себе галочку — получил «Каннского льва». Награда — не первый приоритет, гораздо важнее реализовывать интересные идеи. Если они будут получать что-то в Каннах — значит, у меня получается делать проекты международного масштаба, понятные в любой стране. Будет это в коллаборации или самостоятельно — не имеет значения.
За эти 15 лет у меня часто опускались руки, но точно не из-за Канн. Мы постоянно делали инновационные проекты и шли против течения. Это сложно, после них я чувствовал себя опустошенным.

Я надеюсь, «Лев» поможет нам в развитии международного бизнеса. Мы строим креативно-технологический продакшн, который работает с топовыми мировыми агентствами. «Лев» для них — подтверждение, что мы можем справиться с проектом международного масштаба. В Украине эта награда имеет другое значение — тут я жду большей узнаваемости и встречи с единомышленниками.

Смотрим в будущее

Мы всегда росли не количественно, а ментально. 10 лет назад мне было 27, в команде было примерно 50 человек, меня одолевал страх и казалось, что агентство большое. Сейчас нас 60 человек, мы разделились по юнитам, я отвечаю за 2 из них: агентство ISD Group и продакшн KA.KA.HA. Так легче понимать свою зону ответственности.
Сейчас мы мощнее и осознаннее. ISD Group будет расти, потому что наш фокус — развиваться в мире, а в его масштабах мы маленькие. Для того, чтобы справляться с 4-5 проектами масштаба Earth 7, нужна команда в два-три раза больше.

Мы уже 4 года развиваем международный бизнес. Сначала я ставил себе целью через 2 года открыть офисы в Амстердаме, Гамбурге и Лондоне. Я чуть не разорвался и понял, что масштабы агентства измеряются не количеством офисов.
У нас есть амбициозная цель — стать международным агентством. Это сложная задача, ни одному агентству из «совка» это пока не удавалось. Я думаю, что через 5 лет мы будем делать больше масштабных проектов, у нас будет несколько полноценных офисов за рубежом и 100 человек в команде, если не больше.

Я перестал думать количеством людей, теперь я думаю масштабами проектов, которые мы можем осилить и реализовать.

Читайте также

Что (не)так с Black Friday. Откуда пошла традиция и почему не стоит бояться больших скидок

Открыть бизнес за границей. Как получить средства на новое дело в ЕС

Как купить USDT через обменник. Подробная инструкция

TemplateMonster — 20 лет. История компании от маленькой вебстудии до маркетплейса из 175 000 продуктов

Международная IT-компания Astound Commerce набирает людей в команду. Кого именно ищут и почему вы захотите там работать

Сохранение позиций на рынке, йога онлайн, покупка Starlink. Как Govitall работает во время войны

Еще один «Дон Кихот». Как беларус создал приложение для высмеивания путинской пропаганды и почему это вызывает дежавю

Новые услуги и поддержка Украины. Как в FAVBET адаптировали работу и продукт военные реалии

30 докладов об IT и сбор средств на ВСУ. Что будет на международной IТ-конференции NIX MultiConf

Калиновый венок и символы войны. Morphy.vision создала AR-фильтр в рамках open call от Banda и Brave.ua