БИЗНЕС

Семейный бизнес, качество сервиса, конкуренты и масштабирование Rozetka. Главное из интервью Владислава Чечеткина

Иван Скорина 1 сентября 2018, 14:22

Основатель Rozetka Владислав Чечеткин дал большое интервью блогу «Большая рыба» о рейдерстве, инвестициях и конкурентах. Редакция Vector пересказывает главное из разговора.

Первый предпринимательский опыт Чечеткина

В 1985 году в Киеве появился большой оптовый магазин. Там были прибалтийские жвачки. 7-летний Владислав узнал у отца, в чем разница между оптовой и розничной торговлей. Взял свой карманный рубль, купил несколько пачек жвачек и начал перепродавать в школе поштучно. Учительница первого класса изъяла партию и вызвала родителей в школу.

«Это умерило мой предпринимательский пыл», – смеется Чечеткин.

В его отрочестве старших братьев и друзей сажали за «фарцовку» – незаконную перепродажу и спекуляции на рынке. Еще с первого класса он понял, что в тюрьму не хочет, и начал другое дело: тренировал соседских собак. Точнее работал жертвой для дрессировки: надевал брезентовый халат и терпел собачью травлю некоторое время. За каждый такой сеанс платили по $5, а на соревнованиях и больше. Так Владислав еще в школе начал зарабатывать больше родителей ($20-30/месяц).
Торговля началась уже после школы. Чечеткин считает, что для начала бизнеса никакие связи не нужны:

«Никаких ментов, прокуроров не было. Все проблемы я решал по ходу пьесы».

Владислав Чечеткин

Попытка захвата сети

В 2012 году на Rozetka был совершен ряд атак. Как говорит Чечеткин, «просто менты решили чем-то поживиться». Он обвиняет «друзей Януковича-младшего». Не называя имен, директор вспоминает только некоего Руслана и называет его «гонщиком».

«Для меня это закончилось потерей кучи нервов и большой суммы денег», — говорит он.

«Все силовики, которые воровали у меня товар, блокировали работу, незаконно обыскивали – на свободе. Все нападавшие менты при власти, все руководившие. Например, Томанюк – руководитель оперативного управления. Он рассматривается на должность заместителя Продана (Мирослав Продан, глава Государственной фиксальной службы – прим. ред.). Тот в свою очередь руководит “реформированной” налоговой системой», – говорит Владислав.
Чечеткину назначили сумму взятки. Это сотни тысяч долларов, ближе к миллиону. Другие потенциальные партнеры, которые могли решить его проблему, говорили предпринимателю:

«Что ты к нам пришел, тебе же там сказали, сколько надо отдать», – рассказывает глава Rozetka.

Что-то изменилось?

Сейчас ситуация немного изменилась – нет страха. Торговый бизнес обелился. В 2012 Владислав работал по правилам, которые были приемлемы на тот момент в стране. «Обвинить меня в том, что я работал не по закону, невозможно, потому что закон это позволял. Плюс, за полгода ни один орган следствия не смог доказать моей вины. Мы прошли 17 судов – все были положительные, приняли решение в нашу пользу», – говорит Чечеткин.

«Что изменилось? Нет единства, как при Януковиче».

Он также считает, что при прошлом президенте не было противоборствующих сил. А теперь они опять есть. Не работали ветки власти, а теперь работают.

Инвестиции Horizon Capital

В 2015 году инвестиционный фонд Horizon Capital стал совладельцем Rozetka. Чечеткин не уверен, что эти вложения помогают в плане протекции. Horizon инвестировали и в другие бизнесы, которые «так же кошмарили» в 2012-2013.
Horizon Capital помогает скорее стратегически. Rozetka проходит ежегодный аудит. По словам директора, «петлять перед Horizon’ом не очень получается». «И не получилось бы, если б я даже хотел», – смеется он. Инвестор помог онлайн-магазину увереннее развиваться. До этого Владислав вкладывал свои деньги. Он жалуется на те времена:

«Заработал, заработал, заработал. Ты – богатый человек. А теперь тебе нужно купить склад. Купил – и все, у тебя больше ничего нет. Кроме склада».

Когда Rozetka стала прибыльной?

Офлайн-магазин Rozetka


Чечеткин вспоминает: «У нас с супругой было разделение обязанностей: я торговал, а она обеспечивала логистику и операционку в предыдущей компании. Мы перенесли этот опыт в новый проект и быстро начали зарабатывать деньги».
С самого начала на ноутбуках Rozetka зарабатывала по $200-250 с каждого. На мобильных телефонах – $50-80. Поэтому, продав 10 телефонов в неделю при штате в два человека можно было жить.

«Мне непонятно, когда мы стали прибыльными. Мы были такими с самого начала», – считает Чечеткин.

«Мы пытаемся не терять деньги. Что делает Amazon? Amazon 10 лет палил деньги, чтоб когда-нибудь в будущем начать их зарабатывать. Что делал Юлмарт? То же самое. И где Юлмарт? Его практически нет. И когда я встречался с ними в 2010, 2011, 2012 годах, мы говорили о том, как устроен их бизнес. Я понимал, что это 100% убытки с надеждой на рост рынка. Мы себе такие вещи не позволяли».

Как работает семейный бизнес

«Мы уже 15 лет работаем вместе с женой в общем проекте. А познакомился я с ней на предыдущей работе, еще 5 лет назад. То есть, в этом году мы 20 лет как знакомы. Это большая часть моей сознательной жизни. Другой жизни у меня не было», – улыбается Чечеткин и продолжает:
«Конечно, бывают конфликтные ситуации. Мы стараемся не переносить их на семью. В принципе, мы и бизнес построили как семью. Распределили роли, и если кто-то залазит на чью-то территорию – мы вытягиваем на отношениях. Минус в том, что семья на бизнес влияет: родился ребенок – бизнес тормозит, кто-то заболел – опять, и так далее. Плюс в том, что все на абсолютном доверии. Такого не бывает в партнерстве».

Специфика Rozetka

Общий подход – в контроле и планировании. Таким образом магазин пережил 2008 и 2014 годы. Тогда многие бизнесы закрывались, а онлайн-магазин только набирал обороты.
Такой подход дает и свои негативные плоды. Например, когда начинается бурный рост. Допустим, в декабре продажи увеличиваются в 3 раза. Rozetka такое выдерживает очень плохо.
«Я жил в Стэнфорде – сердце Кремниевой долины. Все вокруг богатые программисты, все прекрасно. У Amazon там должен быть хороший сервис. За время пребывания в США я немного оброс вещами. Заказал чемоданы. Ни один из 4 товаров не был доставлен вовремя. Вместо вторника посылка пришла в воскресенье, когда я уже улетел», – рассказывает глава Rozetka.
Директор продолжает: «У Rozetka тоже такое бывает. В этом году мы купили большой склад, автоматизировали некоторые процессы, набрали людей – думали, все супер. В итоге склад работает, лег call-центр. Следующий год – новый call-центр. Легла «Новая почта». Еще в следующем все работает. Не выдержал сайт. Это происходит регулярно. К сожалению для потребителя, это нормальный процесс развития бизнеса. Мы очень стараемся».

Доля Rozetka на рынке

Офлайн-магазин Rozetka


Чечеткину сложно определить долю своего магазина на рынке. Он утверждает, что любая статистика подпорчена. Во-первых, вендоры, особенно некоторые корейские, платят розницам за доли продаж. Как только это происходит, вендоры долю завышают: могут показать и 90%. Во-вторых, они не опрашивают маленьких игроков. Например, телевизоры Samsung сейчас почти не продаются. Потому что они очень дорогие. А официальная статистика показывает 80%. На самом деле это очень маленькая доля рынка.
Rozetka сильна в электронике, бытовой технике, уже даже одежде и обуви. Но все равно какого-то единого метода подсчета нет. Электроника составляет меньше 50% в общих продажах.

Кто конкуренты?

Нельзя сказать, что, например, «Алло» или «Цитрус» – конкуренты для Rozetka. Потому что они играют в меньшей нише. В общем «Алло» продает больше, потому что у них просто сумасшедшая доля на рынке мобильных телефонов. А их продажи онлайн в разы меньше. «Цитрус», например, отличается огромным количеством точек офлайн. Это невозможно сравнивать.
Другой пример – «Эпицентр», он раз в 5-6 больше. А онлайн-продажи – «ноль целых фиг десятых», как говорит Чечеткин. Когда-то они переманили человек 30-40 из Rozetka к себе. И пока что они не смогли сделать успешный e-commerce. Часть людей вернулась в Rozetka, их приняли. Часть – нет.

«Эпицентр ещё может сильно раскачаться. Это компания с огромным количеством денег по украинским меркам. Владельцы – семья Герега – очень энергичные люди», – говорит Владислав.

Сейчас ситуация такая: Comfy и «Фокстрот» объединились против вендоров с просьбой предоставить лучшие условия, чем у интернет магазинов. Под предлогом того, что у офлайн-розницы больше затраты. Многие вендоры согласились. Теперь два квартала показатели онлайн-продаж не растут.
Rozetks хочет зарабатывать больше. Строит офлайн-магазины. По словам Чечеткина, компания будет двигаться навстречу конкурентам. Потому что еще несколько десятков лет офлайн точно будет жить. Например, аптека – огромная статья расходов, но в интернете сложно продавать лекарства. Так же как строительные материалы. В сегменте одежды Rozetka стремится догнать компанию Kasta.

Расширение за границу


У Rozetka есть амбиции расширяться на другие рынки. Но пока нет возможностей. Потому что политика вендоров – «разделяй и властвуй». Завезенный в Украину товар нельзя по закону продавать в ЕС. Вендоры сознательно делят рынки на разных игроков, чтоб не появилась одна большая сила:

«Если ты купил в Украину из-за границы, ты не можешь продать в Польшу. Нужно пойти и перестроить всю систему в чужой стране».

Инвестиции в стартапы

В Rozetka есть RND-отдел. Как непубличная компания, магазин не получает никаких преимуществ от этой деятельности. В основном Rozetka развивает сайты, экспериментирует с маркетингом. Чем компания не занимается – это стриминговые видео, клауд-решения для третьих лиц.

«Я слабо верю в то, что отдельно взятая Украина может сделать что-то интересное для Запада. А еще я считаю деньги и не вижу выхлопа из этого дела», – объясняет Чечеткин.

Инвестиции в онлайн-маркетинг

Это предмет постоянных дискуссий. Никто не знает, как правильно. Ежегодные затраты Rozetka на маркетинг – десятки миллионов долларов. В разработку – миллионы долларов. Многие смеются и не верят в эти вложения. Чечеткин отвечает:

«Если найдутся умные люди, которые за $15 000 создадут такой же продукт, как у нас, еще за 15 снимут хороший склад, и еще за 50 сделают хорошую рекламу, то они однозначно положат Rozetka на лопатки за год».

Ежемесячно Rozetka тратит $500 000 долларов на разработку. В команде до 200 человек – это и менеджеры, и аналитики, и разработчики.

«Комментаторы в Facebook считают меня сумасшедшим, будто я палю деньги в печке», – вздыхает директор.

Объединение с Prom.ua (EVO Group)

Prom.ua – не конкурент онлайн-магазину, это скорее дополнение к уже активным сервисам. Так или иначе магазин будет развиваться в сторону сервисов. Площадки находятся в процессе объединения. Есть огромное количество товаров, которые Rozetka не умеет обрабатывать, не знает, как хранить, не готова брать на себя коммерческие риски. А предприниматели из Prom.ua как раз занимаются всем этим. Вместе они предложат клиентам больше услуг.
Сделка с EVO еще не состоялась. Она ожидает разрешения всех соответствующих органов. В том числе, Антимонопольного комитета. Но Rozetka не занимает монопольное положение. Комитет активно принимает участие в торговой жизни. Торговая платформа ежеквартально получат запросы с просьбами прояснить детали.

«Конечно, формулировка – “Просимо”, а не “Вимагаємо”, но в конечном итоге “ненадання” этих данных может быть источником дополнительных проблем. Поэтому мы регулярно общаемся, удовлетворяем запросы. Пока ни один антимонопольный процесс не принес негативных последствий», – резюмировал Чечеткин.

Что получится в результате такого союза и как это повлияет на рынок – будет видно через некоторое время.

Читайте также

Что (не)так с Black Friday. Откуда пошла традиция и почему не стоит бояться больших скидок

Открыть бизнес за границей. Как получить средства на новое дело в ЕС

Как купить USDT через обменник. Подробная инструкция

TemplateMonster — 20 лет. История компании от маленькой вебстудии до маркетплейса из 175 000 продуктов

Международная IT-компания Astound Commerce набирает людей в команду. Кого именно ищут и почему вы захотите там работать

Сохранение позиций на рынке, йога онлайн, покупка Starlink. Как Govitall работает во время войны

Еще один «Дон Кихот». Как беларус создал приложение для высмеивания путинской пропаганды и почему это вызывает дежавю

Новые услуги и поддержка Украины. Как в FAVBET адаптировали работу и продукт военные реалии

30 докладов об IT и сбор средств на ВСУ. Что будет на международной IТ-конференции NIX MultiConf

Калиновый венок и символы войны. Morphy.vision создала AR-фильтр в рамках open call от Banda и Brave.ua