Кто эти люди

Изобретатель, футуролог, биохакер. Почему весь мир слушает предсказания Рэя Курцвейла

09 июня 2021, 12:43
18 мин чтения
Материал успешно добавлен в закладки Достигнуто максимальное количество закладок
Добавить в закладки

Любую статью можно сохранить в закладки на сайте, чтобы прочесть ее позже.

Режим чтения увеличивает текст, убирает всё лишнее со страницы и даёт возможность сосредоточиться на материале. Здесь вы можете отключить его в любой момент.
Режим чтения

Режим чтения увеличивает текст, убирает всё лишнее со страницы и даёт возможность сосредоточиться на материале. Здесь вы можете отключить его в любой момент.

Своими изобретениями 1970–1980-х годов Рэй Курцвейл навсегда вписал себя в историю развития технологий. Именно ему принадлежит разработка первой машины для чтения печатного текста, планшетного сканера и музыкального синтезатора, воспроизводящего звук рояля. Если для вас ИИ — это что-то из последних новостей, то Рэй Курцвейл занимается им уже более 50 лет.

Однако прославился он не только своими изобретениями, но и увлечением биохакингом, достаточно точными футурологическими прогнозами и верой в эпоху сингулярности. Мы рассказываем главное о жизни этого выдающегося человека.

Курцвейл с программным обеспечением, разработанным его компанией, которое отображало речевой паттерн

Курцвейл с программным обеспечением, разработанным его компанией, которое отображало речевой паттерн (Photo by Steve Liss/Time Life Pictures/Getty Images)

Семья

Корни научных взглядов Рэймонда Курцвейла — в его специфическом бэкграунде. Изобретатель родился в очень образованной еврейской семье в Куинсе (Нью-Йорк). Его отец Фредерик был пианистом и дирижером, а мать Ханна — художницей.

Курцвейл бережно хранит диссертацию своего отца о Йоханнесе Брамсе. Немецкий композитор сыграл крайне важную роль в истории семьи Курцвейлов. В одном из интервью изобретатель рассказывает о судьбоносном концерте его отца в Вене, где ранее жила семья. Произведения Брамса так взволновали состоятельную слушательницу-американку, что она заявила Фредерику Курцвейлу: «Если вам когда-нибудь что-нибудь понадобится, дайте мне знать». В итоге именно она спонсировала переезд семьи в США после аншлюса Австрии в 1938 году и нарастания антисемитизма в стране.

Фредерик умер в 58 лет, когда будущему изобретателю было всего 22 года. Утрата отца очень повлияла на Курцвейла. Он до сих пор хранит его документы и вещи и планирует создать аватар отца на их основе.

Бабушка Курцвейла Лилиан Бейдер была одной из первых женщин в Европе, получивших докторскую степень по химии. Она написала мемуары о жизни в Австрии «Одной жизни недостаточно». Именно Лилиан показала пятилетнему Рэю свою механическую печатную машинку, которая сильно его впечатлила.

Детство и юность

В детстве будущий изобретатель зачитывался научно-фантастическими книгами о Томе Свифте. Он стремился стать похожим на юного гения-изобретателя и преуспел в этом. Уже в пятилетнем возрасте Курцвейл строил модели лодок, автомобилей и космических кораблей. В 7–8 лет он создал кукольный театр с механическими системами, меняющими декорации. В 12 лет он сделал простое вычислительное устройство.

С информатикой Курцвейла познакомил дядя — инженер крупного исследовательского центра Bell Labs. В 13 лет подросток получил награду за систему баз данных.

В 14–15 лет он создал свое первое серьезное изобретение — компьютерную программу, которая могла распознавала мелодии известных композиторов и писала свою музыку, подражая их стилю. «Это положило начало моему пожизненному интересу к распознаванию паттернов», — говорит Курцвейл об основной способности ИИ. Он сыграл композицию, написанную его программой на собранном им компьютере, в эфире телеигры I’ve Got a Secret.

В старшей школе Курцвейл состоял в переписке с ученым в области ИИ Марвином Минским, который работал в Массачусетском технологическом институте (MIT). В 1965 году Курцвейл и сам начал обучение в MIT. Так как за первые полтора года обучения в институте будущий изобретатель успел пройти всю тогдашнюю программу по информатике (8–9 курсов), он увлекся литературой. В итоге, Курцвейл получил степень бакалавра сразу по двум специальностям.

Изобретения

Еще во время учебы Курцвейл основал компанию, где помогал ученикам старшей школы найти подходящие колледжи. Подбор производил компьютер, оценивавший специальные анкеты c 300 вопросами. В итоге Курцвейл продал свою компанию Harcourt, Brace & World за $100 000 плюс роялти. Таким образом, еще до окончания университета в 1970 году у него было небольшое состояние.

1970–1980-е годы — период ключевых изобретений. Так, в 1974 году Курцвейл основал Kurzweil Computer Products — компанию по производству программного и аппаратного обеспечения. В то время с помощью оптического распознавания символов (OCR — optical character recognition), то есть перевода печатного текста в электронный вид, можно было распознать только 1–2 специальных шрифта. Курцвейл решил изобрести технологию для распознавания любого стиля печати.

Однако, чтобы сделать целостное устройство, ему не хватало плоского сканера для текстов и синтезатора для озвучивания. Поэтому компании Курцвейла пришлось изобрести все три технологии. Так была создана Kurzweil Reading Machine (KRM). Она могла читать обычные книги, журналы и другие печатные документы вслух. Незрячему человеку это открывало мир печатного слова.

Изобретение получило широкую известность. Позже его приспособили и для коммерческих целей. Например, базы данных Lexis и Nexis создавались с помощью технологии Курцвейла для сканирования и распознавания документов. В 1980 году его компанию купила Xerox.

Первым заказчиком устройства стал известный незрячий американский певец Стиви Уандер. Он же стал музыкальным консультантом в следующей компании Курцвейла. Kurzweil Music Systems выросла из их желания соединить гибкость звучания электронных инструментов с красивым звуком акустических. В июне 1983 года выпустили прототип Kurzweil 250 (K250) — первого электронного музыкального инструмента, имитирующего сложный звуковой отклик практически всех оркестровых инструментов.

В ходе слепых тестов концертные пианисты не смогли отличить инструмент Курцвейла от рояля. В итоге его использовали многие легендарные музыканты — от Depeche Mode до Duran Duran. В 1990 году изобретатель продал Kurzweil Music Systems корейской компании Young Chang, крупнейшему производителю пианино в мире.

Рэй Курцвейл и Стиви Уандер

Рэй Курцвейл и Стиви Уандер, играющий на Kurzweil 250

Однако следующая компания Курцвейла было не так успешна. В 1982 году он основал Kurzweil Applied Intelligence, чтобы коммерциализировать свои исследования в области распознавания речи и ее преобразования в печатный текст. Компанию поддерживали фонд Гарвардского университета и подразделение венчурного капитала Xerox. Со временем она сфокусировалась на разработке системы, которая позволяла бы врачам надиктовывать медицинские отчеты компьютеру.

Bloomberg пишет, что экспансия на медицинский рынок проходила медленнее, чем ожидалось, отчасти из-за несовершенной технологии. Также больницам было сложно сходу вложить большие деньги в совершенно новое изобретение. В 1991 году компания получила более чем скромную прибыль — $111 000 при выручке в $10,5 млн. И Курцвейл, и со-СЕО компании Бернард Брэдстрит хотели сделать компанию публичной, чтобы привлечь деньги на разработку технологии. Для этого им нужна была успешная отчетность на протяжении шести кварталов.

Под руководством Брэдстрита в компании начали подделывать документы и симулировать продажи. Якобы проданные покупателям системы на самом деле отправляли на местный склад. Обман в итоге раскрыли аудиторы. Брэдстрита и вице-президента по продажам Томаса Кэмпбелла признали виновными в мошенничестве. Курцвейла подозревали в соучастии, но сам он категорически отрицал это.

В итоге компанию в 1997 году продали бельгийской Lernout & Hauspie (L&H), специализирующейся на технологиях распознавания речи. Примечательно, что и эта компания обанкротилась в 2001 году из-за мошенничества менеджмента.

Курцвейл основал свою очередную компанию Kurzweil Educational Systems с «блестящей командой ученых и менеджеров» из Kurzweil Computer Products. Ее технологии помогают учиться людям с нарушениями зрения, дислексией и СДВГ. В 2005 году компанию купила Cambium Learning Group.

Были у Курцвейла и достаточно забавные проекты, например, основанная в 1998 году Kurzweil CyberArt Technologies. Художник Харольд Коэн разработал ИИ-программу AARON, которая создавала оригинальные рисунки на компьютере. Курцвейл получил лицензию на программу и создал полноценный продукт — неповторяемые заставки для компьютера, нарисованные ИИ. Другой продукт компании — Ray Kurzweil’s Cybernetic Poet. Это программа, которая создает «языковую модель» автора на основе его поэзии и пишет по ней оригинальные стихи. Здесь нельзя не вспомнить самое первое произведение Курцвейла — программу, которая писала музыку в стиле того или иного композитора.

Вера Курцвейла в возможности ИИ была настолько сильной, что в 1999 году он также основал компанию FatKat (Financial Accelerating Transactions from Kurzweil Adaptive Technologies). Ее целью была разработка программного обеспечения, отбирающего акции для инвестиций количественными методами.

Курцвейл упоминал что новая технология будет принимать решения на основании «нелинейных процессов», похожих на работу мозга.

Venture Beat пишет, что компанию поддержал ряд известных инвесторов, вложив в нее $2 млн. В их числе — венчурный капиталист Кремниевой долины Винод Хосла и экс-председатель Nasdaq Майкл Браун. Хотя еще в 2005 году Курцвейл говорил, что его ИИ-программа возвращает 50–100% инвестиций за последние два года, со временем проект сошел на нет.

В 2005 году Курцвейл совместно с National Federation of the Blind Reader (Национальная федерация слепых читателей) представил свое последнее громкое изобретение — K-NFB Reader. Это небольшое портативное устройство, которое озвучивало тексты для слабовидящих людей. Сейчас KNFB Reader доступен на iOS и Android.

В декабре 2012 года Курцвейла нанял сооснователь Google Ларри Пейдж в качестве технического директора. Описание его должности состоит из одного предложения: «Привнести в Google понимание естественного языка». По словам Курцвейла, он попал в Google благодаря своей книге «Сингулярность близка». Пейджу понравилась рукопись, и Курцвейл попросил его инвестировать в один из его новых проектов. Он в ответ предложил использовать «ресурсы Google-масштаба».

Рэй Курцвейл и Билл Клинтон

За свои изобретения Рэй Курцвейл получил множество наград. Например, Национальную медаль в области технологий и инноваций (2000 год) — высшую американскую награду за вклад в технологический прогресс.

Футуролог

Вероятно, Курцвейл так бы и остался известным и почитаемым изобретателем, если бы не начал развивать реноме технологического футуролога. Основатель Microsoft Билл Гейтс даже однажды назвал его «лучшим человеком в предсказании будущего ИИ».

C 1990-го года Курцвейл выпустил ряд научно-популярных книг. Вот три самые известные:

  • «Эпоха думающих машин» (The Age of Intelligent Machines, 1990);
  • «Эпоха духовных машин» (The Age of Spiritual Machines, 1999);
  • «Сингулярность близко» (The Singularity Is Near, published in 2005).

В их основе лежит закон ускоряющейся отдачи (law of accelerating returns) сформулированный самим Курцвейлом. Согласно ему, технологический прогресс происходит экспоненциально, а не линейно, хотя это и кажется противоречащим интуиции.

Изобретатель объясняет: первые технологические шаги (каменные орудия, огонь, колесо) заняли десятки тысяч лет и были едва заметны для живших в ту эпоху. Затем прогресс постепенно ускорялся. Если бы он был линейным, то только на развитие технологий XXI века потребовалось бы порядка 200 столетий. Курцвейл считает, что именно умение видеть экспоненциальное, а не линейное развитие помогает ему делать точные технологические прогнозы.

Как и у любых предсказаний, часто точность прогнозов Курцвейла зависит от интерпретации. Однако некоторые вещи изобретатель действительно подметил удачно. Например, в «Эпохе думающих машин», которую Курцвейл написал в 1980-х, он предсказал:

  • появление в 1990-х всемирной сети коммуникаций, связывающей людей друг с другом и со знаниями (интернет);
  • поражение чемпиона мира по шахматам в игре с компьютером к 1998-м (Гарри Каспаров проиграл Deep Blue от IBM в 1997-м);
  • обмен материалами и сообщениями, даже любовными, через беспроводные сети (wi-fi).

«Эпоху духовных машин» Курцвейл писал в 1990-х. В ней он прогнозировал, что к 2009 году:

  • люди в основном будут пользоваться портативными компьютерами;
  • эти компьютеры станут значительно легче и тоньше;
  • цифровые объекты (книги, музыкальные альбомы, фильмы и ПО) будут быстро распространяться в виде файлов данных по беспроводной сети без физического аналога.

В работе «Сингулярность близка» (опубликована в 2005 году) изобретатель предсказал, что к 2010 году:

  • компьютеры будут малы и практически невидимы — их будут прятать в одежду и окружающие предметы;
  • люди получат доступ к беспроводной связи с очень высокой пропускной способностью (мобильный интернет);
  • появится дополненная реальность.

Конечно, есть и менее точные прогнозы. Например, Курцвейл считал, что к 2009 году мы будем набирать текст посредством голоса. Однако даже в 2021-м большинство из нас предпочитает печатный текст голосовым сообщениям. Не сбылось предсказание и об автономном вождении в 2009-м: даже в 2021-м с ним все еще большие проблемы.

Рэй Курцвейл

Рэй Курцвейл во время одного из публичных выступлений

Как бы там ни было, репутация изобретателя и футуролога неплохо монетизируется. В 2009 году издание Newsweek писало, что Курцвейл произносит около 70 речей за год по $30 000 за выступление.

Наверное, самым тяжелым для восприятия в футурологическом творчестве Курцвейла является понятие технологической сингулярности. Под ней Курцвейл понимает особый период, который наступит уже в 2045 году. Это событие напрямую зависит от уже известного нам закона ускоряющейся отдачи. Если технологические изменения происходят экспоненциально, то придет время, когда компьютеры, нанотехнологии и искусственный интеллект безвозвратно изменят человеческую жизнь.

«После наступления сингулярности разум, освобожденный от своих биологических и технологических корней, начнет пронизывать материю и энергию в самой их сущности. Соединенный разум достигнет этого, реорганизуя материю и энергию в поисках оптимального равновесия, которое требуется, чтобы выйти за пределы Земли», — пишет Курцвейл.

Звучит странно, но, по его мнению, даже до сингулярности нам будет чем заняться. Так, примерно в 2020-х годах человек научится бесконечно продлевать свою жизнь за счет достижений в области биогенетики и нанотехнологий. Продвинутые нанороботы смогут проникать в тела людей и исправлять клетки. Большинство болезней исчезнет. Нормальное питание человека заменит наносистема.

В 2030-х годах виртуальная реальность начнет ощущаться на 100% реальной и мы сможем загрузить наш разум/сознание в компьютер. В 2040-х годах небиологический интеллект будет в миллиард раз способнее, чем биологический. К 2045 году мы умножим его в миллиард раз за счет связи нашего неокортекса с синтетическим неокортексом в облаке.

Идеи о сингулярности Курцвейла — не просто глубоко личные убеждения. В 2009 году он с предпринимателем Питером Диамандисом при поддержке NASA и Google создал Университет сингулярности (Singularity University). Несмотря на название, это не аккредитованный университет, а компания, предлагающая образовательные программы.

Биохакер и сингулярность

В ходе создания резонансных изобретений Рэя Курцвейла мало заботило здоровье. В 35 лет у изобретателя диагностировали диабет второго типа, и ситуация кардинально изменилась. Задумался он и о предрасположенности к сердечно-сосудистым заболеваниям, из-за которых умер его отец. Курцвейл утверждает, что традиционное лечение ему не особо помогало, поэтому он решил подойти к вопросу как изобретатель. Он начал тщательно следить за своим образом жизни и радикально изменил диету.

«Вы можете преодолеть свою генетическую предрасположенность. Считается, что [вы] — это 80% генов, 20% образ жизни. Если вы проявите усердие, будет 90% вашего вмешательства и 10% генов», — рассказывал Курцвейл в интервью Financial Times.

В 1993 году он даже опубликовал книгу «10% решение для здорового образа жизни» (The 10% Solution for a Healthy Life). В работе он делится своими идеями по поводу диеты и физических упражнений. Также он призывает читателей снизить потребление жиров максимум до 10% от общего количества потребляемых калорий.

По мнению Курцвейла, такая диета, умеренные физические нагрузки и потребление антиоксидантных веществ могут минимизировать риск сердечных и многих других заболеваний

Здесь нужно вспомнить о технологической сингулярности, в которую верит Курцвейл. Чтобы дожить до периода, когда вечная жизнь станет возможной, он предпринимает ряд мер. В 2005 году издание Wired так описывало его ухищрения: «В рамках своего распорядка дня Курцвейл принимает 250 добавок, от 8 до 10 стаканов щелочной воды и 10 чашек зеленого чая. Он также периодически отслеживает от 40 до 50 показателей физической подготовки, вплоть до своей «тактильной чувствительности». Впрочем, в 2015 году он рассказывал, что уже не принимает столько таблеток. В его рационе осталась всего сотня добавок.

В 2004 году Рэй Курцвейл и врач Терри Гроссман основали компанию Ray&Terry Longevity Products (сейчас TRANSCEND Longevity), которая продает витаминные добавки. В том же году вышла их совместная книга «Фантастическое путешествие: проживи достаточно, чтобы жить вечно» (Fantastic Voyage: Live Long Enough to Live Forever). Она рассказывает о том, как дожить до момента, когда наука победит старение и болезни. Одним из необходимых условий для этого является обильный прием витаминных добавок.

Критика

Конечно, идеи Курцвейла не могли не вызывать критических замечаний, а то и вовсе недоумения научного сообщества. Журналист Натан Пенски приводит красноречивую цитату лауреата Пулитцеровской премии Дугласа Хофштадтера:

«Чтение футуристов Рэя Курцвейла и Ганса Моравека — это, по моему мнению, очень странная смесь сильных и оригинальных идей с идеями просто сумасшедшими. Это как если бы взяли и смешали очень хорошую еду с собачьими экскрементами до такого состояния, когда нельзя отличить одно от другого».

Ученый Джером Ланье называет Курцвейла «кибернетическим тоталистом», а его взгляды — кибернетической эсхатологией. По мнению Ланье, она заимствует у марксизма учение об историческом предопределении. Также Ланье выступает против обособления машин в автономную силу. Он считает, что за технологический прогресс ответственны люди.

«Рэй переживает самый публичный кризис среднего возраста, который когда-либо проходил любой мужчина», — говорит ученый из курцвейловского Университета сингулярности на условиях анонимности.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Кто эти люди От Burger King до Баффетта в IT. Как Чамат Палихапития меняет Кремниевую Долину
От Burger King до Баффетта в IT. Как Чамат Палихапития меняет Кремниевую Долину
Материал успешно добавлен в закладки Достигнуто максимальное количество закладок
28 апреля 2021, 14:30 13 мин чтения
Загрузка...