Истории

«Мама до сих пор думает, что в США я работаю в ресторане». Таня Олейникова о пути из Константиновки в Allset

Виктория Золотова 29 июля 2019, 16:10

Война застала Таню Олейникову на втором курсе: она училась в университете в Донецке. Спустя несколько лет девушка оказалась в США без денег и работы, и благодаря настойчивости стала Head of Account Management в украинском стартапе Allset.
Мы встретились с Таней, чтобы узнать о ее истории релокейта и особенностях жизни в Сан-Франциско.

Таня Олейникова

Константиновка — Донецк — Киев

Я родилась в 60 км от Донецка, в городе Константиновка. Сейчас это украинская территория. Ещё в школе я понимала, что Константиновка — не моё место, хотя кроме нее я ничего не видела. По сути, я никуда оттуда не выезжала.
В школе я начала заниматься журналистикой и ездить на областные фестивали. С 9 класса я жила параллельно на 2 города — Константиновку и Донецк.
Не хочу обижать свой город, но о том, что Константиновка мне не близка, говорили цели местных жителей. Жизненный порядок в этом городе такой: окончил школу, потом училище, женился и устроился на работу, которую предоставляет город. В принципе, всё. Если ты устроен, то у тебя хорошая жизнь.
Долгое время я хотела стать журналистом, но в 11 классе поняла, что перегорела. Тогда я решила стать историком: в таком случае со мной будет о чем поговорить, это очень инфантильно.

Когда началась война, я была на втором курсе Донецкого национального университета. Было непонятно, что будет с моим образованием, потому что университет оккупировали.

Тогда власть подняла вопрос о том, что делать с детьми, которые учились в донецких университетах. Нам разрешили быть вольными слушателями в университете Шевченко, а после окончания войны студентов должны были отправить обратно в Донецк. С начала АТО моя соседка переехала в Киев и поступила на магистратуру, я решила приехать к ней на неделю, а осталась на 7 месяцев.
В КНУ нам были не очень рады. Спустя 2 месяца вольного слушания я поняла, что толку от этого образования нет. Тогда я решила перейти в Донецкий национальный университет имени Василия Стуса, который открыли после начала войны в Виннице. Там я числилась на свободном посещении, параллельно работая аниматором в Киеве. Я занималась корпоративами таких компаний как «Метинвест» и DTEK, очень неплохо зарабатывала, и при этом работала на себя.

В Америку по любви

В 11 классе у нас появился новенький. Он только вернулся с программы обмена в Америке. Я ему понравилась и мы начали встречаться. После школы мы вместе учились в Донецком университете.
Когда началась война, тётя забрала его учиться в Америку. Спустя полгода должен был прилететь в Украину, но у него не получилось. Я решила, что раз не получается у него, то получится у меня.
Начала ещё больше работать — и собрала сумму на поездку, а затем нашла организацию, которая поможет оформить студенческую визу и программу. В конце я позвонила маме и сказала: «Мам, ты сидишь или стоишь? Я еду в Америку». Она ответила: «С папой сама поговоришь» — и бросила трубку. Но это была первая эмоциональная реакция. Родители всегда мне доверяли, поэтому приняли мое решение.

Как я получала визу

В первый раз в визе мне отказали без объяснений. К тому моменту я уже оплатила половину обучения. Скорее всего, причина была в том, что я из Донецка. На собеседовании меня много раз спрашивали: «Где ты учишься? Что с твоим университетом?».
Кроме этого, их могло смутить мое положение. Почему девочка едет одна? Кто спонсор? Я отвечала честно: спонсором была моя семья, а документы подтверждали, что я еду учиться в языковую школу.

На второе собеседование в визовый центр я надела свою счастливую футболку с Бэмби. В этот раз мне попался очень милый мужчина, и мне дали учебную визу F1 на три года.
Я поступила в Чикаго — это был один из самых бюджетных вариантов. После этих языковых курсов я могла поступать на бакалавриат или магистратуру. Первый семестр длился 3 месяца и стоил $3000. За проживание я платила отдельно.
Почти все университеты Америки принимают иностранных студентов, поступить на такие курсы можно в любом возрасте. Чаще всего ты платишь на 90% больше, чем американцы: за то, что ты иностранец, за то, что твои документы будут обрабатываться, за то, что ты хочешь поехать к ним учиться.
Курсы я нашла через агентство, но советовать его не могу. В поступлении нет ничего сложного: тебе нужно зайти на сайт университета или колледжа, найти раздел «Обучение за границей» и сделать все, что там написано. Часто все объяснения пишут даже на русском.
Я летела к парню, а в итоге поступила в соседний штат — в его штате не было нужных мне курсов. Спустя три месяца после моего прилета мы расстались.

У меня не было четкого плана, как дальше жить в Америке и где взять еще $3000, чтобы оплатить следующий семестр через 3 месяца.

Мой разговорный инглиш воз бэд

В школе я хорошо знала английский: участвовала в олимпиадах и даже занималась репетиторством. Мне не хватало практики, поэтому разговорный у меня был на уровне low intermediate.
Во время пересадки в Нью-Йорке авиакомпания отменила рейс до Чикаго. Мой парень не встречал меня, я была одна. Я плохо говорила и у меня не было американского номера, чтобы кому-нибудь позвонить. Я покупала билеты у разных авиакомпаний, потому что так было дешевле: в таких случая компания не обязана оплачивать жильё.
Было очень холодно. Я прилетела в шортах и футболке, а все остальные — в брюках и куртках. На меня смотрели с удивлением. Без американского номера я не могла связаться с ребятами, у которых должна была жить в Чикаго. Я нашла русскоговорящего мужчину, попросила у него телефон и написала своему парню. Он должен был передать мои новости соседям в Чикаго. У меня было с собой $500 — этого хватило на новый билет.
Соседи узнали меня в аэропорту по фотографии. Это была пара из Казахстана, они сдавали мне комнату почти год. Сначала это было очень дёшево — они взяли с меня всего $400. Потом сумма выросла.

Всю неделю до первого дня занятий я искала, где заработать. Мне нужно было откуда-то брать деньги.

Первые деньги и социализация

У меня не было стресса и культурного шока от США. Я не сразу почувствовала себя на своем месте, но мне всё нравилось. Американцы ведут себя иначе — вот это меня и удивило. Прохожие на улице могут просто подойти и сказать: «Привет! Как дела?». Я не знала, как реагировать на комплименты от незнакомых людей или на то, что прохожие на улице смотрят тебе в глаза. Но я быстро влилась и тоже начала всем улыбаться.
Моя первая работа — уборщица. Мытье полов в чужом доме сильно бьет по амбициям, поэтому я продержалась в клининговой компании всего 5 дней.

На курсах я познакомилась с еще одной девушкой из Украины — она работала няней в украино-американской семье и предложила заменить ее на время отъезда. Я очень сдружилась с этой семьей, поэтому осталась с ними, а подруге они помогли найти другую работу.

Я проработала няней полтора года. За это время я научила мальчика ходить и говорить по-русски. Это был словно мой ребёнок, я до сих пор общаюсь с этой семьей.

Параллельно с работой няни на базе языковой школы я прошла курс «Бизнес-английский». Кроме лексики там учили составлять резюме и вести рабочую коммуникацию.
Следующая моя должность была более серьёзной — я была помощником финансового советника. В эту компанию меня привели подруги.

7 настойчивых писем ради работы

Я решила поступать на магистратуру, но мне не хватало кредитов (предметов, которые студент изучал в предыдущем месте учебы, — ред.), поэтому сначала я поступила в колледж в Сан-Франциско.
Этот город был моей мечтой. Как и поступление в хороший университет. Когда я позвонила своей подруге из Киева, чтобы рассказать о переезде Чикаго, она ответила: «О, класс! Главный офис моей компании находится в Сан-Франциско». Я начала расспрашивать, чем она занимается и попросила email СЕО ее компании. Это оказалась Allset. Подруга ответила:

— Таня, так не делают. Нельзя просто взять email СЕО и написать «Я хочу у вас работать». Мы никого не ищем.
— Дай email СЕО.
— Я не могу тебе просто так его дать.
— Иди и спроси у него. Дай мне его email!

Она передала СЕО, что есть девушка, которой очень нужна работа. Тот ответил: «Пускай пишет».
В письме я рассказала об опыте работы в финансовой компании, организационных навыках, бизнес-школе, своем характере и желании развиваться. Он ответил мне через 3 или 4 дня и задал несколько уточняющих вопросов, а затем пропал на неделю. Я напоминала ему о себе 7 раз. Парень говорил мне: «Не позорься, не пиши ему больше!». Но я продолжала: «Простите, что беспокою. Это Таня. Вы не ответили мне на прошлый email. Я хочу у вас работать. Я очень заинтересована в компании».
До этого я уже пробовала использовать Allset, когда жила в Чикаго. Кроме самопрезентации, в письмах я рассказывала о своем опыте использования их приложения.
Спустя 7 писем мне ответили: «Какая сумма тебя устроит?». Я назвала очень смешную цифру по меркам Америки: $1000. Он сказал, что это киевская зарплата, и предложил встретиться через неделю. Я прилетела простуженная, но на встречу все равно пошла.

Компании тогда уже был год, а в американском офисе работало 6 человек: 3 кофаундера, 2 человека на support и одна девушка — аккаунт-менеджер. Сам офис был похож на квартиру. Это не выглядело подозрительно — все стартапы начинают с маленьких помещений. Меня не пригласили на интервью в сам офис — собеседование проходило в холле. Я думала, будут спрашивать о навыках, но кофаундер Аня проверяла меня на адекватность.
Я хотела поработать в IT: много читала TechCrunch, интересовалась стартапами и сделками. Когда я шла на собеседование, то уже понимала, как работают венчурные инвестиции и о чем говорят ребята.

В этот же день мне предложили пройти в Allset испытательный срок 1 месяц, хоть они никого не искали.

Страх и ненависть недвижимости в Сан-Франциско

В Сан-Франциско жилье стоит намного дороже, чем в Чикаго. Арена комнаты — $1500. Я попросила парня, с которым познакомилась по каучсерфингу во время прошлого визита в Сан-Франциско, временно приютить меня. Мы начали встречаться за год до моего переезда из Чикаго и ещё не пришли к жизни вместе, но других вариантов у меня не было.
Когда я вышла на работу, аккаунт-менеджер Ребекка поручила мне проверять и создавать меню ресторанов.

Первое время мне передавали все задачи, с которыми команда не успевала справляться: я набирала текст, вставляла в меню фотографии, и при этом была очень счастлива.

Через неделю мне сказали: «Теперь будешь управлять командой, которая в Украине создает для приложения меню. Будешь проверять их работу».
Когда я прошла половину испытательного срока, аккаунт-менеджер ушла на 2 недели на больничный. Выполнять ее работу было некому, поэтому спустя неделю ее задачи перешли ко мне. Я согласилась, хотя понятия не имела, как это делать.
Кроме того, что я была на двух позициях, мне нужно было учиться. С 7 до 11 утра я ходила на занятия, потом работала до 9 вечера, а после этого шла домой делать домашние задание. Дальше был 4,5-часовой сон, и так по кругу. Я поняла, что нужно выбирать, и 2 года назад остановила свой выбор на работе.
Через несколько месяцев Ребекка уволилась, и я стала аккаунт-менеджером вместо нее. Allset начал расширять команду: у нас появилось много людей в Украине и Америке. Это было логическое развитие компании. Спустя несколько месяцев мы подняли первый раунд инвестиций – $5 млн.
Спустя 3 месяца пришлось вернуться к вопросу о зарплате. Я рассталась с парнем, у которого жила, и мне нужно было искать собственное жилье. За время работы я прошла испытательный срок, мы достигли поставленных целей, поэтому я решилась запросить повышение. Руководители согласились.
Все отделы компании мы стараемся развивать в Киеве, в Америке работают только кофаундеры, отделы пиара, коммуникаций, аккаунт-менеджер, операционный директор и я.

Цена жизни в Долине

Сколько бы ты не зарабатывал в Кремниевой долине, тебе всегда будет мало. В Сан-Франциско даже на окраинах сложно найти жилье дешевле $1000. Аренда студии не в центре обойдется в $2500. Если повезет.
Я платила 30% налогов от дохода — это была ощутимая сумма. По сути это цена жизни в Калифорнии. Высокие цены здесь обусловлены высокими зарплатами. Ты платишь не столько за жилье, сколько за соседство с Apple, Tesla и Twitter.

Я заметила, что еда в Украине чаще стоит гораздо дороже. Например, зимой в украинских магазинах нереальные цены на брокколи, сельдерей или огурцы. Если сравнивать заработок людей, то в соотношении с украинскими зарплатами это очень дорого.
В городе я постоянно пользовалась метро или Uber. Сан-Франциско — город, который заточен под Uber, поэтому поездки стоят от $3. Также там есть Uber Pool для 4 пассажиров: вы едете по одному маршруту, и по дороге каждого из вас высаживают в нужной точке. В Сан-Франциско живет 700 000 человек — это достаточно маленький город. Если ехать на метро из окраины в центр, это займет 30 минут.
Когда я жила у парня, то ходила на работу пешком по 35-40 минут. После переезда на собственную квартиру стала добираться за 25 минут на метро. Проезд в метро в Чикаго стоял $2,25, а в Сан-Франциско – $2,50.

Мои ощущения после первого возвращения в Украину

По приезду в Украину я тоже не почувствовала культурного шока. Угрюмые люди — не уникальное явление, потому что американцы тоже не без проблем.
Спустя 3 года жизни в США в Украине меня удивили несколько вещей. В первую очередь — поиски квартиры и предрассудки хозяев: «А кто будет вам снимать?», «А сколько вам лет?», «А где вы работаете?». Иногда арендодатели говорили, что не сдают квартиру молодым девушкам.
В Украине жить намного легче. В США я не знала языка, у меня не было ни родителей, ни друзей, ни парня. Сломаться было очень легко, ты полагаешься на саму себя. Всем, кто в Украине не может найти работу, я говорю: «Ребята, давайте не будем!».

Я не могла позволить себе роскошь размышлять, чего я хочу и что мне нужно. У меня были обязанности: платить за школу и квартиру, есть, одеваться, социализироваться. Есть вещи, которые ты берешь и делаешь — думать нет времени.

В Украину я вернулась на месяц — поработать и увидеться с родителями, но осталась на дольше. Когда ты выезжаешь из страны, нужно подаваться на визу заново. Я получила несколько отказов, но на рабочую визу я могу подаваться бесконечное количество раз, поэтому сейчас жду новую.
Думаю, причина отказа в том, что я жила в Америке 3 года, а значит, я — потенциальный мигрант. Также я незамужняя молодая девушка, для США это важный критерий.
Я могла бы иметь тот же уровень жизни и оставаясь в Украине, но это заняло бы больше времени. В Штатах год идет за два — мне только исполнилось 25, а я уже собрала целый багаж опыта.

Нельзя сказать, что Америка — это страна возможностей. Каждая страна — страна возможностей. Важно то, как ты ими распоряжаешься.

Читайте также

Что (не)так с Black Friday. Откуда пошла традиция и почему не стоит бояться больших скидок

Открыть бизнес за границей. Как получить средства на новое дело в ЕС

Как купить USDT через обменник. Подробная инструкция

TemplateMonster — 20 лет. История компании от маленькой вебстудии до маркетплейса из 175 000 продуктов

Международная IT-компания Astound Commerce набирает людей в команду. Кого именно ищут и почему вы захотите там работать

Сохранение позиций на рынке, йога онлайн, покупка Starlink. Как Govitall работает во время войны

Еще один «Дон Кихот». Как беларус создал приложение для высмеивания путинской пропаганды и почему это вызывает дежавю

Новые услуги и поддержка Украины. Как в FAVBET адаптировали работу и продукт военные реалии

30 докладов об IT и сбор средств на ВСУ. Что будет на международной IТ-конференции NIX MultiConf

Калиновый венок и символы войны. Morphy.vision создала AR-фильтр в рамках open call от Banda и Brave.ua