Режим чтения увеличивает текст, убирает всё лишнее со страницы и даёт возможность сосредоточиться на материале. Здесь вы можете отключить его в любой момент.
Режим чтения
Режим чтения увеличивает текст, убирает всё лишнее со страницы и даёт возможность сосредоточиться на материале. Здесь вы можете отключить его в любой момент.
Завершить
В нашей победе никто не сомневается. Британия призывает создать что-то вроде плана Маршалла, чтобы восстановить экономику Украины. Более того, отдельные страны уже обещают восстанавливать отдельные места: Греция обещает отреставрировать роддом в Мариуполе, а Италия — мариупольский театр . Планы по россии сейчас только в плоскости новых санкций. Что будет с ней после?
Мы решили перевести колонку Хэла Брендса для Bloomberg. Хэл — профессор Школы передовых международных исследований Университета Джона Хопкинса и ученый Американского института предпринимательства. Его колонка направлена на американскую аудиторию и особенно на людей в государстве, принимающих решения. Все же мы решили ее перевести, чтобы поделиться его взглядом на то, что будет с россией после поражения. Он предлагает три сценария, и спойлер: ни один из них не кажется хорошим для нее.
Что происходит с россией уже
Начиная с конца февраля на россию наложили экономические, торговые и финансовые санкции. Она медленно идет к дефолту, вместе с быстрым технологическим отделением от мира. Иностранные фирмы бегут из страны, а российские команды исключены из международных соревнований по футболу и другим видам спорта. Даже Международная федерация кошек запретила российским котам участвовать в своих мероприятиях.
россия — это не какая-то изолированная от мира тирания, как Куба или Северная Корея, это великая держава, чье население до недавнего времени было глубоко связано с глобальной средой. Сейчас россия испытывает международную изоляцию, которая обычно случается только тогда, когда страна воюет с миром.
Что будет с россией, если ее конфликт с Украиной затянется на месяцы или годы? Мы можем представить несколько сценариев, каждый из которых создаст неприятные вызовы для россии, а некоторые могут быть достаточно тревожными для Америки и ее союзников.
Вариант 1: Возрождение демократии
Лучшим вариантом станет «московская весна», когда война приведет к изменению режима и возрождению демократии, которую россия недолго переживала в 1990-х годах. Российские элиты свергнут путина и заключат мир с Украиной. Почувствовав на себе последствия агрессии и автократии, либеральные части российского общества потребуют более широкой политической свободы и реинтеграции страны в мир. Что-то похожее на то, как изоляция помогла убедить Южную Африку отказаться от апартеида в конце 1980-х годов, иностранное угнетение повлечет за собой резкие изменения во внешней и внутренней политике москвы.
Шансы на осуществление этого сценария невелики. Два десятилетия путинизма привели к слабой и раздробленной оппозиции. путин, несомненно, пытался оградить свой режим от переворотов, настраивая друг против друга службы безопасности и разведки. И даже если россия действительно переживет революцию, история 1990-х предостерегает нас, что может последовать — нестабильность и даже хаос.
Вариант 2: «Раненый гигант» и продолжение войны
Второй, более правдоподобный сценарий — «Раненый гигант». Здесь путин использует свой контроль над службами безопасности, чтобы держаться за власть и подавлять любое недовольство населения, которое рождает изоляция. Он использует возможности черного рынка, которые неизбежно создают санкции, чтобы поощрить лояльных людей. россия становится все более зависимой от Китая, поскольку ищет экономические и технологические альтернативы Западу.
Изменяется не столько российская политика, сколько российская власть: ценой продвижения вперед постоянное истощение экономики, замедленная технологическая модернизация и долгосрочное ослабление военного потенциала москвы. Этот сценарий не замечателен для западных и тихоокеанских демократий, но он также не суперплох для них: против более вялой, упадочной россии, США могли бы показать себя лучше в длительном соперничестве.
Вариант 3: россия становится Ираном
Есть третий, более мрачный сценарий — «Тегеран на Волге». Здесь изоляция и радикализация пропорционально нарастают. Образованные россияне покидают страну, лишая режим его наиболее откровенных либеральных критиков. Сторонники жесткой линии принимают «экономику сопротивления», основанную на самодостаточности и избегании вредного воздействия Запада. Агрессивные внутренние чистки, неустанная пропаганда и разжигание воинственного национализма порождают русский вариант фашизма. Когда путин в конце концов заканчивает свое правление, его заменяет такой же репрессивный, амбициозный и ксенофобский лидер.
Так россия становится сверхмощным Ираном с ядерным оружием — страной, которая навсегда отчуждена от мира и компенсирует слабость усиленной воинственностью. Эта россия далека от того, чтобы отступить в своей конфронтации с Западом, а наоборот, может усилить интенсивность этой борьбы — проводить широкие диверсионные программы в Европе или более агрессивно использовать свое кибероружие против США и других демократических стран.
Итоги
Естественно, действительность может отличаться от любого из этих сценариев. Но предсказание потенциальных вариантов иллюстрирует два важных момента:
Вашингтон должен начать серьезно думать о долгосрочной траектории россии. В 1989 году администрация президента Буша Старшего создала группу планирования, чтобы рассмотреть, что может произойти на фоне кардинальных изменений в Советском Союзе. Независимо от того, что произойдет во время этой войны, россия достаточно велика и мощна, чтобы ее траектория была жизненно важной для общего состояния международного порядка, а это значит, что США должны быть готовы к любому направлению, в котором она движется.
Будьте осторожны в своих желаниях. США и их союзники справедливо используют сокрушительные санкции, а также упорное сопротивление Украины, чтобы возложить тяжелые расходы на российский режим, грубо нарушивший основные нормы международного поведения. Умиротворение и военное вмешательство являются единственной очевидной и отвратительной альтернативой этой политике. Но мы только начали рассматривать, каковы его долгосрочные последствия.
Даже при наилучшем первом сценарии США столкнутся с огромными проблемами, помогая россии либерализироваться и выйти из-под авторитарного правления. Более правдоподобный вариант, что Вашингтон столкнется с непокорной, возможно, даже более радикализированной россией. Война в Украине в конце концов закончится, но проблемы Америки с россией, возможно, только начинаются.