War against War. Сергей Вовк и Ирина Никончук о том, как работает информационная армия Украины
Любую статью можно сохранить в закладки на сайте, чтобы прочесть ее позже.
Режим чтения увеличивает текст, убирает всё лишнее со страницы и даёт возможность сосредоточиться на материале. Здесь вы можете отключить его в любой момент.
Закрыть небо, предоставить систему ПВО, полное эмбарго энергетических ресурсов России, больше оружия и заставить Россию остановить войну — политическая плоскость решений. Но прежде чем принимать эти решения, западные политики смотрят на настроения своего общества. И с ними как раз и работают наши информационные войска, чтобы преступления Путина увидели во всем мире.
Сергей Вовк, соучредитель КАМА, и Ирина Никончук, шоуранер 1+1 Production, создали информационные войска Украины — War Against War. Через неделю их официально поддержал Минкульт, и они стали одной большой командой. Еще через неделю о них написали в The Rolling Stones, а недавно в Adweek. Рассказываем, как устроена информационная армия Украины, где берут информацию и какие месседжи используют. Ну и что будем делать в Чернобаевке после победы.
Где вы были во время российского полномасштабного вторжения
Сергей Вовк: За неделю до событий, между нашими кинопроектами, поехали в Азию, чтобы немного отдохнуть, потому что все последующие полтора года были расписаны. Неделю восстанавливались и приходили в себя после джетлага. А 24-го утром, раньше, чем даже все в Украине, узнали о начале войны россии с Украиной.
О названии
Ирина Никончук: Мы позиционируем себя не как креативная армия, потому что у нас вся армия креативная, даже женщина, которая бросает банки с балкона во вражеские дроны. Мы ₩AW (War Against War) или войска на страже информационного фронта. А наши первоклассные режиссеры монтажа — это и есть наши снайперы.
О команде
Сергей Вовк: В нашей команде около 200 человек — это огромная группа людей из разных сфер. Есть люди, которые в мирное время работают в рекламных агентствах, кино и телевидении. Одним из полков, всем штатом присоединившихся к нам, стало креативное агентство I am IDEA. С другими креативными группами пока не сотрудничали, потому что сейчас у самих хватает ресурса. Уже месяц работаем на сугубо волонтерской основе, но сейчас активно ищем международную поддержку и гранты.
Ирина Никончук: Все началось во второй день войны: в команде было всего 8 человек, с ними мы только закончили последний проект. За первую неделю команда выросла до 150 человек. Одной из ключевых задач было выстроить процессы. Мы решили их строить по принципу телевизионных ньюзрумов. У нас есть целые юниты, и уже налажена четкая координация между ними:
- юнит дикторов;
- юнит переводчиков;
- юнит корректоров, которые вычитывают на разных языках, включая украинский, английский, польский, русский, немецкий и т.д.;
- огромный юнит рессорчеров, ищущих информацию и видео;
- отдел журналистов-международников, отчитывающих наши ролики, касающиеся месседжей на Запад и другие;
- огромный юнит режиссеров монтажа;
- юнит постпродакшна (звукорежиссеры, саунд-дизаунеры);
- редакция — авторский юнит со сценаристами и журналистами.
Редакция каждый день проводит совещания и решает, что у нас в повестке дня: мы раздаем задачи авторам, сценаристам, журналистам. Дальше они идут в работу других юнитов, и мы получаем продукт, идущий на дистрибуцию.
Почему появилась информационная армия
Ирина Никончук: Находясь в безопасности, мы хотели максимально помочь людям и стране. Мы увидели запрос на информацию среди наших друзей в Украине и за границей. Они не понимали, что происходит. Поэтому мы решили, что мы должны создать команду, которая будет доносить правдивую информацию на Запад о преступлениях путина — это и будет нашей миссией. В качестве формы выбрали видео — самый легкий в потреблении продукт.
Проблемы и вызовы
Ирина Никончук: Большая часть нашей команды все еще находится в Украине и работает по бомбоубежищам. Некоторые просто вышли из дома где-то переночевать, взяв с собой только паспорт, телефон и кредитные карты, а домой больше не возвращались. Сейчас мы стараемся искать пути, как мы можем еще больше поддержать людей, работающих с нами. Обеспечить им безопасность, хорошие условия и помочь с релокацией.
Это дело помогает нам самим это пережить. Мы не в позиции наблюдателя, мы в позиции того, кто защищает Украину.
Наша работа длится в среднем 15 часов в день. Наша руководительница постпродакшна Оля Шевченко говорит, что она не успевает поесть и сходить выгулять собаку, у нее постоянно идет работа, и это тоже спасает людей.
Зачастую члены команды могут не выходить на связь. Особенно тяжело, когда с ними связаны какие-либо ключевые процессы. Это становится проблемой, но мы все подхватываем и находим выход.
Как выбирают месседжи и темы
Сергей Вовк: Информпродюсеры мониторят все локальные и глобальные новости, потом мы каждый день их обсуждаем в редакции, из них формируем повестку дня и недельный план с продвигаемыми месседжами. Мы смотрим, что говорит президент, и поддерживаем его месседжи. Но по опыту нам уже несколько раз удалось опередить глобальную адженду и поднять вопросы, о которых все начали говорить позже. Это сила нашей команды и множество талантов, которые мы собрали.
Ирина Никончук: Мы мониторим информационное пространство просто 24/7. У нас в команде Юля Гребеневская, которая серьезно отслеживает повестку дня по отношению к Украине в международном контексте и часто задает тренд на западные месседжи. Также мы отслеживаем все, что происходит в Украине. Далее выбираем актуальные/кризисные ситуации, как сейчас с Мариуполем и работаем в этом направлении. Мы координируемся с Минкультом, 1+1 и Офисом Президента. Они тоже дают нам видение и тезисы, и мы взаимно поддерживаем инициативы друг друга.
Как измеряют эффективность
Ирина Никончук: Поскольку мы существуем 25 дней, то измеряем свою эффективность по ключевым направлениям, которые у нас сейчас есть в работе. Например, когда мы говорим о западном направлении: это преступления путина, продвижение важных месседжей для евроинтеграции Украины и то, насколько рушится культурный фонд в Украине. Также мы измеряем это охватами, распространением и публикациями в западных СМИ. Недавно о нас писал The Rolling Stones.
По поводу Украины, здесь все просто. Обычно для Украины мы делаем хорошие видео, которые вдохновляют и ободряют.
Измеряем эффективность охвата видео в соцсетях и количеством, которые взяли большие медиа. Ну и, конечно, классными комментариями к нашим видео вроде: «Спасибо, вы нас ободрили».
Сергей Вовк: Когда ГСЧС и Зеленский распространяют твое видео, ты понимаешь, что все правильно делаешь и выполнил свою задачу. Когда Слава Балбек выкладывает наше видео и собирает более 1,6 млн просмотров — понимаем, что все правильно делаем. Ну и еще мы проверяем тренды Google. Те темы, о которых мы говорим, всегда становятся «горячими».
О враге
Ирина Никончук: Мы наблюдаем и изучаем, как работает пропагандистская машина в России, у нас есть общий проект с 1+1 медиа Russian fakes, где мы развенчиваем все их фейки. E них пропагандой занимаются огромные российские каналы с миллионными аудиториями.
Сергей Вовк: Их пропагандистская армия работает лучше, чем армия России, потому что ВСУ им дает прикурить. Но, действительно, мы смотрим на то, что они делают и боремся с их бредом, который они транслируют на свет. Мы доносим здравый смысл, в противоположность тому, что они разносят в своих ебучих медиа.
Самые успешные месседжи
Ирина Никончук: Самый успешный креатив в западной части мира — это преступления Путина (Putin’s Crime in Ukraine). В Украине самые популярные “Хорошие новости”. И сейчас вообще повестка дня делать видео, которые своей стилистикой и музыкальным рядом успокаивают людей, подбадривают и дают веру и надежду не сдаваться. Так же как и мы в команде не сдаемся каждый день, хотим, чтобы каждый из украинцев тоже не сдавался, боролся до конца, до победы.
Сергей Вовк: Наша задача — чтобы мы не стали еще одной Сирией, Чечней, Ираком, Афганистаном и чтобы мы не ушли с первых столбцов и новостных лент всех международных СМИ. Мы без остановки «колбасим» контент, чтобы они видели, что у нас происходит. У нас есть ключевые точки, о которых мы рассказываем: Мариуполь, Чернигов и другие, мы работаем, чтобы показать, какой ужас происходит, что это геноцид украинского народа.
О таргете контента
Ирина Никончук: В основном мы выпускаем украинский и английский языки. Также у нас есть видео на польском, немецком, французском, хинди, китайском и арабском языках.
Как креативить в условиях войны
Сергей Вовк: Для нас это вообще не проблема. Да, есть какие-то условия комфорта, доступности интернета и электричества — это единственная проблемная история. А так я говорил это уже нашим 10 000 выпускникам КАМА: украинская нация действительно самая креативная, и сейчас мы на этом фронте не защищаемся, а даже атакуем и колбасим без остановки. Наша команда проявляет дикий талант даже при таких обстоятельствах, и получается ярче, чем могло быть в мирное время. Ибо сейчас провод оголен, все искрят идеями очень сильно.
Ирина Никончук: Я как шеф-редактор, который вычитывает все сценарии и вносит правки, не вижу этого креативного ступора, который есть даже в мирное время. Когда что-то не идет и думаешь, что нужно музу найти и отдохнуть. Сейчас авторы пишут очень быстро, быстро генерируют идеи, как и режиссеры монтажа, которые тоже одни из ключевых авторов. То есть проблемы тревожности или невозможности сейчас креативить нет. Мы с ней не сталкиваемся вообще.
У нас есть сила креативить, потому что мы знаем, что мы делаем. Мы защищаем свою страну и боремся на своем фронте — это ключевой стимул и мотив оставаться креативным.
Сергей Вовк: Даже поделимся инсайдерской информацией. У нас есть регулярная рубрика в Instagram — отсчет дней войны. И мы не можем делать ее наперед, потому что надеемся, что каждый день — это последний день войны, и наша победа близка. Именно с таким мотивом вся наша команда работает.
Что может сделать каждый креативщик, чтобы быть полезным в этой войне
Ирина Никончук:
- Обеспечить безопасность себе и своим близким, потому что креативщики — это те люди, которые будут в первую очередь восстанавливать наше государство в разных сферах.
- Шерить наши видео. Каждый, кто поделился ими, автоматически становится воином информационных войск.
- Всегда готовы принимать новых людей в команду. У нас всегда есть необходимость в крутых режиссерах монтажа. Потому велкам.
О возможном проведении «Каннских львов-2023» в Чернобаевке
Сергей Вовк: Нам кажется, что Украина станет не просто центром Европы, и это наша задача — вынести нас на передовую во всех смыслах. Мы надеемся, что после этого прецедента с атакой на Украину, с нашей победой, мы сможем диктовать условия нового мироустройства и рассказывать людям с учетом нашей success story, что должно быть дальше. «Каннские львы», «Каннский кинофестиваль», «Оскар» — вотевер ю нейм ит — будет дальше в Украине. И это будет для них честью, что мы их будем принимать. Да, мы настроены, и так я, думаю, настроен каждый украинец. Потому что украинцы сейчас — это самая крутая нация, и это знают все люди в мире. И россияне кусают локти, понимая, что не на тех нарвались. Слава Украине!
₩AW-Team:
(только часть)
Авторы
- Евгения Бабенко;
- Наталья Заволокина;
- Степан Гребенко;
- Павел Остриков;
- Михаил Рудь;
- Михаил Гусаров;
- Никита Глущенко;
- Алина Блажкевич;
- Роман Блажкевич;
- Василий Байдак;
- Алексей Сиволап.
Переводчики
- Валерия Балаушко;
- Денис Ткачевский;
- Тарас Малкович;
- Надежда Зима;
- Романия Волощук.
Иллюстраторы
- Шевченко Мирослава;
- Иоанна Гавеля;
- Алина Костикова;
- Александра Балицкая.
Ресерчеры
- Катя Давидюк;
- Наталья Станько;
- Юлиан Новак.
Режиссеры-монтажа
- Степан Гребенко;
- Александр Черный;
- Макс Водопьянов;
- Алексей Криванич;
- Валерий Козлитин.
Дикторы
- Марьяна Головко — певица, солистка формации NOVA OPERA, бренд-войс UA: Первый;
- Данило Хомутовский — диктор, соучредитель радио «Аристократы».
Звукорежиссер
- Андрей Барба
Дистрибуция/PR/SMM
- Анжела Сокол.
- Романа Батрак;
Юридический департамент
- Денис Яхно;
- Дмитрий Вечер.
Подписывайтесь, и будьте в курсе самого важного