Истории

Как Uber и Airbnb приручали капитализм или почему экономика обмена — это обман

Нина Дей 1 апреля 2019, 19:58

Стартап Omni, основанный в 2014 году, предлагает жителям залива Сан-Франциско и Портленда сдавать в аренду вещи, которыми они не пользуются. Например, можно взять в аренду книгу Мари Кондо «Магическая уборка» за $1 в день или диск с фильмом «Секс по дружбе» за $2. Инвесторы вложили в Omni $40 млн. «Мы верим в совместное потребление и жизнь, не обремененную имуществом», — говорится на сайте компании.
Сьюзи Кагл рассказывает, как экономика совместного потребления должна была спасти мир и почему этого не случилось.

Экономическая утопия

В 2016 году основатель Omni Том Маклеод заявил, что если мы будем давать другим людям пользоваться вещами, которые все равно лежат без дела, это может спасти экономику. Он говорил, что хочет изменить отношение людей к вещам. Эта идея легла в основу стартапа Omni.
В 2019 году этот месседж сместился в сторону заработка. Теперь их реклама звучит так: «Арендуйте вещи у соседей! Зарабатывайте деньги, пока они арендуют что-то у вас!».
Экономика совместного потребления казалась альтруистической формой капитализма и ответом на экономику потребления. Зачем покупать машину, если ее можно взять в аренду? Зачем покупать книгу, если вы прочитаете ее один раз, поставите на полку и больше никогда не откроете? Обмен вещами позволил бы получить максимум пользы от каждой вещи.
В 2010 году на TED Talk выступила Рэйчел Ботсман — автор концепции совместного потребления. «Совместное потребление может создать между людьми связи, которых не было раньше», — говорила она.
В 2013 году журналист Томас Фридман назвал Airbnb настоящим новшеством в экономике совместного потребления. По его словам, это не просто платформа для заработка — это бизнес-модель, которая строится на доверии.
В 2014 году инвестор Uber Шервин Пишевар сказал, что обмен вещами может вернуть ушедшую эпоху общин, когда человечество еще не наносило такого вреда планете.
Экономика совместного потребления как термин появилась более 10 лет назад и сейчас какие-то идеи уже устарели. Зачем брать в аренду фильмы на дисках, если их можно смотреть онлайн? Зачем сдавать одну комнату на Airbnb туристам, если можно сдавать в аренду всю квартиру на постоянной основе? Uber, Lyft и Airbnb  изначально тоже делали ставку на обмен и совместное потребление, но теперь отказались от этой идеи.

Как родилась идея экономики обмена

Идея экономики совместного потребления появилась гораздо раньше, чем само понятие. Например, в 1995 году на сайте электронных объявлений Craigslist сдавали в аренду все на свете: от домашних животных до недвижимости. В 2000 году появилась компания Zipcar, которая сдавала машины в почасовую аренду по принципу самообслуживания. В 2004 году запустился некоммерческий проект CouchSurfing — гостинные всех его участников превратились во временные общежития. А с появлением смартфонов экономика обмена стала набирать обороты еще быстрее.
Совместное потребление помогло бы снизить чрезмерное потребление и пагубное влияние человека на окружающую среду. Инвестор и тренд-аналитик Мэри Микер говорит, что американцы переходят от «отягченного имуществом образа жизни к легкому существованию» и экономика совместного потребления играет в этом ключевую роль.
Исследователь окружающей среды и политик Харальд Хайнрихс говорит, что это потенциальный путь к устойчивому развитию. Энни Леонард из «Гринпис» считает, что экономика обмена сохранит ресурсы и даст людям возможность пользоваться вещами, которые они бы не могут купить.
Также обмен — это своего рода способ получше узнать другого человека. Специалист по вопросам экономики обмена Эйприл Ринне объясняет, что совместное потребление со временем повысит уровень доверия людей друг к другу. Кроме того, это еще и возможность дополнительного заработка. Работая неполный день разнорабочим или таксистом, можно сократить разрыв между богатыми и бедными.
«Прекратите покупать. Начните делиться», — так звучал слоган маркетплейса подержанных товаров Yerdle. Его основатель Адам Вербах надеялся, что такие стартапы «приручат капитализм».

Расцвет экономики совместного потребления

Пожалуй, самым знаковым символом экономики совместного потребления является компания Lyft. Ее соучредитель Логан Грин говорит, что на эту идею его вдохновили пробки в Лос-Анджелесе.

«Я видел, что во многих авто только один пассажир и подумал, что было бы круто, если бы несколько человек сели в одну машину. Тогда машин (и пробок) было бы меньше», — вспоминает Грин.

В 2012 году он вместе с Джоном Циммером запустил сервис такси Lyft. Компания позиционировала себя как «сервис дружеских поездок», а не такси: пассажирам предлагали сесть на переднее сидение рядом с водителем и заплатить за поездку столько, сколько они посчитают нужным. Но даже при таком подходе через год после запуска Lyft собрал $83 млн, а в 2015 году получил экономическую награду Circulars за «помощь в разгрузке дорог».
В первой половине 2010-х экономика обмена превратилась в мощную модель с многомиллиардными доходами, а термин «совместное потребление» все больше напоминал разновидность аренды.
Экономика обмена включала много всего: совместное использование велосипедов через приложения, аренду парковочных мест, онлайн-платформы, где можно продать ненужную одежду. Даже Википедия — тоже наше общее детище.
«Экономика совместного потребления заслуживает уважения, — говорил глава сообщества Airbnb Дуглас Аткин. — Она помогает распределять богатство, контроль и власть. Вот в чем ее преимущество».

Крах экономики обмена

В начале 2010-х СМИ заговорили об экономике обмена совсем в другом ключе. Компании, которые пропагандировали эту идею, достигли оценки в несколько миллиардов долларов. Рассказы об утопическом обмене из их уст звучали просто смешно. Тогда они заменили обмен другим словом — аренда. Так и произошла подмена ценностей.

Стало понятно — то, что называли обменом, было обманом. Сила и власть не распределялись, а наоборот — еще больше концентрировались в руках компаний. Экономика обмена только усугубляла проблемы, которые должна была решить.

Uber и Lyft не решали проблему трафика, а отвлекали от нее внимание и зарабатывали на этом. Ведь вместо того, чтобы ездить на общественном транспорте, люди вызывали такси.
A Airbnb спекулирует на недвижимости. В некоторых городах под туристические нужды отдают целые кварталы. В то время как люди, которые ищут долгосрочное жилье, вынуждены довольствоваться вариантами поскромнее.
Финансовую пропасть между людьми совместное потребление тоже не уменьшило, даже наоборот. Рабочие места, которые появились благодаря экономике обмена, никто не регулировал.

Как экономика обмена стала экономикой легкого заработка

Сейчас экономика обмена не имеет такого положительного влияния, как 10 лет назад. С 2016 года предприниматели, которые создали платформы обмена, сами стали называть это платформами услуг по запросу. Так обмен стал «экономикой свободного заработка».
Надежды экспертов не оправдались, а крах идеи совместного потребления только усилил недоверие людей друг к другу. Некоторые платформы обмена товарами давно умерли, а CouchSurfing стал коммерческим проектом с венчурными инвестициями.

Давайте называть вещи своими именами. Нынешний обмен — это просто сделка.

10-летний эксперимент с экономикой обмена так и не смог «приручить капитализм». Компании все еще пытаются решить проблему неравенства, но пока им это не удалось.
Как в свое время экономика обмена, сейчас популярность приобрел блокчейн. Рэйчел Боцман говорит, что эта технология тоже может повысить уровень доверия. «Сейчас большинство людей едва ли знают, что такое блокчейн, но через 10 лет это будет похоже на интернет», — пишет она. Посмотрим, закончит ли блокчейн так же, как идея совместного потребления.

Читайте также

Что (не)так с Black Friday. Откуда пошла традиция и почему не стоит бояться больших скидок

Открыть бизнес за границей. Как получить средства на новое дело в ЕС

Как купить USDT через обменник. Подробная инструкция

TemplateMonster — 20 лет. История компании от маленькой вебстудии до маркетплейса из 175 000 продуктов

Международная IT-компания Astound Commerce набирает людей в команду. Кого именно ищут и почему вы захотите там работать

Сохранение позиций на рынке, йога онлайн, покупка Starlink. Как Govitall работает во время войны

Еще один «Дон Кихот». Как беларус создал приложение для высмеивания путинской пропаганды и почему это вызывает дежавю

Новые услуги и поддержка Украины. Как в FAVBET адаптировали работу и продукт военные реалии

30 докладов об IT и сбор средств на ВСУ. Что будет на международной IТ-конференции NIX MultiConf

Калиновый венок и символы войны. Morphy.vision создала AR-фильтр в рамках open call от Banda и Brave.ua