ТЕХНОЛОГИИ

Как стать астронавтом, и можно ли еще спасти планету. О чем говорили на конференции Inscience

Иван Скорина 21 сентября 2018, 09:30

13-14 сентября в центре Д12 прошла конференция о науке и инновациях Inscience 2018. Спикеры обсуждали генные изменения в космосе, перспективы биотехнологий, умные материалы, использование дронов в авиации и экологические проблемы. Vector побывал на лекциях и выбрал главное.

О подготовке астронавтов NASA

Фото: Inscience


Одним из спикеров был Майкл Хесс из NASA. Хесс — заместитель директора космического центра Линдона Джонсона. Как глава отдела космической медицины он отвечает за физическую подготовку и здоровье астронавтов. Майкл рассказывал об отборе космонавтов. Он происходит в несколько стадий. На прошлую программу пришло около 40 000 заявок. Из них лишь 16 000 — квалифицированные. На следующем этапе из 16 000 отобрали лучших. В результате лишь 12 прошли отбор.

«Большинство подаётся на программу просто, чтобы получить отказ. И повесить документ из NASA над кроватью. Мол, «Смотрите, меня не взяли в астронавты»», — смеется Майкл.

Он рассказал, что будущие астронавты должны иметь эмпатию. Без этого стать астронавтом невозможно. Каждый участник может отвечать за персонализированные участки работы, но все должны быть чуткими членами команды и прийти на помощь в нужный момент.
Одним из главных вопросов для Майкла Хесса как медика был: «Влияет ли выход на орбиту на структуру генов». Во время последнего запуска команда наблюдала за двумя братьями-близнецами — Скоттом и Марком. Скотт был астронавтом, а Марк ждал брата на Земле. В процессе наблюдения за близнецами существенных генных изменений не было обнаружено.

«Прошло уже полтора года с момента возвращения Скотта на Землю. И мы до сих пор не знаем, изменились ли его гены. Возможно, тело лечит само себя. Возможно, отклонения незаметны и останутся с ним навсегда. Мы пока не знаем», — говорит Хесс.

Об этике биотехнологий


Майкл Хесс также принял участие в обсуждении этического вопроса биотехнологий. Вместе с биологом-генетиком Оксаной Пивень и нейробиологом Наной Войтенко.
Главный вопрос: «Можно ли редактировать геном человека?» Все спикеры сходятся в том, что ради лечения болезней это допустимо. Сейчас во всем мире, в том числе в Украине, используется система CRISPR-Cas. В лаборатории Оксаны Пивень используют её, чтобы перепрограммировать фибропластик в тканях миокарда. Это делает сердце более функциональным после инфаркта. Правда, исследования проходят на геноме крыс, не человека.

«Когда мы доведём систему до идеала, мы сможем предлагать её для снижения частоты генетических заболеваний», — говорит Оксана.

Нана Войтенко продолжает: «А не будут ли использовать эту технологию не только для лечения, но и для «улучшения» человека? Например, будущие родители хотят, чтобы у них родился блондин с голубыми глазами. Дальше, может быть мы захотим сделать человека более сильным и быстрым для спортивных достижений. А может быть мы модифицируем геном человека, чтобы сделать супер-солдата»

«Где и нужно ли остановить учёных, чтобы они не стали производить химер, которых и людьми то нельзя уже будет назвать?», — спрашивает Войтенко.

Пивень успокаивает: в большинстве стран редактирование генома человека с целью трансплантации в матку запрещено. Единственная лаборатория в мире, которая может редактировать геном человека, находится в Институте Френсиса Крика. Исследовательница Института Кати Ниякан получила разрешение редактировать геном человеческих эмбрионов, полученных от доноров или после абортов.

«В Америке нужно пройти очень много ступеней государственных ограничений, чтобы получить разрешение на исследование генома. Основная мотивация учёных — это базовая наука. Мы пытаемся спасти людям жизни», — говорит Майкл Хесс.

Об экологических проблемах


Климатолог Светлана Краковская говорила о том, что может сделать каждый, чтобы спасти планету. Она рассказала о глобальном потеплении. С начала индустриальной революции (1850-е годы) температура поверхности Земли поднялась на 1 градус по Цельсию. Резкий скачёк произошел с 1980-х годов и продолжается до сих пор. Если мы прекратим перерабатывать горючие ископаемые прямо сейчас, температура поднимется еще на полградуса. Если нет — до 4.

«Вас, наверное, сильно волновал бы 1 градус, если это температура вашего ребенка. Для планеты этот градус — то же самое. Давайте поднимем всем нам температуру на 4 градуса. Кто вообще сможет выжить?», — спрашивает Краковская.

Она также обсуждала загрязнение биосферы и предложила несколько правил борьбы с этим:

Если коротко: «Resufe, Reuse, Recycle».

Читайте также

Что (не)так с Black Friday. Откуда пошла традиция и почему не стоит бояться больших скидок

Открыть бизнес за границей. Как получить средства на новое дело в ЕС

Как купить USDT через обменник. Подробная инструкция

TemplateMonster — 20 лет. История компании от маленькой вебстудии до маркетплейса из 175 000 продуктов

Международная IT-компания Astound Commerce набирает людей в команду. Кого именно ищут и почему вы захотите там работать

Сохранение позиций на рынке, йога онлайн, покупка Starlink. Как Govitall работает во время войны

Еще один «Дон Кихот». Как беларус создал приложение для высмеивания путинской пропаганды и почему это вызывает дежавю

Новые услуги и поддержка Украины. Как в FAVBET адаптировали работу и продукт военные реалии

30 докладов об IT и сбор средств на ВСУ. Что будет на международной IТ-конференции NIX MultiConf

Калиновый венок и символы войны. Morphy.vision создала AR-фильтр в рамках open call от Banda и Brave.ua