Общество

Forbes возвращается в Украину. Нужен ли он рынку и получится ли повторить успех?

Виктория Золотова 7 июня 2019, 17:37

Американский Forbes — одно из самых крупных и богатых медиа мира. С 2011 года франшиза действовала на украинском медиарынке, но в 2017 закрылась. Как сообщает AIN.UA со ссылкой на свои источники, в этом году Forbes планирует вернуться в Украину. По информации theБабель, главным редактором станет бывший исполнительный директор «Громадське» Екатерина Горчинская.

Чем был крут прошлый Forbes, и нужно ли международное бизнес-медиа украинскому медиарынку сейчас? Об этом мы спросили у бывших сотрудников «Forbes Украина».

Первый раз Forbes запускался в Украине в далеком 2011 году, когда социальные сети не были так сильно развиты. Обновленному проекту нужно будет искать другие модели монетизации — не те, которые работали 7-8 лет назад.

После покупки UMH Сергеем Курченко в конце 2013 года украинский Forbes перестал быть журналистикой. Его менеджеры прямо говорили редакторам, которые работали в проекте с самого начала, что будут выпускать только выгодные «акционеру и его партнерам» материалы. Новому коллективу предстоит непростая задача — доказать, что обновленный Forbes соответствует стандартам качества, которые были в проекте до Курченко.

Если главным редактором действительно будет Горчинская, то с проектом все будет круто.

Я не могу оценивать, насколько хорош был прошлый Forbes — это должен делать читатель, а не член команды. Но мы поддерживали и поддерживаем отношения с издателями Forbes в некоторых соседних странах. Знаю, что они очень хорошо его оценивали.

Когда наша команда работала над журналом, мы старались подражать американскому и отчасти российскому Forbes в стиле, подходе к темам и форме: рассказывать истории, исследовать рынки. Поэтому он нравился той аудитории, которая ожидала именно этого.

Стандарты Forbes однозначно идут на пользу качеству контента, но ограничивают в гибкости для создания спецпроектов и монетизации. Любую инициативу, новую рубрику или спецпроект необходимо согласовывать с лицензиатом — это усложняет работу редакции.

Украинскому медиарынку сейчас однозначно нужно международное бизнес-медиа. Необходимо повышать планку, и нам нужны коллеги, которые будут нам в этом помогать.

Forbes будет конкурировать за рекламные бюджеты в первую очередь с глянцем. Рекламу в Forbes покупают международные люксовые бренды — от часов до автомобилей. У них небольшие бюджеты на Украину, и их приоритетом станет размещение в Forbes.

Прошлый украинский Forbes был ежемесячным изданием. Журналисты не занимались новостями в ежедневном режиме — каждый работал над своей длинной историей в течение месяца. В этом и было отличие от работы в онлайн-издании, когда нужно за несколько часов собрать комментарии и выпустить новость. Чтобы написать интересную и объективную историю или расследование, нужно время. Нужно собрать факты, найти и убедить дать интервью людей, причастных к теме, проанализировать всю собранную информацию и собрать ее в небанальную историю. Контент Forbes был крут, потому что мы брались за самые неподъемные темы и бизнес-истории.

У нас было около 15 корреспондентов, 8 редакторов и 5 сотрудников арт-службы, которые занимались дизайном и версткой. Все сотрудники занимали принципиальную позицию в отношении качества материалов — будь то текст, фотография или инфографика.

Главный стандарт у Forbes, выпускаемого по франшизе — это плюрализм мнений. Если мы пишем статью о бизнесмене, ее нельзя писать на основании только интервью с ним. Нужно поговорить с его конкурентами, топ-менеджерами, друзьями, врагами — и только потом приступать к написанию статьи.

На каждое предложение в статье должно быть подтверждение либо из данных финансовой отчётности, либо цитаты конкретных людей.

В отношении новостей и неоднозначных источников действовало правило «трех анонимных источников»: нужно было найти трех, не связанных друг с другом людей, которые скажут одно и то же. Если их нет, то такую информацию нельзя публиковать. Эти стандарты идут на пользу всем, кто им следует, и дело не во франшизе.

Я не считаю, что кому-то из украинских бизнес-медиа стоит опасаться возвращения Forbes в Украину. Скорее стоит радоваться. Появление нового сильного конкурента (если таковым станет новый Forbes) может повысить требования к качеству журналистской работы.

Бизнес в Украине есть, поэтому качественное бизнес-издание пойдет на пользу и бизнесу, и медиарынку. Сможет ли оно стать прибыльным в условиях украинского медиарынка — это уже риск издателя, который решился на повторный запуск журнала. Но бизнес он потому и бизнес, что на этапе запуска нет никаких гарантий.

Главная особенность контента Forbes — это время, которое было у журналиста на подготовку материала. Ты готовишь большую историю бизнесмена или компании минимум месяц, а то и 2-3 месяца. У меня были герои, которых я уговаривала дать интервью года два.

Фичер Forbes — это такой короткий non-fiction с элементами репортажа. С одной стороны это были «истории успеха», но при этом журналист проводил большую исследовательскую работу: изучал инвентаризацию активов, реестры, собирал все финансовые результаты и долги, чтобы определить, что же стало источником богатства. Эта информация очень помогала при подсчете состояния в рейтинге богатейших людей Forbes. Он отличался тем, что учитывал долги.

Крутость Forbes была в том, что в каждом из материалов мы старались ответить на вопрос «Почему предприниматель действовал так или иначе?», а не спрашивали «А правда ли, что вы купили завод или пароход?». У каждого бизнесмена есть мотивация и своя бизнес-логика, когда он что-то создает.

Мы старались избегать банальных историй из серии «Покупал дешево, продавал дорого» или «Оказался в нужное время в нужном месте». Когда ты готовил материал, тебе приходилось разбираться не только в том, как функционирует бизнес героя, но и в ситуации на рынке, в экономике. Нужно было узнать, как обстоят дела в его сфере сейчас и как все выглядело, когда он только начинал. Автор знал, что его будут читать предприниматели, а значит контент должен быть не только правдивым, но и полезным. Думаю, что столько времени на подготовку материала сейчас нет ни у одного издания в Украине, потому что производство такого контента стоило дорого.

Главным стандартом был факт, что мы никогда не показывали героям или компаниям тексты перед выходом — согласовывали только факты, цифры или цитаты. Между редакцией и рекламным отделом была «большая китайская стена»: никто не мог повлиять ни на рейтинги, ни на статьи.

Также у нас был фактчекер, который проверял даты, цифры, имена и факты. Сейчас такого нет ни в одном украинском СМИ.

Успех нового украинского Forbes будет зависеть от его команды. В 2011 году Владимир Федорин собрал цвет деловой журналистики Украины. Нам всем пришлось учиться форматам, стандартам и глубоко погружаться в бизнес. Помню, как инвестаналитики вначале были шокированы, что им звонили журналисты и просили объяснить методику оценки активов. Сейчас деловая журналистика стагнирует. Осталось не так много коллег, которые пишут о бизнесе.

Последние пару лет некоторые бизнес-издания пытаются писать крупные формы и фичеры, но если присмотреться, то найдешь там человека из Forbes.

Новый Forbes будет конкурировать больше с YouTube-каналами о бизнесе, чем с другими СМИ. Когда украинский Forbes закрыли, его нишу заняли большие видеоинтервью с предпринимателями. Также журнал будет бороться за аудиторию с изданиями, которые открыли мои коллеги из первого состава Forbes. Думаю, что опасаться нужно не редакциям, а рекламным отделам, потому что в Forbes перетекают рекламные бюджеты из других медиа.

Я не считаю, что на украинском медиарынке достаточно деловых и бизнес-медиа. Их как раз не хватает. Сказать, сможет ли Forbes снова стать прибыльным, сложно. Мы не можем оценивать финансовую модель, потому что бюджеты из медиа забрали Google, YouTube и Facebook. Думаю, теперь заберет и Forbes (особенно у печатных изданий).

Украинский Forbes до ноября 2013 года, когда его купил Сергей Курченко, был крут командой. Тогдашний главред журнала Владимир Федорин и его замы выдвигали очень высокие требования к журналистам. Слова «невозможно» не существовало ни в журнале, ни на сайте.

Нас очень драйвило работать в таком большом бренде, как Forbes.

Представьте: вы можете сдать текст в 4 утра, а в 10 быть уже на работе. Это была очень хорошая школа. Я помню, как у нас получилось в 3 часа ночи достать закрытые документы по делу убийства Щербаня, в котором обвиняли Тимошенко.

Когда все 13 журналистов и редакторов приняли решение уйти из-за цензуры — это тоже был показатель того, насколько там была крутая и принципиальная команда.

Forbes безусловно нужен украинскому рынку. Поэтому я рада, что журнал может вернуться в Украину. Статусное издание — это хороший драйвер медиарынка. Это отличная возможность писать качественные фичеры для журналистов и качественный контент для читателей, потому что крутых медиа о бизнесе у нас не так много.

Я думаю, что возвращение этого издания в Украину оживит рынок, заставит конкурентов подтянуться, искать новые форматы. Опасаться конкуренции не стоит — читателей и аудитории хватит на всех.

Читайте также

Что (не)так с Black Friday. Откуда пошла традиция и почему не стоит бояться больших скидок

Открыть бизнес за границей. Как получить средства на новое дело в ЕС

Как купить USDT через обменник. Подробная инструкция

TemplateMonster — 20 лет. История компании от маленькой вебстудии до маркетплейса из 175 000 продуктов

Международная IT-компания Astound Commerce набирает людей в команду. Кого именно ищут и почему вы захотите там работать

Сохранение позиций на рынке, йога онлайн, покупка Starlink. Как Govitall работает во время войны

Еще один «Дон Кихот». Как беларус создал приложение для высмеивания путинской пропаганды и почему это вызывает дежавю

Новые услуги и поддержка Украины. Как в FAVBET адаптировали работу и продукт военные реалии

30 докладов об IT и сбор средств на ВСУ. Что будет на международной IТ-конференции NIX MultiConf

Калиновый венок и символы войны. Morphy.vision создала AR-фильтр в рамках open call от Banda и Brave.ua