БИЗНЕС

Три локации и 300 000 грн долга. Как я попытался открыть свой книжный магазин в Киеве

29 июня 2021, 09:10
14 мин чтения
Материал успешно добавлен в закладки Достигнуто максимальное количество закладок
Добавить в закладки

Любую статью можно сохранить в закладки на сайте, чтобы прочесть ее позже.

Дарья Чернина
Дарья Чернина Открываю у предпринимателей сверхспособности, показываю потустороннюю силу компаний.
Три локации и 300 000 грн долга. Как я пытался открыть свой книжный магазин в Киеве
Режим чтения увеличивает текст, убирает всё лишнее со страницы и даёт возможность сосредоточиться на материале. Здесь вы можете отключить его в любой момент.
Режим чтения

Режим чтения увеличивает текст, убирает всё лишнее со страницы и даёт возможность сосредоточиться на материале. Здесь вы можете отключить его в любой момент.

Книгу легко приобрести в обычном супермаркете или онлайн по скидочному купону из Viber. Кого-то от покупки сдерживает стопка непрочитанных книг на полке и в ридере, а кого-то — непрочитанные посты и сообщения.

Остается ли книга главным источником знаний об окружающем мире, или в этом ее заменили сериалы и коучи из соцсетей? Чем сегодня являются офлайновые книжные магазины — дотационными неприбыльными проектами или местом для формирования вовлеченного комьюнити? Можно ли заработать на продаже книг? Разбираемся на примере истории бывшего владельца книжного магазина «Палатка» Олега Шовенко.

Что и как читают люди в XXI веке?

Бумажные книги все еще популярнее электронных. К такому выводу пришли аналитики Statista’s Advertising & Media Outlook. Согласно их опросам, электронные книги пользуются популярностью в Китае, США и Великобритании — в прошлом году 20–25% населения этих стран приобрели книгу в е-формате. В то же время бумажную книгу предпочли 32% людей в Китае, 44,5% — в США, 48,7% — в Великобритании. Чаще всего в 2020 году печатные книги покупали в Германии — 58% населения страны. В Украине статистика по чтению не такая радужная.

Согласно отчету Ukrainian Reading and Publishing Data 2018, в 2018 году только 11% опрошенных читали книги каждый день, а 31% не читал вообще. При этом 58% смотрели телевизор ежедневно.

По данным Украинского института книги, в 2020 году ежедневно читали книги только 8% опрошенных взрослых украинцев, а не читали вообще уже 33%. Среди детей показатель ежедневных читателей — 13%, при этом больше половины опрошенных читают на досуге несколько раз в месяц.

Правда все меньше людей смотрят телевизор ежедневно — свою долю отвоевывают соцсети. 24% каждый день смотрят фильмы, сериалы и другие видеоролики. 80% нечитающих заявили, что у них нет желания или потребности читать книги.

Влияние коронавируса

Даже локдаун не повлиял на количество прочитанных печатных книг за год. Некоторые участники фокус-групп для исследовании Украинского института книги отмечали, что им тяжело читать в ситуации стресса и неопределенности. Финансовые трудности снизили показатели покупки книг, а из-за карантинных ограничений люди намного реже посещали библиотеки, книжные магазины и рынки. Как это сказалось на книжной отрасли?

По информации Книжной палаты Украины, на одного украинца в 2020 году пришлась всего половина свежеизданной книги.

Министр культуры и информационной политики Украины Александр Ткаченко заявил, что в 2020-м тиражи сократились на 32% и закрылось 48 книжных магазинов из 222 существующих.

Несмотря на такое положение дел, у печатных книг и офлайн-магазинов есть своя аудитория. Согласно данным Украинского института книги, украинцы ходят в книжные «на разведку», чтобы неспешно выбрать и полистать понравившиеся книги, а также посоветоваться с консультантом. Находят друг друга покупатели, которые готовы хорошо заплатить за качественное или редкое издание, и продавцы, которые ждут их в букинистических рядах на книжном рынке или небольших атмосферных магазинчиках.

История одного книжного

Одно из таких мест под названием «Палатка» открыл Олег Шовенко в 2018 году. Магазин просуществовал в столице полтора года: сначала в Бехтеревском переулке, затем на улице Гончара и наконец в кафе Urban Space 500. До начала пандемии магазин «не дожил» всего несколько месяцев.

К прошлому Шовенко относится стоически: «Для меня работа с „Палаткой“ была бесценным опытом, но если сейчас кто-то спросит у меня, как открыть свой книжный магазин, я буду их всячески отговаривать».

Олег Шовенко Палатка

Фото: Данил Привет

Сегодня он занимает должность директора издательских проектов Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр». Именно там мы встретились для интервью.

«Не снимайте обувь, пускай вас не смущают ковры на полу. Мы хотели для всех купить тапочки, чтобы каждый чувствовал себя как дома, но по итогу решили, что в обуви все же удобней». Перед нами в дверном проеме стоит молодой человек в белой рубашке, спрятав руки в карманы.
Вокруг него суетятся сотрудники: кто-то пробегает мимо нас, разговаривая по телефону, другая девушка несет в противоположном направлении полную тарелку салата «Оливье».

«Так и живем», — стеснительно комментирует происходящее Шовенко и проводит нас в свой кабинет. С одной стороны комнаты на книжных полках как под линеечку выстроены советские издания томов Жюля Верна, с другой — «Благоволительницы» Джонатана Литтела. Мы начинаем разговор о его опыте в книжной индустрии и выводах, которые он сделал после закрытия бизнеса.

Библиотека Олега Шовенко

Библиотека в кабинете Олега Шовенко. Фото: Данил Привет

Без любви ничего не получится

Олег Шовенко родился в Херсоне, а в Киев переехал, поступив в Киевский национальный экономический университет (КНЭУ). «Все херсонцы обожают свой город, но откровенно говоря, это in the middle of nowhere, поэтому я даже не думал оставаться там. Мои родители всегда занимались бизнесом, и они, конечно же, хотели, чтобы я уверенно шел по их стопам. Я был не против: разве плохо зарабатывать деньги? Так, я поступил на факультет маркетинга», — вспоминает он.

Вскоре Олег решил бросить свой университет: «В одном кабинете мы изучали, как пудрить людям мозги, в другом — сложнейшие интегралы. И никто не понимал, как одно связано с другим. Тогда я подумал: если обещанные деньги нужно зарабатывать таким образом, тогда они мне просто не нужны».

Последующее время он называет «розой ветров»: бросила подруга, началась революция, работы не было. «Единственное, что оставалось, — сидеть в барах с друзьями, скидываясь по 50 грн на два бокала пива. В один из таких вечеров в баре я встретил Олю. Я даже и представить не мог, что именно она изменит мою всю дальнейшую жизнь», — продолжает рассказ Шовенко.

mono_board_city_01
mono_board_city_02
previous arrow
next arrow

Девушка училась на факультете философии в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко. Она предложила новому знакомому прийти хотя бы на одну пару к ней в университет. Так он попал на лекцию философа и доцента Евгения Пилецкого о понятии греха в христианстве.

Дослушав до конца, Шовенко понял, что обрел любовь, но не к Оле, а к философии. Он решил поступать на философский факультет. Тогда мыслей о создании книжного магазина у него еще не было. Среди его увлечений были музыкальная антропология и журналистика, а в планах — продюсирование групп. Позже к интересам добавился дизайн.

Идея пришла вслед за потребностью. Шовенко понял: чтобы хорошо писать на интересующие его темы, необходимо много читать. Как и многие заядлые читатели, он был частым гостем киевского книжного рынка «Петровка». Олег вспоминает: «Когда начал открывать для себя книжную культуру Запада и Востока, то понял, что в Киеве нет даже половины нужной мне литературы. Мне стало стыдно за книжный рынок. И я принялся это исправлять».

Три миллиона — залог успеха

Первую локацию для магазина Шовенко выбрал случайно. «Однажды я гулял со своей девушкой и наткнулся на место в Бехтеревском переулке, которое тогда сдавалось в аренду. Тихое, отдаленное, но вполне подходящее под тот книжный магазин, который я уже тогда себе представлял».

Он подписал договор об аренде через месяц. Стартовый капитал «Палатки» составлял около 30 000 грн. Часть из них сразу же ушла на аренду, остальное — на закупку книг.

«Я тогда этого не знал, но сейчас скажу каждому, кто бы хотел открыть свой книжный бизнес: чтобы все сработало, нужно запастись деньгами не на месяц, а на семь лет вперед».

Шовенко объясняет: эти деньги покроют фиксированные расходы: аренду помещения, зарплату сотрудников, коммунальные платежи. Он подсчитывает примерную смету.

«Допустим, в среднем ставка продавца в магазине сейчас составляет 600 грн в сутки. Умножаем на 31 день, получается 18 600 грн — только оплата труда. Первая «Палатка» занимала около 70 м² — 13 440 грн аренды, плюс 3000 грн на коммунальные платежи и незапланированные расходы. Выходит, в среднем на ежемесячное содержание небольшого магазина нужно иметь от 35 000 грн. В год — 420 000 грн, на семь лет — 3 млн грн».

Первые деньги Шовенко попросил у отца. Он отмечает, что в Украине, в отличие от Европы, местная власть не поддерживает финансово локальные книжные инициативы. Из-за этого многие подобные «Палатке» книжные магазины не выживают в столице — денег на их содержание элементарно не хватает.

Строил бизнес интуитивно

Шовенко сам выбирал книги и подбирал сотрудников. «Мой вкус в книгах достаточно широк и часто пересекается со вкусами близких мне людей, поэтому я был уверен, что то, что нравится мне, понравится и покупателям», — говорит он.

В «Палатке» можно было найти работы Мишеля Фуко, Ролана Барта, Жиля Делеза. Из художественной — Хантера Томпсона, Эммануэля Треви, Де Сада. И никакого Марселя Пруста — Шовенко его попросту не любит.

mono_board_city_01
mono_board_city_02
previous arrow
next arrow

Сотрудников выбирал по двум критериям: интерес к литературе и, желательно, гуманитарное образование. Но бывало по-разному: однажды девушка, горевшая идеей качественной литературы, уволилась из инвестиционной компании, чтобы работать в «Палатке».

На тестовое открытие магазина пришло свыше 400 человек. Но потом настал новый день, за ним — еще один, а покупателей больше не становилось. Вначале владелец списывал это на то, что книги — не товар ежедневного пользования. Лишь со временем он понял, что причина в неудачном местоположении.

«Магазин располагался вдалеке от пешеходных зон, метро и других точек притяжения людей. Другими словами, туда практически невозможно было зайти случайно, если вы не знали об этом месте заранее», — поясняет Шовенко.

«Никакая качественная литература, тусовки, танцы, пьянки не выручат ваш бизнес, если он располагается в неудобном месте».

О смене локации Шовенко задумался зимой, когда пришлось добираться на работу в 20-градусный мороз. В тот же день он стал искать пространство ближе к центру города. Поэтому переезд на улицу Гончара, 4, где магазин просуществовал, пожалуй, дольше всего, был чистым маркетинговым ходом.

Еще одна проблема книжных магазинов в центре столицы — лендлорды. «Наверное, все собственники помещений в центре Киева уверены, что в их владениях зарабатываются огромные деньги, поэтому ты всегда им что-то должен. Любое изменение, редизайн — все должно обсуждаться до мелочей, — жалуется Шовенко. — Почему я остановился на улице Гончара? За 140 м² запросили 48 000 грн в месяц — это очень выгодно как для центра».

Его расчеты оправдали себя: продажи увеличились в три раза. Самыми востребованными были книги по урбанистике и кинематографу. Позже магазин начал сотрудничество с социальной пекарней Good bread for good people и кофейней Kohana Kava. Благодаря этому сформировалась нужная аудитория и продажи стали стабильнее.

Закат «Палатки»

Дальше все изменилось: Шовенко встретил женщину и влюбился. «Можно ли сказать, что она разрушила мой бизнес? Я бы сказал, что она помогла довести его до финальной точки», — констатирует он.

Поддерживать бизнес становилось все сложнее. В какой-то момент кофейня и пекарня отказались от субаренды и платить полную сумму Шовенко попросту не мог. Тогда владелец «Палатки» задумался о будущем и понял: заработать на стабильную жизнь на этом будет сложно.

«В лучшие дни я получал с продаж в среднем $1000–1500 в месяц, при этом еще работал копирайтером-фрилансером и практически все вкладывал в магазин», — вспоминает Шовенко.

Летом 2019 года менеджерка ресторана Urban Space 500 Светлана Мусий предложила Олегу маленькое пространство за небольшие деньги в их помещении. Он решил, что это perfect match по их целевым аудиториям. И это действительно какое-то время успешно работало после закрытия «Палатки» на Гончара. Но уже тогда Шовенко работал в Мемориальном центре Холокоста «Бабий Яр» и понимал, что ему сложно совмещать оба проекта.

30 января 2020 года — последний день работы «Палатки». «За несколько недель до этого мы устроили большую распродажу очень крутых книг с 50% скидкой. И даже это не помогло продать все. Часть перешла ко мне на полки, другая — сюда, в библиотеку», — Шовенко кивает на полки с книгами.

Библиотека Олега Шовенко

Фото: Данил Привет

Итог

Прошло уже больше года после закрытия магазина, а у бывшего владельца остаются не только воспоминания, но и около 300 000 грн долгов.
«Если бы я открывал магазин сейчас, я бы не заморачивался интеллектуальной и оригинальной литературой. Я бы продавал фэнтези и нон-фикшн — это 80% от книг, которые реально читают в Украине. Тогда, в 2018 году, я этого не знал, вернее, не обращал внимания, что читают люди в транспорте и на улице», — анализирует свой опыт Шовенко.

Сегодня 39% взрослых украинцев предпочитают контент, который можно быстро просмотреть в свободную минуту. Это практически антоним толстых романов и серьезного нон-фикшена. «Погружение» в контент предпочитают всего 13% опрошенных, при этом 41% выбирает в зависимости от ситуации.

«У наших людей просто не развит опыт активного чтения, — считает Шовенко. — Под этим я понимаю способность человека, прочитавшего Гегеля, Канта или того же Тараса Шевченко, свободно их цитировать при случае».

Количество экранного времени растет, и книги переформатируются под гаджеты. В 2018 году 15% опрошенных регулярно читали электронные книги или слушали аудиокниги (31% в течение года), а 65% никогда не пробовали такие форматы. Среди причин отказа от электронных книг почти 30% указали, что им больше нравятся бумажные версии.

В течение 2020 года 67% населения читали печатные книги, 28% — электронные, а 15% – прослушали аудиокниги. Большинство из них прочитало или прослушало от одной до пяти книг за год. При этом печатные книги купило 40% читателей, а почти 70% скачали электронные книги бесплатно.

То есть, электронные книги расширяют книжную индустрию, а не вытесняют печатные. Но не все издательства предлагают электронные версии, да и читателям нужно объяснить, почему за pdf-файл тоже нужно заплатить. Шовенко соглашается, что электронные книги — это бонус, а не враг печатных книг. «Но при этом есть книги, которые всегда должны оставаться в бумажном виде. Например, Тора», — добавляет он.

Олег Шовенко

Фото: Данил Привет

После интервью Олег выпрямил слегка помятую ткань своей рубашки. «Мне кажется, свое первое интервью после открытия „Палатки“ я также давал в этой рубашке, хотя не уверен». Шовенко встал из-за стола и отправился показывать нам комнаты своего нового офиса. «Если не сложилось с книжным, всегда стоит пытаться снова. Только теперь я бы задумался об университете».

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
БИЗНЕС Як отримати кредит та допомогу на нову справу у ЄС
Открыть бизнес за границей. Как получить средства на новое дело в ЕС
Материал успешно добавлен в закладки Достигнуто максимальное количество закладок
19 июня 2022, 10:00 4 мин чтения
БИЗНЕС
Яхты, дома и репутация. Список активов российских олигархов под санкциями, которые изъяли, и тех, что удалось спасти
Материал успешно добавлен в закладки Достигнуто максимальное количество закладок
13 марта 2022, 14:13 9 мин чтения
БИЗНЕС
От идеи до первого миллиона — один год. Как работает Competera — платформа для оптимизации цен
Материал успешно добавлен в закладки Достигнуто максимальное количество закладок
16 февраля 2022, 09:00 16 мин чтения
БИЗНЕС
Все началось с ошейника и $10. Как черниговская Collar «одевает» животных в 78 странах и партнерится с NASA
Материал успешно добавлен в закладки Достигнуто максимальное количество закладок
14 февраля 2022, 10:00 55 мин чтения
Загрузка...