Опыт и мнения

«Показать миру, что украинские стартапы работают». Как основательницы V-Art развивают свой бизнес в эвакуации

06 April 2022, 10:00
7 мин чтения
Добавить в закладки

Любую статью можно сохранить в закладки на сайте, чтобы прочесть ее позже.

Режим чтения увеличивает текст, убирает всё лишнее со страницы и даёт возможность сосредоточиться на материале. Здесь вы можете отключить его в любой момент.
Режим чтения

Режим чтения увеличивает текст, убирает всё лишнее со страницы и даёт возможность сосредоточиться на материале. Здесь вы можете отключить его в любой момент.

V-Art — это украинский стартап. Компания разрабатывает платформу с цифровыми активами. На платформе V-Art есть виртуальные галереи и маркетплейс для демонстрации и продаж цифрового искусства.

У V-Art интернациональная команда и онлайн-бизнес, сосредоточенный на иностранных рынках. Основательницы стартапа — украинки Анастасия Глебова и Ольга Симсон — выехали за границу из-за войны в Украине. Вынужденный релокейт команды, запуск маркетплейса во время войны и настройка работы команды и бизнеса под давлением обстоятельств. Как это было — девушки рассказали Vector.

Чем вы занимались в мирное время?

Анастасия: Я предприниматель в области ArtTech, занимаюсь цифровым искусством. Работала как культурный менеджер, консультант по цифровизации искусства.

До стартапа V-Art я работала с другими проектами и бизнесами в креативной индустрии. Координировала международные проекты, читала лекции для художественных институций.

Два года назад мы с коллегами основали V-Art — платформу для управления предметами искусства как цифровыми активами. V-Art объединяет виртуальные галереи и маркетплейсы для демонстрации и продажи цифрового искусства.

Ольга: Я — юрист, специалист по интеллектуальной собственности и IT-праву. Сопровождала проекты в креативных индустриях, работала со стартапами, реализовывала собственные проекты на коммерческой и грантовой основе. Кроме того, я профессионально занималась бальными танцами и даже открыла свою танцевальную студию.

Стартап V-Art являлся для меня важным проектом. Теперь это мой основной бизнес. Его не просто удалось сохранить, он живет и развивается.

Где вы были, когда началась война? Почему решили эвакуироваться?

Ольга: Я была под обстрелами в Харькове. Мой дом и сегодня находится на линии огня. Он расположен в районе Северная Салтовка. Рядом уже дважды взрывались бомбы и “грады”, поэтому теперь дом сильно поврежден.

Мы прятались в подвале пять дней. Дальше поняли, что это очень опасно для детей. Поэтому решили уехать из города. Когда ехали, думали только об одном: чтобы не попасть под обстрелы.

Когда покидаешь свой дом, уже не столь важно, где ты находишься. Потом мы уехали в Польшу. Наша эвакуация длилась целую неделю. Но, к счастью, теперь мы в безопасности.

Анастасия: Утром 24 февраля я была с семьей нашего кофаундера Александра Величко в Черкасской области.

Мы решили, что за границей я смогу работать более эффективно, чем в Украине под обстрелами. Поэтому решение о моем выезде было принято коллегиально и очень быстро.

Команда V-Art

Где теперь вы и ваша команда?

Ольга: Я сейчас в Варшаве. Наша команда разбросана по миру, но мы постоянно на связи.

Анастасия: Я — в Кашкайше, небольшом городе неподалеку от Лиссабона. Постепенно перевожу сюда членов команды, выехавших за границу. Еще до войны наша команда была международной. Теперь география компании расширилась. Сейчас специалисты V-Art живут в Украине, США, Эквадоре, Португалии, Великобритании, Германии, Италии, Швеции, Польше, Румынии, ОАЭ.

Как вы адаптировали работу компании? Изменились ли ваши бизнес-планы из-за войны?

Ольга: Я пока адаптируюсь, пытаюсь обустроиться на новом месте. Есть много организационных и бытовых проблем, которые нужно решить. И еще больше моральных, психологических вопросов: душой и сердцем я постоянно со своей страной, городом, домом. Кроме того, моя мама до сих пор находится в Харькове.

Удается ли продуктивно работать находящимся в Украине членам команды?

Анастасия: Наши коллеги сейчас во Львове, Львовской области и Киеве. Они работают, занимаются волонтерством, спускаются в убежища во время воздушных тревог. Главное, что мы на связи и можем оперативно переструктурировать задачи при необходимости.

Эффективность работы в первую очередь зависит от мотивации. Теперь мотивация команды даже больше, чем до войны.

Что удается, а что не удается реализовать в новых условиях?

Нам удалось полностью обеспечить операционную деятельность компании. В развитии технической инфраструктуры мы даже немного ускорились. Нас поддержали партнеры и коллеги из других стран: они взяли на себя часть обязанностей, пока мы эвакуировали украинских членов команды за границу или в западные регионы Украины.

К сожалению, нам не удается проводить регулярные встречи. Очень скучаю по ним. Надеюсь, мы восстановим еженедельные, как только все закончится.

Анастасия Глебова и Ольга Симсон

Что самое сложное в вашей работе сегодня?

Ольга: Самое сложное — собрать вместе мозги, собраться морально. Каждый день возникает очень много вопросов, которые нужно решать, начинать с нуля. Кроме того, все время приходят трагические новости из Украины, информация о новых обстрелах, воздушных тревогах.

Расскажите о вашей волонтерской деятельности. Как можно быть полезным для Украины, когда работаешь за границей?

Анастасия: У нас есть три основных направления волонтерства.

  • Мы представляем коллекции от украинских и зарубежных художников, кураторов, институтов, где от 30 до 100% средств идут на прямую гуманитарную поддержку — закупки и доставки товаров первой необходимости, медикаментов, средств связи и т.д. В целом нам удалось собрать более 500 работ с гуманитарной составляющей. Равномерно представляем их на нашем маркетплейсе. В частности, мы уже выпустили Genesis Collection, Inaugural Collection и коллекцию Make Art Not War.
  • Работаем с международными проектами, которые помогают Украине: с европейскими, украинскими музеями, галереями и другими организациями. Они гарантируют цифровую (и иногда физическую) безопасность культурных артефактов.
  • Члены нашей команды принимают участие в различных коммуникационных мероприятиях — от митингов до встреч с министрами и международными корпорациями. Также наши люди волонтерят, занимаются логистической работой в Украине. Одна из моих коллег еще в первые дни войны организовала инициативу RELI3F, собрала более $1 млн и передала их в благотворительные фонды.

В общем, можно быть полезными по-разному. На мой взгляд, сегодня важно показать миру, что украинские стартапы и бизнесы работают независимо от обстоятельств.

В будущем они сделают важный вклад в восстановление инфраструктуры и развитие новой экономики Украины. Поэтому команда V-Art продолжает работать, придерживаться стратегических целей.

Планируете ли возвращаться в Украину после войны?

Ольга: Да, я планирую возвращаться. В Украине остался мой дом, офисы, часть бизнеса, а главное — мое сердце.

Анастасия: Конечно, я буду приезжать в Украину, как только будет возможность. Что касается постоянного проживания, пока не знаю. Стараюсь прежде быть там, где могу приносить максимальную пользу V-Art.

После победы мы продолжим поддерживать креативную экономику Украины. Будем реализовывать проекты, максимально привлекать и представлять украинских художников, кураторов, украинские институции и т.д.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...