Общество

Национальный бизнес по продаже комфорта. Как Украине научиться у Эстонии зарабатывать на налогах

16 июля 2019, 17:48
16 мин чтения
Материал успешно добавлен в закладки Достигнуто максимальное количество закладок
Добавить в закладки

Любую статью можно сохранить в закладки на сайте, чтобы прочесть ее позже.

Режим чтения увеличивает текст, убирает всё лишнее со страницы и даёт возможность сосредоточиться на материале. Здесь вы можете отключить его в любой момент.
Режим чтения

Режим чтения увеличивает текст, убирает всё лишнее со страницы и даёт возможность сосредоточиться на материале. Здесь вы можете отключить его в любой момент.

С 2014 года в Эстонии работает программа e-Residency. По словам представителей программы, за это время она принесла государству 7 млн евро. Кажется, эстонцы переживают о каждой налоговой копейке: как завезти ее в страну, удержать и реинвестировать. Об Украине такого не скажешь. Оба государства получили независимость в 1991 году, но когда наши пути так сильно разошлись?
Чтобы разобраться, как эстонцы придумали эффективную модель продажи комфорта и спокойствия за деньги, Vector побывал в Эстонии и записал эту историю из первых уст: президента Эстонии Керсти Кальюлайд, Head of PR в е-Residency Арно Кастанье и руководителя по развитию программы e-Residency на внешних рынках Алексея Воронкова.

Банкротство, с которого все началось

В 1991 году Эстония стала независимой. Сразу после распада Советского Союза она начала получать рекомендации от более развитых стран. «Они советовали нам повторить их путь, и таким образом стать успешными. Тогда мы решили, что повторять за кем-то — это не наш вариант», — вспоминает президент Эстонии Керсти Кальюлайд.
Проблема была в том, что Эстонии нужно было построить государство фактически с нуля, но после распада СССР она осталась банкротом. По словам Арно Кастанье, Head of PR в эстонском e-Residency, государству нужно было срочно формировать новые институции. При этом они не могли позволить себе тратить миллиарды на строительство городских администраций и банков. Власти должны были найти способ предоставлять людям качественные госуслуги и при этом остаться в рамках ограниченного бюджета. Решением стали электронные сервисы. Во-первых, это дешевле, во-вторых — удобнее.

Head of PR в e-Residency Арно Кастанье


Отстраивать сферу госуслуг эстонцы начали с денежной реформы, после чего занялись налогами. Вместо того, чтобы создать налоговую систему по европейскому образцу, эстонцы сформировали пропорциональную систему (налоговые ставки устанавливаются в едином проценте к доходу налогоплательщика независимо от величины дохода, — ред.) «Нам все говорили, что в теории это отличный вариант, но воплотить его в жизнь нереально. Все говорили, что такая система недолговечна и непостоянна», — говорит президент.
В Эстонии поняли: в частном секторе используют технологии, которые можно применить и в публичном. Именно технологии могли бы решить проблему населения: люди не понимали, как работает государство, как начисляют налоги, куда они идут и как их платить. Поэтому первым сервисом, который эстонское правительство разработало для граждан, стал сервис оплаты налогов. Он появился раньше всех остальных — даже раньше ID-карт.
Электронные паспорта появились позже. «Это были времена, когда компьютеры еще не стояли в каждом доме, поэтому мы обучали людей пользоваться электронными сервисами с помощью приватных компаний», — говорит президент. Объединяя частный и публичный секторы, Эстония перешла от советской экономики эксплуатации к экономике свободного рынка. «Нам нужно было научиться не только жить в свободной экономике, но и выживать. Население сопротивлялось новым системам», — объясняет Кальюлайд.
Жителям Эстонии понадобилось три года, чтобы научиться платить налоги онлайн. Так как в начале 2000-х большинство эстонцев не особо разбирались в компьютерах, первые 3 года  электронную налоговую систему использовали только 30-40% населения Эстонии. Власти подумали и о тех, кто не готов учиться пользоваться компьютером, поэтому эстонцам не запрещали подавать декларации в бумажном виде.

Со временем люди начали подстраиваться под новую систему, потому что ненавидели старую. «В советский период мы стояли в очередях за сахаром, обувью и газетами. Эта свобода «не идти больше куда-то», стала достаточно популярной», — говорит президент.

Президент Эстонии Керсти Кальюлайд

Фишки, которые внедрили эстонцы

Эстонское правительство решило, что удобное налогообложение должно быть в первую очередь прозрачным и простым. Арно Кастанье говорит: «Сейчас человеку нужно в среднем 2-3 минуты, чтобы посчитать цифры и заполнить декларацию. Налоговая ставка очень проста для расчёта».
В Эстонии компании платят налог на выведенный капитал, а не на прибыль. Если предприниматель продает свой товар или услугу, то получает за это деньги. На них он может либо купить товар для своего бизнеса (тогда это реинвестиция), либо выплатить себе дивиденды.
Если предприниматель реинвестирует, а не выводит деньги, то у него нет налоговых обязательств: он не должен платить ни подоходный, ни корпоративный налог. Если выводит — платит 20%. Налог на выведенный капитал стимулирует предпринимателей вкладывать свой капитал в бизнес. Такой подход увеличивает количество рабочих мест и помогает компаниям расти.
Эстонские налоговики считают себя сервисной службой, которая предоставляет услуги предпринимателям. Алексей Воронков, руководитель по развитию программы e-Residency на внешних рынках, рассказывает, что у его знакомых украинских предпринимателей была зарегистрирована компания в Эстонии. Спустя какое-то время они приостановили деятельность по эстонскому юрлицу и забыли подать годовой отчет вовремя. За это их должны были оштрафовать.
«По сути ребятам нечего было оплачивать: за тот период они не вели хозяйственную деятельность, но обязаны были сдать отчёт. Они написали по электронной почте в налоговую, что им нужен день-два, чтобы сформировать отчёт. На это им ответили: “Не волнуйтесь. Вот вам счета. У вас есть три недели, за которые вы можете подготовить документы и отправить нам”.
Спустя время ребята поехали в Эстонию, зашли в налоговую службу и спросили: “Как так? У вас была возможность нас оштрафовать”. На что получили ответ: “До этого вы платили налоги и не нарушали правила. К тому же, вы нас предупредили. Объективных причин штрафовать нет”», — рассказывает Воронков.

Руководитель по развитию программы e-Residency на внешних рынках Алексей Воронков

Сделали, как для себя, и поделились с иностранцами

В Эстонии живет всего 1,3 млн человек — в три раза меньше, чем в одном Киеве. Там нет природных ресурсов, которые можно было бы экспортировать. Когда государство реформировало свои процессы, правительство начало думать о своем конкурентном преимуществе: «Что мы можем предложить миру на экспорт?».
Решение пришло позже, когда Эстония создала для своих граждан IT-инфраструктуру, которой в начале двухтысячных еще не было у других государств. Тогда в Эстонии поняли: они могут дать доступ к своей инфраструктуре остальным странам. Так возникла идея электронного резидентства.

Электронное резидентство — это статус, который даёт человеку право использовать электронную подпись на территории Эстонии. Его могут получить те, кто не является жителем или гражданином Эстонии.

Чтобы стать электронным резидентом, нужно выполнить несколько шагов: получить цифровой ID, пройти верификацию в посольстве, зарегистрировать юридическое лицо и открыть счет в банке. При этом е-резидент сможет принимать платежи от клиентов и оплачивать налоги удаленно.
По государственному тарифу, получение карты электронного резидентства стоит 100 евро, получение юридического лица – 199 евро, аренда юридического адреса на год – от 100 до 200 евро. Ведение бухгалтерии – около 50 евро в месяц. Грубо говоря, за 500 евро можно зарегистрировать компанию и открыть счет.

Украинцы и е-резидентство

Как правило, свои компании в Эстонии регистрируют предприниматели, чьи компании ведут хозяйственную деятельность в своих странах. Украинская аудитория этой программы – бизнесмены, которые экспортируют свои товары и услуги в ЕС или Северную Америку. В Украине у них часто начинаются проблемы, они сталкиваются с административными барьерами: нужно собрать кучу документов, а если нужен PayPal — он здесь недоступен.
Как рассказывает Алексей Воронков, украинцы регистрируют компании в Эстонии, чтобы упростить взаимодействие со своими клиентами и получить доступ к глобальным финансовым инструментам. По сути эстонская регистрация позволяет украинцам вести бизнес спокойно и комфортно. С документами е-резиденту помогают бухгалтеры и юристы, которым он платит за услуги.

Тайные и явные выгоды для эстонцев

Налог на выведенный капитал — это решение, которое до сих пор работает на Эстонию. Именно на этом налоге базируется выгода и для e-резидентов, и для Эстонии. С одной стороны, е-резиденту не нужно платить налоги, если он не выводит свой заработок. С другой — этим Эстония привлекает иностранных предпринимателей и удерживает их компании в своей юрисдикции на долгие годы. Как следствие — медленно, но уверенно зарабатывает.

Появляется логичный вопрос «Стоп. Е-резиденты же не платят налоги. Тогда как Эстония зарабатывает?». Как объясняет Алексей Воронков, для Эстонии существует прямая и непрямая выгода от программы е-резидентства.

Прямая выгода — налоги. Компании, которые не реинвестируют, а выводят деньги, платят налог на дивиденды — 20%. По словам Алексея, таких компаний достаточно много.
Еще одна прямая выгода — е-резиденты со временем могут решить открыть, например, представительский офис, который будет заниматься продажами в Эстонии и ЕС. Открытие физического офиса влечет за собой определенные налогооблагаемые затраты, аренда офисного пространства, наем специалистов, сотрудники будут платить налог на зарплату и социальный налог.

Кроме прямых выгод, Эстония получает и непрямые — в сумме они дают Эстонии больше, чем прямые.
Главная — почти каждый е-резидент во время регистрации компании в Эстонии покупает услуги по регистрации компании, ведению бухгалтерского учета, аудиторские и юридические услуги. Все эти сервисы е-резидентам предоставляют эстонские компании, и с этой деятельности компании платят налоги. «Казалось бы: если е-резидент платит 50 евро в месяц за услуги, это очень мало. Тем не менее, по программе электронного резидентства в Эстонии зарегистрированы 7000 компаний», — объясняет Воронков.
Еще одна непрямая выгода — Эстония привлекает к себе внимание, как к туристическому направлению. Предприниматели, которые зарегистрировали компанию в Эстонии, на определенном этапе проявляют к стране туристический интерес, прилетают туда как путешественники или по работе. Также в Эстонии считают, что программа помогает стране оставаться в безопасности. Чем больше друзей у страны — тем устойчивее стоит сама Эстония.

Хоть идея электронного резидентства родилась всего 4 года назад, за это время программа уже принесла 7 млн евро прибыли. По данным Алексея Воронкова, в сумме за эти годы e-Residency заработала 17 млн евро, а потратили на программу 10 млн евро.

«Да, это немного, но мы себя называем “эстонский государственный стартап”: не приносим убытки, растём, и в перспективе нам удастся достигнуть хороших финансовых показателей», — объясняет Воронков.

Действительно ли Эстония переманивает украинцев

Электронное резидентство — не то же самое, что гражданство. По словам Воронкова, получение украинцами ID не означает, что украинский бизнес переезжает в Эстонию и перестаёт платить налоги в украинскую казну. Это распространенное, хоть и ошибочное мнение, потому что эстонская компания — просто промежуточная между украинской и европейскими клиентами. Юридическое лицо в Эстонии — это инструмент, который снимает административные препятствия.
Сейчас самая популярная схема работы украинского сектора экспорта IT услуг выглядит так: украинцы выставляют счет клиентам от имени своей эстонской компании. Они получают на этот счет деньги от клиента. На эти деньги у украинского ФОПа покупаются услуги по разработке этого программного обеспечения, за которые ФОП заплатит налог. С точки зрения эстонской компании, это – реинвестиция, поэтому они не должны платить налоги в Эстонии. В Украине компания обязана заплатить налоги точно так же, как была бы обязана и без юрлица в Эстонии.
«Украинские налоговые ничего не теряют от того, что люди регистрируют компании в Эстонии. Украинские предприниматели все равно являются налоговыми резидентами Украины и имеют свои налоговые обязательства. Просто Эстония предлагает удобный инструмент, за который предприниматель дополнительно платит», — говорит Воронков.
По мнению Алексея, от этой программы украинские предприниматели только выигрывают. «Это доступ украинцев к глобальным рынкам. Цель программы — не перевозить людей, а дать им возможность регистрировать бизнес в ЕС, не покидая свою страну», — объясняет он.
Электронное резидентство — это скорее способ конкурировать с другими странами на глобальном уровне в будущем, чем конкурировать с Украиной за рабочую силу сегодня. С этим соглашаются и в команде e-Residency. Они верят, что в будущем все страны будут конкурировать за предоставление государственных услуг не только своим гражданам, но и гражданам других стран. Поэтому сейчас в команде e-Residency уже разрабатывают новые услуги для е-резидентов. А по словам президента Эстонии, другие страны уже готовятся выходить на мировую арену с похожими на эстонский e-Residency предложениями.

Переиграть эстонский сценарий на украинский манер

Свой пошаговый план, как Украине стать цифровым государством и предлагать разработки в сфере госсектора на экспорт, на эстонском примере рассказывает Алексей Воронков:
Первое, что нужно — присутствие интернета везде. Эстонцы понимали: они не смогут иметь отделения в каждом отдаленном городке в Эстонии просто потому, что это будет экономически невыгодно. Решение — перевести все госуслуги онлайн. Для этого нужно, чтобы в каждом селе Эстонии люди могли получать эти услуги.
Во-вторых, чтобы Украина стала цифровым государством, важно создать уникальный цифровой идентификатор каждого гражданина. Этот пункт логически вытекает из предыдущего: если вы хотите подавать и получать документы через интернет, то учреждение должно точно знать, кто подает документы по ту сторону экрана. Для этого в Эстонии создали ID-карты. На каждой из карт — личный номер и чип, который нужно вставлять в USB-ридер каждый раз, когда вы хотите зайти в портал.

В-третьих, создать единую систему хранения и обмена между разными базами данных, которые находятся в разных государственных учреждениях в Эстонии. Так эстонцы решили проблему «бесплатного курьера», когда клиент учреждения должен бегать между организациями, чтобы собрать справки. При этом сам гражданин выбирает, какому учреждению он хочет дать доступ к определенному документу, и может отслеживать, кто смотрел его дело.
Сейчас в Эстонии 3 500 украинских е-резидентов, которые создали 770 компаний. Большинство из них регистрируются по разным причинам: во-первых, присоединиться к программе их мотивировал тот факт, что они основывают европейскую компанию, во-вторых — доступ к рынку и клиентам ЕС, и в-третьих — украинцев привлекает возможность вести все дела онлайн.

По мнению Арно Кастанье, чтобы в Украине получилось сделать то же, что в Эстонии, начинать нужно не только с налогов. По его словам, не получится починить налоговую систему, при этом не починив все остальное: «Когда в Эстонии меняется правительство, это не так драматически влияет на налоговые ставки в стране».

По мнению Арно, налоговая система должна быть более предсказуемой: люди должны знать, какие ставки будут в следующем году. Государство должно думать на два шага вперед, играть в длительное планирование.
Украина уже вдохновляется «государством в смартфоне» и пытается применить эстонский сценарий, внедряя системы безопасности и хранения данных Trembita и Vulyk. Налоги в Украине могут стать «национальным бизнесом». Нужно только следить, куда идет каждая копейка, создавать бизнес-ориентированный климат, стирать границы для иностранцев, и пытаться делать все, чтобы бизнес чувствовал себя так комфортно, как дома. А значит не хотел никуда уходить.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

#Ad #Center #Cto #Ea #Enter #IT #PayPal #Portal #PR #Telegram #Tor #Usb #Адрес #Аренда #Аудит #Банк #Банкрот #Бар #Бесплатно #Бизнес #Бизнесмен #Боты #Бухгалтер #Бюджет #Вклады #Город #Деньги #Документы #Евро #ЕС #Заработок #Затраты #Здесь #Игра #Идея #Инвестици #Капитал #Киев #Клиент #Клиентов #Климат #Компании #Компьютеры #Конкурент #Корпоративный #Курьер #Лого #Люди #Месяц #Министр #Мир #Мнение #Налог #Налоги #Налоговая #Налогообложение #Обмен #Обувь #Онлайн #Опрос #Организация #Отчет #Очки #Паспорт #Планирование #Платежи #Получение #Помощь #Правила #Правительство #Правки #Право #Предприниматели #Предприниматель #Президент #Прибыль #Программа #Программы #Продажа #Продажи #Процесс #Путь #Регистрация #Рекомендации #Руководитель #Свобода #Сервис #Система #Смартфон #Сотрудник #Сотрудники #Социальный #Способ #Спрос #Старт #Строитель #Строительство #Схема #Счет #Технолог #Технологи #Товар #Убытки #Удаленно #Украина #Услуг #Уход #Учет #Фактически #ФОП #Штраф #Экран #Экспорт #Эстония #Юрист #Юристы
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
НОВОСТИ
Польский разработчик тестов на COVID-19 привлек 5,2 млн евро
Материал успешно добавлен в закладки Достигнуто максимальное количество закладок
18 декабря 2020, 13:56 2 мин чтения
НОВОСТИ
9 главных визуальных трендов 2021 года по версии Depositphotos
Материал успешно добавлен в закладки Достигнуто максимальное количество закладок
18 декабря 2020, 11:23 4 мин чтения
НОВОСТИ
Как изменился украинский рынок фриланса в 2020 году — исследование
Материал успешно добавлен в закладки Достигнуто максимальное количество закладок
17 декабря 2020, 15:15 4 мин чтения
НОВОСТИ
Курс биткоина превысил $22 000. В чем причина?
Материал успешно добавлен в закладки Достигнуто максимальное количество закладок
17 декабря 2020, 12:40 1 мин чтения
Загрузка...