Режим чтения увеличивает текст, убирает всё лишнее со страницы и даёт возможность сосредоточиться на материале. Здесь вы можете отключить его в любой момент.
Режим чтения
Режим чтения увеличивает текст, убирает всё лишнее со страницы и даёт возможность сосредоточиться на материале. Здесь вы можете отключить его в любой момент.
Завершить
Питер Тиль — не самый богатый технологический магнат, но, вероятно, самый влиятельный. Его первая компания PayPal стала пионером платежных систем. Дальше был Palantir, который помог выследить Усаму Бен-Ладена. Кроме того, Питер Тиль инвестировал в Facebook, Airbnb, Stripe, Yammer, Spotify, SpaceX.
Недавно журналист Макс Чафкин опубликовал биографическую книгу о Питере Тиле — «Противник» (The Contrarian). Издание The Economist написало о нем материал. Мы выбрали главное.
В чем выражена «противоположность» Тиля
Взгляды и действия Питера Тиля часто противоречат друг другу. К примеру, Питер стал первым внешним инвестором Facebook. В 2004 году он вложил $500 000, в 2012 году продал часть своих акции за $1 млрд, а в 2016–2017 — еще одну за $129 млн.
Тиль до сих пор остается в правлении компании. Это не мешает ему высмеивать и критиковать соцсети.
Чафкин иллюстрировал отношение инвестора упоминанием об одной из встреч Тиля с командой Facebook. На ней Питер заявил, что его поколению обещали колонии на Луне, вместо этого они получили Facebook.
Вот другой пример противоречивости Тиля. Питер — открытый гей и консерватор. В 2016 году он поддержал президентскую кампанию республиканца Дональда Трампа. Попытка наполнить администрацию Трампа помощниками с радикальным мышлением не удалась. Однако идея «Сделаем Америку великой снова» привела к инвестициям в военную сферу, наблюдение и космические технологии. Это помогло удвоить состояние самого Тиля.
При этом Питер продолжает уклоняться от налогов. Он накопил на необлагаемом налогом индивидуальном пенсионном счете более $5 млрд.
Миллиардер активно поддерживает блокчейн-компанию Block.one и вкладывается в криптовалюты. Это не мешает Тилю верить, что биткоин — китайское оружие. Хотя недавно он сам заявил, что недоинвестировал в первую криптовалюту.
Взгляды и последователи
Питер Тиль выступает неким технологическим «нигилистом», чья правая идеология в большинстве своем направлена на увеличение богатства и власти. Чафкин приписывает Тилю особый вид либертарианства, также построенный на противоположности.
С одной стороны, Питер якобы пытается освободить людей от оков государств. К примеру, предлагает создавать собственные валюты. С другой стороны, продает технологии спецслужбам, вкладывает деньги в слежку и космические технологии для защиты от потенциальных врагов.
Также Тиль стремится освободить Кремниевую долину от пацифистов и вернуть ее к военно-промышленным корням времен Холодной войны.
Созданный Тилем круг единомышленников — «Мафия PayPal» — разделяет и поддерживает его идеи. Кроме Питера, ее самый известный представитель — Илон Маск. Тиль укладывался в его компанию SpaceX. Сегодня ее оценивают более чем в $100 млрд долларов. 18 сентября 2021 года она успешно впервые вернула с орбиты полностью гражданский экипаж.
Последователи Питера Тиля также разделяют его одержимость безопасностью. Основанную в 2003 году компанию по анализу данных Palantir активно используют американские вооруженные силы, миграционные службы и многочисленные полицейские управления. Ее CEO — старый друг Тиля Алекс Карп.
Капитализация Palantir (на момент написания статьи) составляет $48 млрд. Сам Карп утверждает, что программное обеспечение Palantir используется для борьбы с террористами и обеспечения безопасности солдат.
Что дальше
Питер Тиль продолжает смешивать бизнес и политику даже после громкого окончания президентства Трампа. В 2021 году он объединился с венчурным фондом Narya Джеймса Вэнса для инвестиций в видеоплатформу Rumbly (популярная среди «правых»). Питер также поддерживает своих друзей в качестве кандидата в Сенат от Республиканской партии. В частности, Венса и соавтора своей книги «От нуля к единице» Блейка Мастерса.
The New Yorker предполагает, что «схождение тилистов» может привести Республиканскую партию к новой «посттрамповской» идеологии. По крайней мере, Питер Тиль делает для этого все возможное. Похоже, новая идеология явно будет иметь антикитайское движение. Тиль критикует использование АИ в КНР для централизованного контроля над экономикой.
«Если AI — это коммунизм, то крипта — либертарианство», — писал Тиль в прошлом году.
Амбиции заставляют Питера Тиля инвестировать в технологии вне Кремниевой долины. Миллиардер вкладывается в сферы, которые многим кажутся угрожающими.
Это не беспокоит инвестора. Palantir назвали в честь «видящих камней» — устройств из любимой книги Питера Тиля «Властелин колец». Палантиры позволяли видеть, что происходит в другом месте сейчас или в прошлом, а также общаться на расстоянии. В книге их чаще всего использовал обладатель империи зла Мордор — Саурон.
Похоже, Тиль не относится к Мордору столь же отрицательно, как большинство поклонников Толкина. Однажды он сказал своему другу: «Лучше пусть меня считают злым, чем некомпетентным».