БИЗНЕС

Хочу паспорт как у Дурова. Как Анатолий Летаев создал бизнес по продаже гражданств

Виктория Золотова 6 августа 2019, 16:19

Когда слышишь выражение «купить паспорт», то сразу думаешь о теневой схеме, по которой аферисты печатают поддельные документы. Это не совсем правда. Тренд «быть гражданином мира» стал таким популярным, что страны и сами решили: «А почему бы не продавать паспорта в обмен на инвестиции?».
Получать такие паспорта украинцам помогает компания Migronis. Ее основатель Анатолий Летаев и сам считает себя «неокочевником»: сейчас он готовится к переезду в четвертую свою страну и считает, что не быть привязанным к одной территории — абсолютно естественная практика. Иметь гражданство только одной страны, по мнению Летаева, — ограничение свободы человека.
В интервью Vector Анатолий Летаев рассказывает, как он пришел к мысли, что гражданство — это просто товар, а также объясняет, куда движется этот глобальный тренд и почему за ним важно следить.

Анатолий Летаев. Фото здесь и далее: Виктория Золотова

Инвестиционное гражданство — это новая волна

Сейчас в мире есть более 25 разных программ, по которым можно купить паспорт или вид на жительство. В них клиент выбирает среди нескольких опций: можно инвестировать деньги в недвижимость, ценные бумаги, бизнес или просто подарить их государству.
Программы стартуют от $150 000 — такие расценки на паспорта устанавливают островные страны. Самое дорогое гражданство — у Кипра. За статус гражданина в этой стране инвестору нужно вложить более $2 млн.

«Крепостное право», с которого начался поиск решения

7 лет назад я получил свой первый вид на жительство в Европе, на это меня подтолкнул неприятный опыт. В 2011 году я работал адвокатом в Украине: во времена Януковича у меня был ряд кейсов, в которых государство просто отжимало бизнес у моих клиентов. Мне приходилось учить сотрудников предприятий, как вести себя при обыске и подготовиться к незаконным действиям власти.
Почему человек должен защищаться от незаконных действий своей страны? Сложно представить, чтобы адвокаты учили бизнесменов защищаться от правоохранительных органов где-нибудь в США или Великобритании. За годы своей карьеры в адвокатуре я успел насмотреться, как свидетелей забирали в наручниках. Правоохранители просто арестовывали людей без каких-либо оснований.
Позже нам в компании стало ясно, что наших усилий недостаточно, эффективных решений защищать бизнес клиентов просто не было. Я понял, что не бороться с этим вечно и сменил сферу деятельности: начал помогать людям получать гражданство и вид на жительство, а позднее и сам переехал из Украины.
Когда я получал свой первый ВНЖ, инвестиционных программ еще не было, и я оформлял статус через открытие бизнеса в Европе. Позже ко мне с такой же болью начали обращаться мои друзья. Я помог им оформить документы, а уже через некоторое время основал собственную компанию. Сейчас Migronis — одна из самых больших компаний в СНГ, которая помогает с гражданствами и ВНЖ за инвестиции.
Каждый раз, когда я собирался выехать из Украины, приходилось доказывать визовым офицерам, что для пересечения границы я подхожу по всем параметрам.

Вся эта бумажная волокита с визами напоминала мне героев шевченковских романов во времена крепостного права, когда подневольным нужно было просить разрешения у феодала, чтобы покинуть его владения.

Я переехал в Америку, где прожил более трех лет. Выбирая страну, я всегда опираюсь на личные и бизнес-критерии. Мне важно, чтобы там было хорошее образование для детей, климат, инфраструктура для занятий спортом и активного отдыха, крупный аэропорт, качественные продукты и английский язык. С точки зрения бизнеса я обращаю внимание на систему налогообложения, качество обслуживания в банках и отсутствие валютных ограничений.
США — отличная страна для жизни, но ее налоговая система не очень удобная, если основной доход получаешь за ее пределами. Поэтому через три года жизни в Майами я решил переехать. Сейчас я живу в городе Флорианополис в Бразилии. Тут украинец может находится без визы 3 месяца, затем можно продлить пребывание, получив инвестиционный или студенческий статус.
Когда я переезжал, то не переживал о юридическом статусе — планировал разобраться на месте. Я думал остаться жить в Бразилии, но в этой стране тоже нашлись недостатки. Главный минус, который нельзя прощупать на расстоянии — несерьезное отношение местного населения. Они не умеют говорить «нет», поэтому часто переносят то, что обещают сделать. После Америки, где все работает, как часы, это меня расстроило. К тому же, в городе, где я живу, нет большого аэропорта — летать нужно через Сан-Паулу или Рио.
Дальше у меня по плану — переезд в Португалию в начале 2020 года. Там я собираюсь воспользоваться инвестиционным ВНЖ: куплю недвижимость и получу Golden Visa. Через 5 лет этот статус даст мне европейское гражданство.
Лиссабон — безопасный большой мегаполис на берегу океана, он идеально подходит для спорта. Здесь можно найти и старый город, и виллы и новые современные районы, и англоязычные школы. Большой плюс Португалии — налоговые каникулы на 10 лет для иностранцев, которые получают Golden Visa.

Паспорт только одной страны — это инструмент, который ограничивает свободу человека. А свобода — это базовая потребность. Люди начинают мыслить глобально и все чаще называют себя «неокочевниками» — теми, кто свободно выбирает на карте мира место для жизни и не ограничивает себя территорией одной страны.

Выбрать страну не так уж легко

Покупка паспорта — абсолютно легальная процедура. Паспорта становятся товаром. Именно «товаром», потому что государства сами сформировали рынок. В Migronis мы помогаем людям получить гражданство или вид на жительство в странах мира в обмен на инвестиции. Мы консультируем, помогаем купить недвижимость и оформляем документы.
Когда к нам обращается клиент, мы проверяем по базам, привлекали ли его к уголовной ответственности и изучаем информацию о происхождении денег. Если к нам попадёт коррупционный чиновник — мы не станем ему помогать, государство тоже не выдаст ему паспорт или ВНЖ. Для их получения недостаточно просто иметь деньги — заявитель должен иметь чистую репутацию и легальный доход.

Всем клиентам мы открыто рассказываем о плюсах и минусах каждой из стран. Например, в Европе сейчас эффективно работают три программы по получению ВНЖ через покупку недвижимости: в Греции, Испании и Португалии.

Изначально клиенты обращают внимание только на размер вложений. В Испании минимальная инвестиция в недвижимость составляет 500 000 евро, в Португалии — 350 000 евро, в Греции — 250 000 евро. Но есть и другие важные факторы. Например, если клиент захочет получить гражданство вместо ВНЖ, для этого ему нужно будет прожить в Греции 7 лет и выучить греческий язык. А если он продаст свою недвижимость в Греции — пропадет его ВНЖ.
Для гражданства в Испании нужно отказаться от первого гражданства. Испанский паспорт можно получить через 10 лет проживания в этой стране. Важно знать, что там нужно платить высокие налоги на доход, который получаешь по всему миру. В Португалии паспорт дадут через 5 лет проживания в стране и при условии владения языком на базовом уровне. В отличие от Испании, здесь можно получить налоговые каникулы на 10 лет. Недвижимость можно продать через 5 лет и сохранить статус гражданина.
Чтобы оформить все документы клиента, наши юристы в самой стране делают часть работы, связанную с покупкой недвижимости, а юристы в Украине помогают собрать и подать пакет документов. Клиент только выбирает объект и перечисляет деньги.

Государства редко отказывают потенциальному инвестору — они заинтересованы в инвестициях. Весь процесс от поиска жилья до получения статуса занимает примерно 5-6 месяцев.

Зачем люди покупают гражданство

Когда клиенты интересуются карибским гражданством, многие спрашивают: «Да кто туда захочет переехать?» Это острова с населением около 100 000 человек, некоторые из них можно объехать на велосипеде за час. Там нет нормальных школ, а в некоторых местах процветает белый расизм. Тогда зачем же такой паспорт? На самом деле люди не переезжают на Карибы: человек, который жил в Киеве и привык к комфорту, не сможет там жить. Карибское гражданство — инструмент, который позволяет находится в Шенгене и Великобритании без визы.
Для Украины проблема виз менее актуальна, поэтому в большинстве случаев инвестиционное гражданство играет роль запасного аэродрома. В основном украинцы покупают паспорта, чтобы застраховаться на случай неприятностей на родине. Паспорт иностранца дает возможность в любой момент покинуть страну и сразу же иметь нужный статус на руках. Многие наши клиенты продолжают жить в Украине после оформления инвестиционного гражданства или вида на жительство, но хотят иметь такую страховку.

Защитить от неприятностей можно не только себя и свою семью, но и свой капитал. Купить недвижимость в Европе — один из способов сохранить актив. В отличие от покупки золота и хранения в банковских ячейках, за инвестиции в страну клиент бонусом получает гражданство.

Кроме этого, есть шанс не просто сохранить деньги, а и приумножить их. Так, согласно отчету рейтингового агентства Standard & Poor, Португалия занимает вторую строчку по росту цен на недвижимость в ЕС после Ирландии. Прогнозируемый ежегодный прирост стоимости должен составить от 5% до 8% в год до 2022 года.
Также инвестиционное гражданство помогает оптимизировать налоги: можно выбирать ту страну, где они меньше. Это не уклонение, а абсолютно законная процедура.

Кто готов платить большие суммы за иностранный паспорт

Амбассадор инвестиционного гражданства в странах СНГ — Павел Дуров. Он получил паспорт в карибской стране Сент-Китс и Невис за инвестиции ещё 4 года назад и запустил тренд. Теперь клиенты приходят в Migronis с запросом: «Хочу паспорт, как у Дурова».

Потратить миллион долларов на гражданство могут не все. Сейчас аудитория инвестиционного гражданства — бизнесмены и топ-менеджеры с капиталом от $5 млн до $30 млн. Для них потратить $300 000 на вид на жительство — не вопрос.

Почему популярность этого рынка будет расти

Инвестиционные гражданства — это новый рынок, который существует с 2013 года. Сегодня оценка этого маркета — примерно $2 млрд.

Эта сфера быстро растет, и этому есть несколько причин. Во-первых, миллионеры молодеют, для них важно иметь возможность свободно передвигаться по миру. Во-вторых, быстро развивается онлайн-бизнес, поэтому предприниматели ведут свои дела удаленно. Бизнес больше не привязывает к месту жительства.

Тенденция настолько набирает обороты, что страны начали конкурировать между собой. Государства заманивают инвесторов разными привлекательными возможностями: за инвестиции предлагают иностранцу гражданство на всех членов его семьи, а в некоторых странах ребёнок инвестора может получить гражданство аж до 30 лет — в этом возрасте страна все ещё рассматривает его как ребёнка.
Конкуренция естественна, ведь некоторые карибские страны благодаря инвестиционному гражданству генерируют больше четверти ВВП. Даже Мальта, развитая европейская страна, не может отказаться от этой программы, хотя и испытывает давление со стороны ЕС. Для Мальты инвестиционное гражданство — большая доля наполнения бюджета.
Кроме налогов в казну, деньги заходят в страну другими путями. Хороший пример — Кипр. По сути, паспортная программа создала в этой стране рынок элитного жилья. Другой пример — на карибских островах на месте развалин выросли крутые гостиничные комплексы как Kempinski и Hyatt.

Украине также стоило бы запустить свою программу гражданства за инвестиции, ведь благодаря безвизу украинский паспорт имеет хороший рейтинг. Как целевые назначения этих инвестиций можно выбрать образование и науку.

Не стоит бояться обязательств: эти деньги — не кредитные, стране не нужно будет возвращать инвестору вклад. Чтобы вернуть свои деньги, вкладчик имеет право, к примеру, продать свою недвижимость через 5-7 лет, и при этом сохранить паспорт.
Перед оформлением сделки потенциальных инвесторов нужно проверять. Для получения гражданства в любой из стран недостаточно просто иметь деньги, нужно также подтвердить источник происхождения денег: они должны быть заработаны легально. Такую практику можно внедрить и в Украине.
Люди всегда путешествовали и продолжат путешествовать, поэтому спрос на паспорта будет только расти. Представьте себе ситуацию: человек с доходом в 10 млн евро не может попасть на важную встречу в Великобританию, потому что ему отказали в визе. На этой встрече решается вопрос, цена которого — $1 млн. В такой ситуации человеку проще заплатить $200 000, но попасть на встречу. Таких случаев — море, поэтому у этой услуги всегда будут клиенты. Паспорт — это не роскошь, а вполне практичный инструмент для решения задач.

Читайте также

Что (не)так с Black Friday. Откуда пошла традиция и почему не стоит бояться больших скидок

Открыть бизнес за границей. Как получить средства на новое дело в ЕС

Как купить USDT через обменник. Подробная инструкция

TemplateMonster — 20 лет. История компании от маленькой вебстудии до маркетплейса из 175 000 продуктов

Международная IT-компания Astound Commerce набирает людей в команду. Кого именно ищут и почему вы захотите там работать

Сохранение позиций на рынке, йога онлайн, покупка Starlink. Как Govitall работает во время войны

Еще один «Дон Кихот». Как беларус создал приложение для высмеивания путинской пропаганды и почему это вызывает дежавю

Новые услуги и поддержка Украины. Как в FAVBET адаптировали работу и продукт военные реалии

30 докладов об IT и сбор средств на ВСУ. Что будет на международной IТ-конференции NIX MultiConf

Калиновый венок и символы войны. Morphy.vision создала AR-фильтр в рамках open call от Banda и Brave.ua