Истории

Сама себе креативное агентство. История независимого креатора Анны Гончаровой

Юлия Романенко 6 марта 2020, 16:29

Анна Гончарова была копирайтером в Saatchi & Saatchi Ukraine, Adventa Lowe и Banda. После 8 лет работы в креативных агентствах и профессионального выгорания она почувствовала, что нужно что-то менять. Ушла в творческий отпуск и не вернулась.
Последний год Анна позиционирует себя как независимый креатор и сама разрабатывает рекламные кампании для брендов. Она работает по принципу «сама себе агентство». В ее портфолио — проекты для Одесского международного кинофестиваля, Garnier, Uklon, онлайн-школы SKVOT и бренда обуви Kachorovska.
Мы поговорили с Анной о том, как она пришла к формату all-in-one, почему не пытается конкурировать с агентствами, где ищет клиентов и как работает с ними.

Анна Гончарова

Как пришла в рекламу

Мой путь в рекламе начался 10 лет назад. До этого я какое-то время работала в пиаре, но понимала, что это не мое. К тому же у меня были друзья-копирайтеры. Как-то раз один из них, Данила Торбовский, сказал: «Аня, ты так хорошо пишешь в Facebook, иди в копирайтеры». Тогда я не знала, чем хочу заниматься, поэтому решила попробовать и пошла на собеседование в Saatchi & Saatchi Ukraine.

Я пришла полным нулем и начинала как стажер, а потом агентство выиграло тендер на рекламу шоколада «Корона» с моей идеей и меня взяли на съемки в Милан. На тот момент мне было 23 года, это был крутой старт.

Спустя 3 года в Saatchi & Saatchi Ukraine я выгорела. Мне начали поступать предложения о работе от других агентств. Больше всего меня заинтересовали Adventa LOWE (сейчас MullenLowe Adventa — ред.). Они долгое время сотрудничали с «Киевстар» и делали много крутой рекламы. К группе, которая вела их проекты, я и присоединилась. Когда «Киевстар» объявил тендер, мы отстояли клиента и я целый год занималась роликами только для этого бренда.
Я бы еще долго сидела в Adventa LOWE, если бы не Паша (Павел Вржещ, сооснователь Banda — ред.), который позвал меня к себе в агентство. Я согласилась не сразу — тогда в Banda было не так классно, как сейчас. Процессы были не налажены, основатели с трудом делегировали задачи и экспериментировали с корпоративными правилами. Например, какое-то время за опоздания нас штрафовали. А поскольку я вечно опаздывала, то фактически купила агентству новый блендер для офисной кухни.
Через 3 года выгорание повторилось. Я понимала, что проблема была не в агентстве — Banda я очень любила. Значит, оставалось два варианта: либо мне не подходит работа в офисе, либо надоела работа в рекламе. Чтобы разобраться в себе, я взяла «творческий отпуск». А потом просто не вернулась из него.

Свободное плавание

«Творческий отпуск» затянулся на три года. Первые полтора я активно не работала — путешествовала и пыталась понять, в каком формате мне комфортнее работать. Потом начала принимать офферы, которые требовали минимум креативности — брала несложные фрилансы, делала адаптации и переводы текстов, занималась SMM. Никогда больше не буду!
Спустя какое-то время ко мне начали стучаться продакшены. Мы работали по такому принципу: я придумываю идеи, креатив и сценарий, а они занимаются проектом дальше, до конца. Затем клиенты начали обращаться ко мне напрямую. Намеренно я их не искала — они сами меня находили.
Во всех трех агентствах я была ведущим копирайтером и знала много людей из креативной индустрии. Поэтому когда вышла на фриланс, меня постоянно кому-то советовали.
За серьезные заказы я начала браться только в 2019 году. Вместе с продакшеном tvlab я сделала несколько проектов для Garnier, подготовила курс по креативному копирайтингу и бренд-манифест для SKVOT.

После этого меня начали замечать другие бренды. Вместе с tvlab я работала над роликом Uklon, а последний мой проект — рекламная кампания #womanx2 для Kachorovska.
Сейчас я регулярно получаю предложения, но 70% клиентов не понимают, чем я занимаюсь. Они просто обо мне слышали.

Как это — быть самому себе агентством

Структуру креативного агентства придумали неглупые люди. Там все логично выстроено и за каждый процесс отвечает отдельный человек. Чтобы быть счастливым копирайтером на фрилансе, придется быть и стратегом, и креативным директором, и ньюбизом, и HR, и аккаунтом, и бухгалтером в одном лице. Либо признаться себе, что вы чего-то не умеете и вам нужен партнер. Я, например, не могу быть сама себе дизайнером. Поэтому если мне нужно разработать брендинг, работаю вместе с дизайн-студией Crevv.
В агентствах я работала с крупными брендами, поэтому привыкла, что клиенты разбираются в маркетинге и креативе. Стартапы и компании поменьше хорошо знают свой продукт и бизнес-процессы, но абсолютно не понимают, как работает реклама. И это нормально.

Классический предприниматель не обязан иметь воображение. Донести ему идею — это уже моя задача.

Я какой-то неправильный креативщик — не умею штормить ни в паре, ни в команде. Все 8 лет работы в агентствах я придумывала идеи одна, поэтому с уходом для меня ничего не изменилось.
Для хороших идей нужна постоянная насмотренность. Когда бриф на руках и идеи нужны прямо сейчас, нет времени поднимать культурный пласт и разбираться, что произошло в мире за последние полгода. Нужно всегда быть в курсе событий. Смотреть кино, слушать рэп, ходить в театры, общаться с людьми.

Самым сложным было научиться брать на себя полную ответственность за проекты и самой решать, что хорошо, а что плохо. За годы работы в агентствах я привыкла, что это делает кто-то другой. Первое время у меня в голове даже сидели мои бывшие креативные директора и комментировали идеи.

Главный минус моего формата в том, что я не могу масштабироваться. Для этого мне придется себя клонировать. Главный плюс — я не выгораю, потому что кроме копирайтерской функции, я выполняю много других. Единственное, что я не люблю в этой цепочке, — бухгалтерия. Надеюсь, скоро я кому-нибудь это делегирую.
Я не зарекаюсь, что всегда буду работать в «соло»-формате. Если завтра ко мне придет клевый партнер и предложит вместе создать агентство, я могу и согласиться. Но пока мне комфортно одной.

Как выглядит моя работа

Клиенты обращаются ко мне по рекомендации. Иногда у них есть маркетинговая стратегия, четкий бриф, и они понимают, чего от меня хотят. Но зачастую заказчик приходит и говорит: «Аня, мы не знаем, что нам нужно. Мы просто знаем, что делаешь классную рекламу. Сделай нам так же классно». Тогда я должна составить бриф самостоятельно.
Я провожу с клиентом бренд-сессию, собираю всю необходимую информацию и через 3-4 недели возвращаюсь с идеями. Обычно предлагаю 2-3 варианта роликов. Я прописываю концепцию и сценарий, а чтобы объяснить, как ролик будет выглядеть в итоге, делаю аниматик — склейку из референсов.
Затем мы с клиентом выбираем несколько продакшенов, я пишу продакшн-бриф с учетом бюджета. Это документ, в котором подробно расписано, какой ролик мы хотим снять — со сценарием, референсами, требованиями к режиссеру, оператору, музыке. Продакшн-студии составляют смету, мы определяемся с режиссером и диктором.
Я сопровождаю проекты на каждом этапе: контролирую съемки, озвучку, монтаж, цветокоррекцию. До того момента сдачи роликов в эфир все это — моя ответственность.

Конкуренция, которой нет

Я не конкурирую с агентствами. Мне не нужно платить зарплату команде и арендовать офис. Следовательно, у меня нет необходимости в большом клиентопотоке. Это дает мне большую свободу — я могу брать столько клиентов, сколько мне комфортно и сколько смогу качественно вести. Как правило, у меня не больше трех клиентов одновременно.
Обычно у меня с агентствами разные клиенты. Крупной компании с продуманной маркетинговой стратегией, наверное, лучше обратиться в агентство. Ко мне приходят бизнесы поменьше и мне это нравится.

Заказать рекламную кампанию у меня в разы дешевле, чем в любом, даже самом маленьком агентстве. Мне выгоднее быть независимым креатором, чем работать в агентстве или копирайтером на фрилансе. Но и ответственности в этом случае больше, так что все соразмерно.

С одной стороны, для клиента это риск, потому что агентство из одного человека — новый и пока непонятный рынку формат. С другой — он отчетливо понимает, кто именно делает ему рекламу и придумывает креативы. В агентстве, где над проектом работает целая команда, с этим сложнее.

О рекламном рынке

Мне очень нравится, что происходит сейчас на нашем рекламном рынке. Нравится, что каждый день появляются эти микро-, карманные студии и агентства. 70% из них не выдержат и закроются через 3 месяца, полгода, год. Зато оставшиеся переизобретут рынок, как в свое время это сделала Banda.
Возможно, появится больше таких людей, как я — независимых креаторов. Большие рекламные агентства очень инертные, этот формат переживает кризис. iPhone становятся дешевле, а продакшн рекламы — доступнее. Креатив перестал быть монополией креативщиков, поэтому и рынок должен меняться.

Читайте также

Что (не)так с Black Friday. Откуда пошла традиция и почему не стоит бояться больших скидок

Открыть бизнес за границей. Как получить средства на новое дело в ЕС

Как купить USDT через обменник. Подробная инструкция

TemplateMonster — 20 лет. История компании от маленькой вебстудии до маркетплейса из 175 000 продуктов

Международная IT-компания Astound Commerce набирает людей в команду. Кого именно ищут и почему вы захотите там работать

Сохранение позиций на рынке, йога онлайн, покупка Starlink. Как Govitall работает во время войны

Еще один «Дон Кихот». Как беларус создал приложение для высмеивания путинской пропаганды и почему это вызывает дежавю

Новые услуги и поддержка Украины. Как в FAVBET адаптировали работу и продукт военные реалии

30 докладов об IT и сбор средств на ВСУ. Что будет на международной IТ-конференции NIX MultiConf

Калиновый венок и символы войны. Morphy.vision создала AR-фильтр в рамках open call от Banda и Brave.ua