Как они работают

«Нам интересны бренды и современная культура». Как работает don’t Take Fake — фестиваль, конференция, агентство и медиа

Лена Ковальчук 31 мая 2019, 11:43

don’t Take Fake — название самого известного киевского фестиваля уличной культуры. Он начинался с киевских ярд-сейлов – тогда они проходили в галерее «Лавра». В то время команда сделала ставку на небольшие локальные бренды. Такой формат хоть и приносил прибыль, но быстро наскучил, тогда и появилась идея сделать что-то большое. С 2011 они отказались от этой концепции и создали ежегодный фестиваль don’t Take Fake.
Сегодня проект don’t Take Fake охватывает четыре разных сферы – агентство DTF Agency, сам фестиваль don’t Take Fake, издание DTF Magazine и их новый проект DTF Conference. Рассказываем, как у них получается это совмещать.

Команда

В штате don’t Take Fake работает 15 человек, но на время фестиваля команда разрастается до пятидесяти сотрудников. Каждый из них отвечает за свой сегмент: медиа, агентство, фестиваль или конференция. Но в команде принято включаться в работу друг друга. В субботу в офисе мы застали 4 участников проекта. Дима Соболь — единственный, кто работает в проекте с первого дня его существования. Он автор идеи, занимается работой с партнерами фестиваля и одновременно тимлид всех проектов агентства. Тарас Евтушенко – директор агентства, руководит техническим и финансовым сектором. Вова Волощук, главред издания DTF Magazine, отвечает за контент. Юля Сосновская занимается всей коммуникацией и курирует предстоящую конференцию DTF Conference.

Юля Сосновская и Дима Соболь. Фото: Даша Логачева


Первым крупным брендом, который согласился участвовать в фестивале don’t Take Fake, стала Puma. В качестве примера команда ориентировалась на масштабные выставки уличной культуры – Bread&Butter (тогда еще в формате В2В бренд-шоу) и фестиваль Faces&Laces. Вспоминают, что уже первое мероприятие прошло здорово. Дима Соболь говорит, что в Украине нет или «почти нет» прибыльных фестивалей, и don’t Take Fake не исключение: за все восемь лет своего существования фестиваль не стал прибыльным.
В 2012 году в DTF обновилась команда. Из первого состава остался Дима Соболь и Саша Саттаров, курирующий работу с брендами. К ним присоединились Тарас Евтушенко как технический директор и Максим Тархов, который стал арт-директором проекта. Тогда все работали без зарплат. Если получалось заработать, то прибыль делили на четверых, если нет, то приходилось делить убытки.

Проблемы с монетизацией фестиваля

«Нужно делать и верить, что все получится. Мы работали с крупными брендами, и они начали вкладывать свои деньги в проект. Правда, он быстро разрастался, мы начали вкладывать еще больше денег, придумывать новые форматы, разрабатывать новые зоны для фестиваля. Чтобы покрывать расходы, пришлось начать работать как агентство», — говорит Дима Соболь. DTF Agency официально открыли в 2016 году, но как субподрядчики они вели свои проекты уже в течение 4 лет. В 2016 двое из сооснователей DTF – Евтушенко и Соболь — ушли со своих основных работ и полностью погрузились в работу агентства.

В 2011 фестиваль начинал с денежного оборота в $6000, в 2018 году он уже составил $200 000. Помимо спонсорских денег, все сооснователи вкладывали и собственные.

Директор DTF Agency Тарас Евтушенко говорит, что и тогда, и сейчас некоторые воспринимают don’t Take Fake как площадку, которая просто распределяет квадратные метры для брендов. На деле все иначе: команда DTF самостоятельно придумывала разные концепты для каждого международного бренда, который участвовал в фестивале, разрабатывала активности и даже изготавливала стенды.

В том же 2016, ровно за месяц до начала фестиваля, у команды буквально «слетела» локация. Они хотели провести его в пространстве «Мистецький Арсенал», но в последний момент им отказали, мотивируя это тем, что формат DTF не подходит культурному пространству.
Дима Соболь вспоминает, как тогда пришлось спасать ситуацию: «Мы решили рискнуть и провести DTF на территории Киевской крепости. У нас был опыт больших ивентов такого формата в крытых помещениях, но провести аналогичное мероприятие на улице стоило нам в три раза дороже. Не каждый бренд был готов сходу умножить свои расходы на фестиваль в несколько раз. Нас немного подвела погода, но за два дня к нам пришло 7000 человек, а это было немало».

Тот фестиваль стал для организаторов в чем-то переломным, убытки составили 800 000 гривен. Спасло агентство, которое хоть и работало первый год, но уже зарабатывало.

Дима Соболь говорит, что отказываться от фестиваля никто не планировал, но нужно было пересмотреть его бизнес-модель. Долги закрыли за счет денег DTF Agency, а фестиваль полностью перешел под крыло агентства. Так DTF Agency вышло на первый план.

Начало работы агентства

Внутри проекта выделилась команда агентства: все проекты стали вести Соболь и Евтушенко. У них появился офис, в котором они работают до сих пор. Это большая квартира в историческом доме на улице Лютеранская. В ней 3 комнаты, в которых сегодня работает 15 человек.

Для роста фестиваля было необходимо больше денег. В то же время он помогал агентству привлекать новых клиентов и расти.
Команда и раньше создавала активности для брендов как организаторы фестиваля. Теперь же агентство продолжает эту работу в течение всего года. Работая с брендами-участниками don’t Take Fake, агентство не берет с них комиссию за свои услуги. Расчитывают на то, что если бренду понравится их работа в рамках фестиваля, то он будет привлекать DTF Agency и на другие свои проекты.
В итоге так и случилось, а инвестиции в мероприятие выросли. Директор Тарас Евтушенко так описывает этот процесс: «За любым большим брендом всегда закреплено свое агентство. Мы же предлагали им зайти на наш фестиваль напрямую, без привлечения другого агентства. Они экономили деньги, а мы получали больше контента для фестиваля. Как молодое агентство, мы показывали бренду, что мы профессионалы и умеем с работать в таких форматах».

Зачем компании свое медиа

Главных проектов у DTF сегодня три: агентство, фестиваль и медиа. Все они плотно связаны между собой. Сейчас прибыль компании приносит только DTF Agency, а в остальные проекты все еще нужно дополнительно инвестировать.
Два года назад команда открыла свое медиа – DTF Magazine. Дима Соболь говорит, что медиа стало для проекта крутым бонусом. В какой-то момент они уперлись в потолок: на фестиваль приходило столько же людей, а аудитория постепенно стала взрослеть. С помощью издания, которое начинало с охвата в 20 000 посетителей в месяц, а выросло до 150 000, получилось омолодить аудиторию фестиваля. В 2018 году на мероприятие пришло 12 000 гостей, на несколько тысяч больше, чем за год до этого. Эту заслугу в компании приписывают изданию и тому контенту, за который отвечает главред Вова Волощук. Свое медиа помогло привлечь на фестиваль больше молодой платежеспособной аудитории, за которую борются крупные бренды и позволило зарабатывать на нативной рекламе.

Тарас Евтушенко и Вова Волощук


Главный редактор DTF Magazine говорит, что больше всего их интересуют бренды, индустрия и современная культура: «В современном мире бренды и культура неразрывно связаны: это видно по амбассадорам брендов и тем коллаборациям, которые они делают. Мы первыми стали основательно писать о поп-культуре. Не просто излагать факты, а объяснять, почему так происходит, и как это касается всех нас. Нам интересна уличная и современная культура и все, что с ней связано».

Зачем нужна конференция

В ноябре прошлого года DTF решили провести свою первую конференцию. Она пройдет пройдет 8 июня в галерее «Лавра». Мероприятие тоже появилось неслучайно. Дима Соболь рассказывает, что команда собралась и нарисовала свою экосистему. У них уже было медиа, которое писало о брендах; агентство, которое с ними работало; фестиваль, который их показывал. Теперь хотелось сделать что-то, что рассказывало бы о людях, которые создают бренды или отдельные продукты. Среди спикеров хотели видеть основателей брендов, арт-директоров, художников, музыкантов, представителей медиа. Это мог быть любой человек, причастный к созданию важного для индустрии продукта.
«Сначала хотели провести конференцию на ВДНГ, но дата нашего ивента совпала с проведением крупнейшей в Восточной Европе агровыставки. Мы побоялись, что рядом с нами могут поставить конюшни или огромный бассейн с рыбой и начали искать новую локацию», — Дима Соболь. В итоге событие перенесли в галерею «Лавра», с которой когда-то начиналась история don’t Take Fake.

Организаторы говорят: если площадка смогла принять формат DTF, то после них готова провести ивент любой сложности. Для фестиваля они могли построить рампу для скейтбордтистов, с которой бы те прыгали в бассейн, перекрыть проезжую часть для уличных видов спорта или завезти автодром и карусель внутрь здания.

На конференцию решили пригласить спикеров, которые никогда не выступали в Украине. Сначала составили список из двадцати человек из сферы бизнеса, медиа, арта и ивентов и были уверены, что без проблем наберут 5-10 спикеров за короткий срок. Контакты приходилось искать на личных сайтах, в Facebook и Instagram. В итоге список увеличился в пять раз, а с новыми контактами порой помогали сами спикеры. «Это дико приятно, когда едва знакомый тебе человек просто пишет смс-ку другу – и вот вы уже обсуждаете детали участия», – рассказывает Юля Сосновская, которая курирует DTF Conference.
Она писала письма с предложением, описывала, почему конференция важна для Украины и локальных креативщиков, что от нее получит сам спикер. Организаторы понимали, что гости из Австралии, США и Европы могли ничего не слышать об Украине. Из-за этого одних было сложнее убедить, а других наоборот привлекала возможность впервые приехать в Восточную Европу.
Конференция пройдет впервые, поэтому о ее прибыльности говорить пока рано. Но за два дня организаторы ждут не меньше 1000 человек.

В процессе переговоров спикеры сами выставляли свои гонорары. Например, один спикер из сферы медиа запросил гонорар в $75 000 долларов. Ему пришлось отказать, зато в начале июня в Киев приедет Уба Батлер – известный британский журналист, который прославился тем, что изображал несуществующего дизайнера на парижской неделе моды и придумал самый популярный ресторан на TripAdvisor, хотя на самом деле ресторана не существовало.
Дима Соболь говорит: «Мы первое в Украине мероприятие, которое целиком посвящено брендам и креативности. В рамках конференции мы расскажем людям, благодаря чему что-то крутое стало крутым. Тебе не покажут четкий алгоритм, как через год стать миллионером. Это скорее история про фан и вдохновение, которое сподвигнет человека на создание чего-то нового, а в результате еще и принесет деньги».

Почему это работает

DTF Agency работает с известными в мире брендами, среди которых Adidas, Puma, Monster Energy, Fa, Pabst Blue Ribbon, Levi’s и другие. Многие из клиентоводновременно сотрудничают с DTF и как с агентством, и в рамках медиа, и в рамках фестиваля. Быстро сориентироваться команде помогают совместные брейнштормы, которые проходят не реже раза в месяц.
«Мы до сих пор не запутались во множестве своих проектов, потому что каждый отвечает за что-то свое. Но особый кайф в том, что мы собираемся вместе, чтобы покреативить. Это всегда помогает, появляются свежие взгляды и идеи. У кого-то из нас более прагматический подход к вопросу, у кого-то более творческий, но вместе это начинает работать. У каждого свой бэкграунд, и это взаимодополняет весь DTF», — говорит Дима Соболь.

Читайте также

Что (не)так с Black Friday. Откуда пошла традиция и почему не стоит бояться больших скидок

Открыть бизнес за границей. Как получить средства на новое дело в ЕС

Как купить USDT через обменник. Подробная инструкция

TemplateMonster — 20 лет. История компании от маленькой вебстудии до маркетплейса из 175 000 продуктов

Международная IT-компания Astound Commerce набирает людей в команду. Кого именно ищут и почему вы захотите там работать

Сохранение позиций на рынке, йога онлайн, покупка Starlink. Как Govitall работает во время войны

Еще один «Дон Кихот». Как беларус создал приложение для высмеивания путинской пропаганды и почему это вызывает дежавю

Новые услуги и поддержка Украины. Как в FAVBET адаптировали работу и продукт военные реалии

30 докладов об IT и сбор средств на ВСУ. Что будет на международной IТ-конференции NIX MultiConf

Калиновый венок и символы войны. Morphy.vision создала AR-фильтр в рамках open call от Banda и Brave.ua