Как это работает

Цифровое войско. Как Михаил Федоров и Минцифра ведут информационную войну с россией — Washington Post

Анна Соха 9 марта 2022, 11:50

Михаил Федоров, самый молодой министр Украины, превратил аккаунт в Twitter в пушку, чтобы пристыдить крупнейшие компании мира. Благодаря его работе платежные системы, энергетические компании и мировые технологические лидеры прекращают сотрудничество с россией.

Американское издание The Washington Post написало материал о том, как Михаил Федоров и Минцифры ведут информационную войну. Мы приготовили адаптированный перевод текста.

Информационное войско в Twitter

Шесть месяцев назад один из вице-премьер-министров Украины Михаил Федоров совершил поездку в Кремниевую долину, чтобы обсудить цифровую трансформацию своей страны. Тогда он опубликовал в Facebook фотографию с CEO Apple Тимом Куком в Пало-Альто, восхваляя его как самого «эффективного менеджера в мире».

Во вторник Федоров отправил Куку взволнованное сообщение: заблокируйте доступ к App Store в россии. «Они убивают наших детей, убейте их доступ!», — твитнул он, отметив Кука.

?s=20&t=MjfFhKQ3lGSeR4q7XpYmiA
Пока российские ракеты сыплются на Украину, Федоров начал свою кампанию. Он написал в Twitter некоторым мощным мировым технологическим компаниям, чтобы прекратить российскую пропаганду и отсоединить страну-агрессора от остального мира. В процессе он стал главным агитатором отрасли, долгое время не желавшей подвергаться политическим требованиям в какой-либо стране или конфликте. И он сделал это без принятия законов или использования экономических рычагов.

По словам его заместителя Алекса Борнякова, Федоров обратился к примерно 50 компаниям с просьбой о помощи. В то же время его сотрудники работали за кулисами с сетью украинских экспатов и регуляторов из других стран, чтобы заставить компании действовать.

И это работает: с тех пор как Федоров начал писать твиты, Facebook и YouTube разобрались с российскими государственными СМИ, а Google отключил некоторые функции на Google Maps, чтобы защитить граждан Украины. А после того, как Федоров написал в Twitter Куку, Apple заявила, что приостановит продажу всех продуктов в россии.

«Его способность стимулировать международное мнение и мнение в технологических компаниях — чрезвычайна», — сказал Эмерсон Брукинг, старший научный сотрудник Atlantic Council. Он изучает, как социальные медиа используются в войне. «Традиционно давление общественности применялось только Соединенными Штатами», — рассказывает Брукинг.

Федоров стал мастером в искусстве онлайн-обращения. Он даже использовал его, чтобы заручиться помощью самого спорного пользователя Twitter в технологической индустрии — Илона Маска. По словам Борнякова, за несколько месяцев до вторжения команда Федорова не смогла договориться о встрече с Маском. 26 февраля офис Федорова обратился к Twitter-аккаунту предпринимателя:

«Пока вы пытаетесь колонизировать Марс — россия пытается оккупировать Украину!», — написал Федоров с просьбой CEO Tesla отправить спутнику интернет-системы Starlink.

27 февраля Маск ответил, что в Украине включен Starlink, а терминалы уже в пути. На следующий день Федоров написал в Twitter, что поступили системы.

Чем занимался Федоров до вторжения россии

До того как российские войска вторглись в Украину, Федоров возглавлял министерство из примерно 250 человек. Его цель — подключить больше украинцев к интернету, оцифровать паспорта и принести в страну высокотехнологичные рабочие места и компании. Федоров получил работу после того, как помог президенту Украины Владимиру Зеленскому добиться уверенной победы на выборах 2019 года.

«Впервые я услышал о Федорове, когда Зеленский проводил свою цифровую кампанию в Украине. Он [Федоров] управлял кампанией. Она была настолько успешна, что сделала Зеленского президентом», — сказал Денис Гурак, украино-американский технологический предприниматель. В последнюю неделю он помогал украинскому правительству наладить контакты с технологическими компаниями США. Гурак рассказал, что работа Федорова в должности министра перед вторжением тоже была успешной. К примеру, он помог ввести онлайн-инструменты для сертификатов вакцинации против коронавируса.

В течение своего пребывания в должности Федоров путешествовал по всему миру, регулярно встречался с представителями ведущих технологических компаний. Прошлым летом во время визита в штаб-квартиру Apple в Калифорнии он поговорил с Куком о запуске Apple Store в Украине, о помощи с переписью населения, расширении образования и здравоохранения в стране. На страницах Федорова в Twitter, Instagram и Facebook упоминаются встречи с Британской цифровой службой, Amazon, СОО Facebook Шерил Сэндберг и вице-президентом Google по правительственным вопросам Караном Бхатиа.

Потом случилось вторжение, и все изменилось.

Как Федоров с командой работают во время военного положения

Теперь с неизвестного места подальше от атак в Киеве, Федоров, Борняков и их основная команда ведут глобальную кампанию. Иногда они работают с телефонов под землей в укрытиях и подвалах, где прячутся от обстрелов.

По словам Борнякова, после начала вторжения их первоочередной задачей было оградить критическую инфраструктуру от кибератак и обеспечить функционирование государственных цифровых услуг. Вскоре они задумались, как могут надавить на крупные компании, чтобы наказать россию.

Пока компании изменяли правила российской пропаганды, министр реагировал в режиме реального времени. 27 февраля Федоров поблагодарил президента по глобальным вопросам Facebook Ника Клегга за принятие мер по ограничению российских государственных СМИ, но назвал это «первым шагом». Федоров добавил: «В Metaвселенной нет места для военных преступников». Он поддерживал давление, публично сравнивая ответы компаний.

«Цель активизируется, чтобы закрыть российскую ложь. Когда это сделает YouTube?», — написал он в Twitter в понедельник. Утром 1 марта YouTube объявил, что вслед за Meta ограничит российские государственные СМИ в Европе.

Команда министерства постоянно общается с должностными лицами компаний, включая Google, Apple и Meta. Темп работы напряженный: «Это как живой разговор, каждые несколько часов что-то возникает, а мы просто пытаемся реагировать», — сказал Борняков.

Эмерсон Брукинг считает, что агрессивное и постоянное давление в соцсетях Федорова и остального украинского правительства помогло им опередить россию в информационной войне. «То, как он использовал Twitter, и как украинские министерства и отдельные политики использовали платформы, свидетельствует, что они с самого сначала понимали — это будет информационный конфликт», — сказал он. «Они были готовы».

Защита от российской дезинформации в интернете

Другие западные правительства и группы гражданского общества присоединились к Федорову в эскалации давления на технологических гигантов для решения проблемы российских информационных операций. Сенатор Марк Р. Уорнер (штат Джорджия) направил письма, в которых призвал крупные компании усилить свою защиту от российской дезинформации. Лидеры ЕС давили на технологических гигантов, чтобы они обуздали российские государственные СМИ.

Однако технологические топ-менеджеры, сторонники свободы интернета и некоторые эксперты в сфере соцсетей отвергли призывы Федорова о закрытии этих сервисов для граждан россии. Российские государственные СМИ публикуют безосновательные и обманчивые статьи о нападении на Украину. Поэтому соцсети могут быть одними из немногих мест, где россияне могут получить доступ к независимым и точным сообщениям о войне или шанс организованно с ней не соглашаться.

«Ограничение доступа россиян к независимой информации оставит у них только государственную пропаганду, которая сейчас подстрекает их к войне с Украиной», — сказала Наталья Крапива, технический юрисконсульт некоммерческой организации Access Now.

Ник Клегг заявил журналистам, что Meta не согласна с призывами запретить доступ к соцсетям. «Мы считаем очень важным, чтобы обычные россияне могли использовать наши сервисы для высказываний, организации, протестов, связи с семьей и друзьями в более широком сообществе», — пояснил Клегг.

Борняков считает, что отключение российских граждан от соцсетей привлечет внимание молодых россиян, желающих использовать платформы и смартфоны. Это побуждает их задавать вопросы своему правительству по поводу российского вторжения.

Он добавил, что западные компании в большинстве своем поддерживают, когда он и его коллеги объясняют ситуацию. Конечная цель состоит в том, чтобы помочь выиграть войну, обратив мнения мира и русского народа против путина и его правительства. «Пусть российское бизнес-сообщество и обычные россияне почувствуют то, что мы чувствуем», — сказал Борняков. «Если в россии все хорошо, люди не станут задавать вопросы. Но когда большие платформы и гражданское общество начнут действовать, это будет для них сигналом, что действия власти неприемлемы».

Читайте также

Что (не)так с Black Friday. Откуда пошла традиция и почему не стоит бояться больших скидок

Открыть бизнес за границей. Как получить средства на новое дело в ЕС

Как купить USDT через обменник. Подробная инструкция

TemplateMonster — 20 лет. История компании от маленькой вебстудии до маркетплейса из 175 000 продуктов

Международная IT-компания Astound Commerce набирает людей в команду. Кого именно ищут и почему вы захотите там работать

Сохранение позиций на рынке, йога онлайн, покупка Starlink. Как Govitall работает во время войны

Еще один «Дон Кихот». Как беларус создал приложение для высмеивания путинской пропаганды и почему это вызывает дежавю

Новые услуги и поддержка Украины. Как в FAVBET адаптировали работу и продукт военные реалии

30 докладов об IT и сбор средств на ВСУ. Что будет на международной IТ-конференции NIX MultiConf

Калиновый венок и символы войны. Morphy.vision создала AR-фильтр в рамках open call от Banda и Brave.ua