Кто эти люди

Из геодезиста в программисты. Как Томас Петерффи придумал электронный трейдинг

13 сентября 2021, 13:00
74 мин чтения
Материал успешно добавлен в закладки Достигнуто максимальное количество закладок
Добавить в закладки

Любую статью можно сохранить в закладки на сайте, чтобы прочесть ее позже.

Дарья Чернина
Дарья Чернина Открываю у предпринимателей сверхспособности, показываю потустороннюю силу компаний.
Из геодезиста в программисты. Как Томас Петерффи придумал электронный трейдинг
Режим чтения увеличивает текст, убирает всё лишнее со страницы и даёт возможность сосредоточиться на материале. Здесь вы можете отключить его в любой момент.
Режим чтения

Режим чтения увеличивает текст, убирает всё лишнее со страницы и даёт возможность сосредоточиться на материале. Здесь вы можете отключить его в любой момент.

По приезду в США у Томаса Петерффи было всего $100. Он не знал английский, не получил образования и не представлял, чем хочет заниматься. Затем он увлекся программированием, начал торговать на бирже и изменил эту отрасль. Сейчас Петерффи — на 65 месте в рейтинге Forbes. Его состояние оценивается в $19,7 млрд. Редакция Vector рассказывает, как беженцу из Венгрии удалось создать электронный трейдинг.

Шаг 1: Уехать в США и научиться программировать

30 сентября 1944 года советские войска освобождали Венгрию от оккупации. Большую часть населения Будапешта эвакуировали в подвалы и бомбоубежища. В одном из них (в больнице) во время бомбардировки родился Томас (Тамаш) Петерффи.

Его семья не поддерживала политику СССР. Как уверял сам Петерффи, коммунисты отобрали у его родственников все земли и богатства, которые они зарабатывали столетиями. Поэтому семья Томаса жила достаточно бедно. По воспоминаниям миллиардера, в те годы его мать часто плакала и уверяла: светит им только голодная смерть.

В юном возрасте мальчик стал зачитываться запрещенными советской властью романами Горацио Элджера, которые отыскал в бабушкиной библиотеке. Излюбленной темой американского писателя были дети, самостоятельно вырвавшиеся из нищеты. Томаса подобные истории вдохновляли. И уже в 12 лет мальчик попробовал заработать на одноклассниках.

Однажды его друг привез из Австрии жвачку Juicy Fruit и поделился (по другой версии — продал) с Томасом. Попробовать новинку хотелось многим. Петерффи решил разрезать каждую пластинку на пять кусочков и продать всем желающим. Об этой сделке узнал директор школы. Мальчика притащили в кабинет и стали отчитывать. «Где твоя коммунистическая совесть?» — кричал директор. Петтерфи молчал. По его словам, в те годы он даже не понимал значение этих слов.

Отец Томаса уехал в США в 1956 году после провала Венгерского восстания. Через девять лет к нему эмигрировал Томас, бросив обучение на инженера-геодезиста. Для него не нашлось места в доме отца. Перенк Петтерфи дал 21-летнему парню стодолларовую купюру и пожелал «сделать из себя что-то». Найти работу Томасу помогла венгерская община. Он устроился чертежником в нью-йоркскую инженерную фирму, занимавшуюся проектированием дорог.

Вскоре компания купила итальянский компьютер Olivetti No.1 для оптимизации работы. Программировать никто не умел, потому начали искать добровольца, который хочет научиться. На предложение откликнулся Томас. Ему показалось, что выучить язык программирования намного проще, чем английский. И он не прогадал. Вскоре Петерффи переквалифицировался из геодезиста в программиста.

Томас Петеффи

Шаг 2: Найти призвание

В 1967-м Петерффи получил работу в компьютерной консалтинговой фирме Aranyi Associates. Устроиться туда ему тоже помогла община — во главе компании стоял венгерский иммигрант Янош Арани (Janos Aranyi). В Aranyi Associates Петерффи работал над программами финансового моделирования для компаний из Уолл-стрит.

Через несколько лет Петерффи устроился в фирму по торговле сырьевыми товарами Mocatta Metals. В ней он продолжает разрабатывать трейдинговые и аналитические технологии. Благодаря главе компании (еще одному венгерскому иммигранту Генри Яреки (Henry Jarecki)), Томас разобрался в тонкостях работы финансовых рынков.

Однажды Петерффи поручили разобраться, как правильно оценивать опционы. Через девять месяцев усердного труда он представил решение проблемы похожее на модель Блэка-Шоулза. Оно позволяло определять теоретическую цену опциона.

К 1977 году Петерффи накопил $200 000. Он потратил $36 000 на покупку места на Американской фондовой бирже (AMEX). В то время хорошим брокером считался человек с громким голосом и стальными нервами. На его фоне Томас Петерффи смотрелся как минимум странно.

«Он не соответствовал шаблону», — вспоминал вице-президент по торговле опционами в AMEX Уильям Бродский. «У него был сильный венгерский акцент. Он пришел на биржу после работы в IT, а в последние годы был занят в сырьевой фирме. Он был специалистом по золоту и серебру, а не биржевым трейдером».

Сам Петерффи вспоминает, что каждое утро тащил в AMEX тонны бумаг, распечатанных из компьютера. Никто на бирже не понимал зачем. «Все считали меня абсолютно чокнутым», — смеется предприниматель.

Петерффи продолжил консультировать Яреки даже после ухода из Mocatta Metals. Один из таких случаев произошел в 1980 году. Тогда миллионеры братья Хант из США попытались скупить мировой запас серебра. Это дестабилизировало рынок драгоценных металлов. Представители крупных бирж собрались обсудить стоит ли покупать излишки серебра и по какой цене. Петерффи присутствовал на встрече по просьбе Яреки. Спустя час дискуссий Томас просто назвал оптимальную цену. 

«Удивительно, но он почти точно указал цену, по которой серебро продавалось через три или четыре недели», — вспоминает близкий друг Томаса Эрл Немсер.

Шаг 3: Установить свои правила 

В 1978 году Петерффи основал компанию TP&Co (Thomas Peterffy and Company). Затем он нанял четырех трейдеров, которых обучил своему алгоритму. От удачной сделки сотрудник получал 30%. В случае неудачи все убытки покрывала фирма Петерффи.

В 1982 году он трансформировал TP&Co в Timber Hill — фирму, названную в честь двух дорог в излюбленном районе северной части штата Нью-Йорка. В компании работало всего восемь сотрудников. Вместе с ними предприниматель задумал изменить устаревшую систему торгов. Петерффи искал способ электронного чтения цен опционов по мере их размещения, а не пару раз в сутки.

«Мне было очень скучно, совершать от 20 до 30 сделок в день, когда все говорили о бейсболе или баскетболе», — вспоминал он в интервью NYT. «Так что я стоял и фантазировал об устройстве, которое могло бы делать это вместо меня».

Так он вложился в производство переносных компьютеров, напоминавших современные планшеты. С помощью них он планировал торговать прямо из ямы NYSE и СВОЕ. Обе биржи инновационный подход к торгам восприняли с опаской. Вскоре они запретили приносить какую-либо аналитическую технику в торговый зал, кроме калькуляторов.

 «Это случай, когда люди боялись инноваций. У Тома было свое видение, и он хотел его реализовать. Они боялись, что эта новая технология слишком сильно изменит их привычный мир», — вспоминал события тех годов вице-председатель Lehman Brothers Томас Руссо.

Тогда Петерффи придумал, как обойти запрет. Окна его офиса находились напротив торгового зала Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE). Он установил на них экраны, которые загорались определенными цветами и в определенной последовательности. Каждое действие означало цифру от одного до девяти. Так, какое-то время трейдеры Петерффи продолжили работать, получая обновленные данные в реальном времени. 

Беспрерывно мигающие огни также вызвали переполох в торговом зале. Чтобы доказать, что в такой передаче информации нет никакой инсайдерской торговли, Timber Hill раздал шифр всем желающим. Вскоре биржа попросила отвернуть экраны. Но Петерффи не думал сдаваться. Тогда он нанял клерков, которые стояли у окон и системой знаков передавали цифры трейдерам.

В 1986 Timber Hill уже торговала на:

  • Американской фондовой бирже (AMEX);
  • фондовой бирже Филадельфии (PSE);
  • фьючерсной биржи Нью-Йорка (NYFE);
  • Чикагской товарной бирже (CME);
  • Чикагской опционной бирже (CBOE);
  • Чикагской торговой палате (CBT);
  • Тихоокеанской фондовой биржи (PSE);
  • опционном подразделении Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE).

В этом же году команда Петерффи переписали торговую систему для работы на платформах Sun. Благодаря этому доходность капитала трейдеров фирмы составила за год 430%. К 1987 преимущество электронного трейдинга стало очевидным. Биржи постепенно стали разрешать компьютеры в своих залах.

Яма биржи СВОЕ

Шаг 4: Взломать NASDAQ

Биржа NASDAQ запустилась в 1971 году. Она отличалась от существующих тем, что первой внедрила электронную доску купли-продажи активов. Также в ней отсутствовала классическая биржевая яма с кричащими трейдерами. Все операции проводились через ручной ввод данных.   

Команда Timber Hill присоединилась к торгам на NASDAQ в 1987 году. Петерффи сразу не понравилась идея ручного ввода данных. Поэтому в Timber Hill решают взломать терминал биржи. Конкретного описания этого процесса найти не удалось. Похоже, специалисты Timber Hill реально вскрыли терминал и подключили к компьютеру с программой для автоматического трейдинга.

Через какое-то время руководство биржи заметило, что один из брокеров подозрительно быстро обрабатывает заявки и реагирует на изменения котировок. Как вспоминал Петерффи, высокопоставленный человек из NASDAQ долго нависал над предпринимателем, пока не спросил: «Ну скажи, как ты это делаешь?». Петерффи объяснил систему. 

Топ-менеджер выслушал и сказал, что проверит позволяют ли такое правила биржи. Спустя какое-то время он вернулся к столу Петерффи. «В своде правил NASDAQ сказано, что нельзя перерезать провода. Все заказы необходимо вводить с клавиатуры. У вас есть неделя, чтобы это исправить», — сообщил представитель биржи.

Как можно без взлома терминала и ручного ввода оперативно обрабатывать информацию? Вскоре, предпринимателю пришла в голову гениальная идея — эта работа по силам роботу. 

В итоге в зале NASDAQ появился самодельный робот, печатающий резиновыми пальцами. Это был достаточно шумный, но быстрый аппарат. Зато он не нарушал правила торгов на NASDAQ. Так команда Томаса придумала первого роботизированного трейдера на Уолл-стрит.

Биржа NASDAQ

Шаг 5: Утвердиться в эпохе цифровых торгов

Количество сотрудников Timber Hill увеличилось до 142 в 1992-м и до 284-м в 1997-м. Компания начинает торговать в Европе на Швейцарской бирже финансовых фьючерсов и опционов (SOFFEX). 

В 1993 Петерффи разделяет Timber Hill на две компании. Timber Hill продолжит развивать механизмы для технологизации рынка. Новосозданная Interactive Brokers взяла на себя роль брокера. Обе компании вошли в холдинг Петерффи Interactive Brokers Group (IBKR). В 1999 году его покупкой заинтересовались представители одного из крупнейших инвестиционных банков США Goldman Sachs. Петерффи отклонил предложение. Сумма не разглашалась.

Уже к 2001 году общие объемы электронных брокерских операций и маркет-мейкерской деятельности компании теперь превысили 200 000 сделок в день. В последующие годы IBKR продолжила выпускать различные инструменты для трейдеров. 

Например, в 2002 году запустили сервис MobileTrader. Он позволил клиентам IBKR торговать из любой точки мира. Другой пример — TWS Probability Lab, который запустили в 2013 году. Это инновационный и практический инструмент для торговли опционами без сложных математических вычислений. 

В 2007-м году компания провела IPO. В ходе размещения она привлекла $1,2 млрд. Параллельно рос капитал компании. В 2002 году он составил $2 млрд, а в 2020-м — $9 млрд.

Шаг 6: Передать опыт следующему поколению

В 2019 году Петерффи объявил, что покидает должность CEO в IBKR. Он сохранил пост председателя совета директоров. Новым СЕО стал Милан Галик. Сейчас в IBKR работает больше 2000 человек. Чистая прибыль достигла $1,17 млрд в 2020 году.

Петерффи говорит, что автоматизация сделала мир лучше. Например, удешевила покупку и продажу акций. Но предприниматель считает, что эта гонка за скоростью приносит больше вреда, чем пользы.

«Мы соревнуемся за миллисекунды. И то, можете ли вы сэкономить три миллисекунды при выполнении заказа или нет — не несет абсолютно никакой социальной ценности», — высказал мнение миллиардер.

30 сентября Петерффи исполнится 77 лет. Он живет в своем загородном доме во Флориде, ездит на лошадях и продолжает задавать тренды в трейдинговом бизнесе. Он уже не создает алгоритмы, не пишет программы и не принимает участие в торгах. Про это время ему напоминает небольшая статуэтка «Алисы в стране чудес» Сальвадора Дали. По словам Петерффи, Уолл-стрит тех времен часто напоминал перевернутый мир.

«В нем люди по глупости и необъяснимо цепляются за статус-кво, а не принимают инновации здравого смысла. Там я и чувствовал себя «Алисой в стране чудес»», — смеется миллиардер. 

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Кто эти люди
Потребностей в армии больше, чем помощи. Как IT-топы создали фонд KOLO
Материал успешно добавлен в закладки Достигнуто максимальное количество закладок
25 марта 2022, 14:30 6 мин чтения
Кто эти люди
$500 000 инвестиций и цех в Жулянах. Как стартап Ochis выпускает очки из кофейного жмыха
Материал успешно добавлен в закладки Достигнуто максимальное количество закладок
25 мая 2021, 14:53 7 мин чтения
БИЗНЕС «Рынок неограничен». Создатель первого украинского электрогрузовика — о запуске, бизнес-модели и нюансах производства
«Рынок неограничен». Создатель первого украинского электрогрузовика — о запуске, бизнес-модели и нюансах производства
Материал успешно добавлен в закладки Достигнуто максимальное количество закладок
13 мая 2021, 11:40 11 мин чтения
Кто эти люди От Burger King до Баффетта в IT. Как Чамат Палихапития меняет Кремниевую Долину
От Burger King до Баффетта в IT. Как Чамат Палихапития меняет Кремниевую Долину
Материал успешно добавлен в закладки Достигнуто максимальное количество закладок
28 апреля 2021, 14:30 13 мин чтения
Загрузка...